16+
Выходит с 1995 года
8 ноября 2024
Этапы 100-летнего развития психологической науки

Предлагаем вашему вниманию доклад «Этапы 100-летнего развития и достижения советской психологической науки», прочитанный профессором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Игорем Никитовичем Семеновым на заседании методологического семинара в ПИ РАО в Москве 18 декабря 2018 г. И приглашаем психологов к дискуссии об истории и итогах 100-летия психологической науки в нашей стране.

Отмечая 100-летний юбилей советской психологии, необходимо, во-первых, обратиться к ее дореволюционным предпосылкам и зарождению в 1918 г. после Октябрьской революции, во-вторых, осуществить институциональный обзор истории психологии советского времени (1918–1991), в-третьих, эксплицировать логику ее развития и определить предметную сущность такого уникального и оригинального явления мировой психологической мысли ХХ в., как собственно «советская психология», а также, в-четвертых, охарактеризовать современный постсоветский период человекознания с тем, чтобы, в-пятых обозреть в целом всё (с начал ХХ по начало ХХI вв.) столетнее развитие отечественной психологической науки.

Достижение этих целей возможно на фоне краткой характеристики достижений отечественной психологии на основных фазах ее институционально-персонологического развития в ХХ–ХХI вв. Это предполагает построение общей периодизации основных эпох истории российской психологической науки посредством науковедческого анализа перипетий развития советской психологии в социокультурных условиях эволюции СССР в ХХ в.

Этими обстоятельствами определяется структура настоящей статьи. В первом ее разделе обосновываются задачи и проблемы изучения 100-летней истории российской психологии, в последующих разделах строится общая институционально-персонологическая периодизация основных вех вековой эволюции российской психологии досоветского, советского и постсоветского времени, а в заключение — кратко обобщаются ведущие достижения и эксплицируются основные особенности, тенденции и перспективы грядущего поступательного развития.

Институциональное становление российской психологии в дореволюционное время (начало ХIХ и ХХ вв.)

Начало развития российской психологической науки восходит к изданию в начале ХIХ в. первых книг и учебных пособий (Д.М. Велланский, Ф.А. Голубинский, М.Г. Павлов, И.И. Юрьевич) с обзором психологических (по Хр. Вольфу), антропологических (по И. Канту), онтологических (по Ф. Шеллингу) и гносеологических (по Г. Гегелю) разделов европейской философии для преподавания курсов психологии на различных ступенях государственного образования: в духовных академиях, гражданских университетах и гимназиях. В 1814 г. Якоб издал в 6 частях курс философии, третья часть которого посвящена психологии, а в 1839 г. А.А. Фишер — введение в опытную психологию, развитие которой он связывал с постижением духовного начала не только в верованиях христианской религии, но и в правилах строго естествознания. С позиций шеллингианства написаны книги по психологии Д.М. Велланского, А.И. Галича, Х.А. Экеблата. В России после закрытия по указу царя в 1850 г. (из-за боязни политических волнений в связи с европейскими революциями 1848 г.) в университетах философских факультетов и кафедр (вновь открытых лишь в 1863 г.), власти разрешили преподавание логики и психологии по программам духовных академий, что тормозило развитие в стране психологической науки.

В середине ХIХ в. в России появляются научные обзоры проблем психологии в контексте медицины (И.М. Сеченов) и педагогики (К.Д. Ушинский), а также — идеалистической философии (П.Д. Юркевич) и эмпирического человекознания (М.М. Троицкий). Первое основательное обобщение филсофско-психологических представлений о душе как предмете психологии было осуществлено М. Владиславлевым в 1866 с позиций идеализма, а в русле эмпиризма в диссертации М.М. Троицким в 1867 г. При этом идеалист К.Д. Кавелин и материалист И.М. Сеченов по-разному видят задачи психологической науки, развитие которой остается приватным делом в основном интересующихся ею богословов (архимандриты Ф. Авсенев, Г. Кикодзе), философов (Н.Я. Грот, А.И. Введенский), социальных мыслителей (П. Лавров) ратующих за необходимость учета в человекознании не только данных самонаблюдения, но и опытного знания. Начинается дифференциация психологии на различные отрасли: возникают педагогическая (К.Д. Ушинский, П.Ф Каптерев) медицинская (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев) психология. Пока велись полувековые дискуссии между интроспекционизмом и эмпиризмом в основанном в 1885 гг. философом и психологом М.М. Троицким Московском психологическом обществе (МПО) при МГУ, стажер В. Вундта физиолог В.М. Бехтерев открыл в том же году в Казанском университете первую в стране психофизиологическую лабораторию.

Таким образом институциональная история российской психологии начинается этими двумя событиями в 1885 г., но протекает ее эволюция почти полвека в теоретических дискуссиях в МПО, разве что кроме психофизиологических экспериментов И.М. Сеченова и В.М. Бехтерева, который лишь в 1907 г. создает в Петербурге Психоневрологический институт (позднее с 1930-х гг. – институт мозга). Здесь его ученик А.Ф. Лазурский организует психологическую лабораторию, где изучает характерологию и типологию личности. Профили личности исследует Г.И. Россолимо, открывший в 1911 г. на свои средства Институт по изучению развития детства, который стал второй психологической институцией в стране и после революции был передан им в состав МГУ. В 1907 г. философ, логик и психолог профессор Г.И. Челпанов организует на историко-филологическом факультете МГУ учебно-научный «Семинарий» для изучения психологии студентами кафедры философии. После стажировки Г.И. Челпановым со своим учеником Г.Г. Шпетом в ряде европейских университетов, они разрабатывают проект создания Психологического института, который открывается в 1912 г. на спонсорские средства купца-мецената С.И. Щукина (коллекционера импрессионистов) и становится третьей институцией российской психологической науки.

Важно подчеркнуть, что на рубеже ХIХ–ХХ вв. в эпоху Серебряного века [44] русской культуры психологические проблемы имели междисциплинарный характер: ибо они изучались в основном интересовавшимися психологией философами (М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, А.И. Введенский, Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский, И.И. Лапшин, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет и др. ) в диалоге с правоведами (П.И. Новгородцев), социологами (М.М. Ковалевский) психиатрами (П.Б. Ганнушкин, А.А. Сикорский, А.А. Токарский), биологами (П.П. Вагнер, П.П. Северцев), физиологами (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев) и педагогами (К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, П.П. Лесгафт, А.П. Нечаев). Психология доминировала в научно-исследовательской деятельности у И.М. Сеченова (методология человекознания, психофизиология центральной нервной системы и психология мысли), В.М. Бехтерева (психофизиология мозга и рефлекторная природа психики), Н.Н. Ланге (исследование эмоций), Г.И. Челпанова (изучение восприятия пространства), А.Ф. Лазурского (типология характеров), М.М. Рубинштейна (развитие личности), И.И. Лапшина, Н.Я. Пэрны [15] и П.К. Энгельмейера (психология творчества). Важное значение для психологии мышления имели книги философов С.А. Алексеева [4], Н.О. Лосского, Ф.Э. Шперка, Г.Г. Шпета по анализу роли сознания рефлексии интуиции в познавательных процессах с позиций неокантианства, феноменологии и волюнтаризма. Однако, эта сформировавшаяся в Серебряном веке [44] фундаментальная традиция философско-психологических штудий оказалась невостребованной и внезапно прерванной Октябрьской революцией.

Зарождение советской психологии в послереволюционное время (1918–1931 гг.)

После Октябрьской революции и во время гражданской войны Г.И. Челпанов продолжает руководить институтом в качестве директора, ратуя за научную независимость общей психологии от большевистской идеологии, в ведении которой может быть — по его убеждению — лишь психология социальная. С этих принципиальных позиций Г.И. Челпанов продолжает вести экспериментальные исследования и публиковать свои учебники и книги, за дуализм которых и за отказ перестраиваться на основе марксизма он был уволен из созданного им института в ноябре 1923 г. Вместе с ним ушли его ученики будущие крупные психологи (Н.И. Жинкин, С.В. Кравков, А.А. Смирнов, В.М. Экземплярский) и философы (А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет) в Государственную академию художественных наук (ГАХН), которая стала пристанищем и четвертой институцией для развития психологической науки в стране.

Возглавлявший отдел эстетики ГАХН крупнейший российский философ ХХ в. А.Ф. Лосев публикует (до его ареста в 1930–1933 гг.) восемь монографий по философии и искусствознанию, в т.ч. по диалектике мифа и художественной формы, а не менее гениальный философ и психолог Г.Г. Шпет (знаток 19 языков!) — ряд фундаментальных книг, в т.ч. по этнопсихологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля. В связи с выдвижением в академики АН СССР в 1927 г. Г.Г. Шпету было указано властями на ряд идеологических упущений в его трудах. Несмотря на избрание в 1929 г. вице-президентом РАХН, Г.Г. Шпету c начала 1930-х гг. запрещено печататься и заниматься научной деятельностью (а в 1935 г. он арестован и погиб в ГУЛАГе в 1940 г., его труды вновь издаются лишь с 1990-х гг.). В 1920-е же годы Г.Г. Шпет был популярным ученым и преподавателем: так, ряд его лекций и семинаров посещали Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев, которые начали в то время разрабатывать с А.Р. Лурией положения культурно-исторического подхода, но уже с диалектических [11; 23] позиций марксизма. Влияние идей феноменологической этнопсихологии Г.Г. Шпета на творчество Л.С. Выготского и на построение им культурно-исторической теории в социокультурном контексте марксистской диалектики еще ждет своего специального историко-научного изучения (начало которому положено издателями Шпетова наследия: В.П. Зинченко, Т.Д. Марцинковской, Е.В. Щедриной и др.).

Энтузиастами же марксистской перестройки в 1920-е гг. исследований в Психологическом институте были ученики Г.И. Челпанова: историк философии, психолог, педолог, педагог П.П. Блонский (с 1919 г. руководивший с Н.К. Крупской Академией коммунистического воспитания, где он планировал марксистскую реформу науки) и психолог К.Н. Корнилов, который — после отставки Г.И. Челпанова — стал новым директором института, выдвинув идею построения в нем материалистической «реактологии». Тем самым, строго говоря собственно советская психология возникла не в формальном 1918 г., а по содержанию в середине 1920-х г. на пересечении таких марксистски ориентированных материалистических разделов человекознания, как «реактология» К.Н. Корнилова, «психоневрология» и «рефлексология» В.М. Бехтерева, «педология» П.П. Блонского и А.Б. Залкинда. С этих позиций под редакцией К.Н. Корнилова [35] и ряда психологических лидеров [8; 9; 18; 36; 51; 54] в 1925 г. начинают издаваться сборники трудов сотрудников института и других учреждений и вузов по проблеме «психология и марксизм».

В них участвует поступивший в 1924 г. в институт Л.С. Выготский, который рефлексируя «исторический смысл» психологического кризиса (проанализированный К. Бюлером) и ассимилируя марксистскую диалектику, начинает разрабатывать культурно-историческую теорию развития психики. Эта концепция верифицируется в экспериментальных исследованиях созданной Л.С. Выготским [16; 17] научной школы (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, П.П. Занков, Б.В. Зейгарник, Ж.И. Шиф и др.). Помимо теоретических проблем человекознания, искусствознания и психологии, Л.С. Выготский разрабатывает также практико-ориентированные аспекты педагогики [10], дефектологии, педологии и преподает в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова. В конце 1920-х гг. заведующий кафедрой психологии крупнейшего в стране Педагогического института им. А.Н. Герцена психолог и педолог М.Я. Басов приглашает в Ленинград из Одессы С.Л. Рубинштейна, который в начале 1930-х гг. разворачивает здесь теоретико-экспериментальные исследования различных психических процессов.

Развитие советской психологии в предвоенное и военное время (1931–1945 гг.)

В условиях сворачивания в стране нэпа и ужесточения идеологического пресса на интеллигенцию на рубеже 1920–1930-х гг. (что выразилось в роспуске ГАХН и запрете Г.Г. Шпету печататься и заниматься научной и преподавательской деятельностью) в Народном комиссариате просвещения нарастает критика педологии и психотехники. В этой тягостной политической атмосфере и в связи с прогрессирующим туберкулезом Л.С. Выготский (см. [39]) в начале 1930-х гг. переживает экзистенциально-творческий кризис, хотя и геройски продолжает интенсивно работать, завершая фундаментальную монографию о развитии мышления и речи и ведя ряд исследований по психологии, дефектологии и педологии. Не имея возможности развивать с Л.С. Выготским культурно-историческую психологию в институте, его соратники уходят из него. В 1930-е гг. А.Н. Леонтьев создает харьковскую научную школу (П.П. Аснин, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.П. Луков, Д.Б. Эльконин и др.), где ведутся исследования по онтогенезу психики, которые стали экспериментальным заделом для разработки им теории предметной деятельности и ее сознательной [25] регуляции.

Вскоре в 1936 г. постановлением ЦК компартии запрещаются педология и психотехника [29; 56] как идеологически чуждые советской марксистской науке. Книги и учебники (М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Б. Залкинда, И.Н. Шпильрейна и др.) по этой тематике изымаются и перестают печататься. В этих непростых условиях гонений на указанные области психологической науки (как и на психоанализ) ведется поиск путей ее дальнейшего развития, одним из перспективных направлений которого становится разработка психологии деятельности с марксистских позиций.

Характерная для русской культуры 1860-х гг. интенция на учет важной роли деятельности (К.Д. Ушинский, И.М. Сеченов) в формировании психики человека оказалась созвучной не только классическому марксизму, но и в ХХ в. его социал-демократической (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов) и большевистской (В.И. Ленин, Н.И. Бухарин) интерпретации. Исходя из этого развития марксистской философии и психологи ведущие педологи П.П. Блонский [9] и М.Я. Басов ратовали в 1920-е гг. за психолого-педагогическое изучение роли орудийной деятельности в онтогенезе психики. В середине 1930-х гг. психотехник С.Г. Геллерштейн и общий психолог С.Л. Рубинштейн предприняли анализ вопросов психологии в трудах К. Маркса. В своем учебнике 1935 г. по основам психологии С.Л. Рубинштейн приступил к построению теории деятельности как процесса. В этом контексте в харьковской школе А.Н. Леонтьева в конце 1930-х гг. защищается ряд кандидатских диссертаций (П.П. Аснин, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Г.Д. Луков, Д.Б. Эльконин) с позиций развиваемой им концепции строения предметной деятельности.

С учетом достижений зарубежных и советских ученых (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Л.М. Шварц и др.), а также результатов исследований процессов деятельности в своей научной школе С.Л. Рубинштейн (будучи заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института) в 1940 г. издает фундаментальный учебник для педвузов по основам общей психологии. В это предвоенное время защищается ряд докторских диссертаций будущими лидерами советской психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Например, занимавшийся в 1920-е гг. прикладной психологией цветомаскировки в советской армии и дослужившийся в ней до генеральской должности Б.М. Теплов (см. о нем [46]) посвятил свою докторскую диссертацию проблемам психофизиологии задатков и психологии одаренности на материале изучения музыкальных способностей в созданной им в 1938 г. в институте лаборатории психологии искусства (что явилось наряду с ГАХН одной из первых в стране институций по изучению психологии творчества).

Во время Отечественной войны этот опыт в области психологии творчества Б.М. Теплов использовал для изучения «ума и воли» выдающихся полководцев на материале военно-исторической (Клаузевиц, Драгомиров), военно-мемуарной (Юлий Цезарь, Наполеон, Суворов) и историко-художественной (Лев Толстой, Тарле) литературы. Публикация в военном журнале результатов этого исследования способностей, практического мышления, интуиции и типов личности полководцев привлекла внимание и получила одобрение генералитета из Ставки Верховного Главнокомандования. Ряд других ученых института (руководимого с 1942 г. С.Л. Рубинштейном) участвовал в сражениях, изучал проблематику военной психологии ведения боя и восстановления функций после ранений (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.). В конце войны стала усиливаться гражданская тематика советской психологии: так, А.Н. Леонтьев [25] изучал вопросы формирования сознательности учения, а назначенный в 1942 г. заведующим кафедрой психологии МГУ С.Л. Рубинштейн [37] стал разрабатывать проблему взаимодействия сознания и деятельности в системе советской психологии. Награждение С.Л. Рубинштейна в 1943 г. Государственной Сталинской премией по науке и технике стало официальным признанием важности теории деятельности в качестве основополагающей основы развития советской психологии и как одного из важнейших научных направлений созданной в 1944 г. Академии педагогических наук (АПН) РСФСР, вице-президентом которой стал психолог К.Н. Корнилов.

Институциональное строительство советской психологии в послевоенное время (1945–1955 гг.)

После войны продолжилось институциональное строительство советской психологии. Во-первых, в Киеве открывается Украинский институт психологии во главе с директором Г.С. Костюком. Во-вторых, благодаря благоволению вождя И.С. Сталина к автору книги об уме полководцев Б.М. Теплову, ему было поручено организовать кафедру психологии и логики в Академии общественных наук (АОН) при ЦК компартии (ныне РАНХиГС при Президенте РФ).

В-третьих, уйдя с поста директора (им стал с 1945 г. А.А. Смирнов) Психологического института, член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн создает отделение психологии в МГУ, а в Институте философии Академии наук — сектор философских проблем психологии и становится заместителем директора ИФАН по науке. В 1946 г. он публикует второе фундаментальное издание теоретического учебника по основам общей психологии (в ХХ в — это самая издаваемая в мире психологическая книга [1; 61]). Однако, на последних волнах сталинских репрессий в конце 1940-х гг. происходит разноcное обсуждение этого учебника, а его автор обвиняется по идеологическому доносу в «космополитизме», в некритичном преклонении перед западной наукой, он снимается со всех административных постов (кроме профессора МГУ) и его книги больше не печатаются. Заведующим кафедрой психологии философского факультета МГУ в 1949 г. назначается Б.М. Теплов (сохраняя свои посты в институте и в АОН), а с 1951 г. им становится А.Н. Леонтьев (сохраняя заведование отделом развития психики в институте), с которым перешли в МГУ его соратники по школе Л.С. Выготского: П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и позднее Б.В. Зейгарник и Д.Б. Эльконин.

В 1950 г. происходит так называемая «Павловская сессия» двух академий — АН и АМН СССР, печально знаменитая для психологов тем, что на ней академики К.М. Быков и А.Г. Иванов-Смоленский призвали к «физиологизации» психологии путем ее перестройки на основе материалистического учения И.П. Павлова об условных рефлексах, а ведь оно было верифицировано им лишь на животных. В этом идеологизированном социокультурном контексте заместитель директора Психологического института академик АПН РСФСР Б.М. Теплов (см.: [46]) взял на себя инициативу разработать психофизиологические методы, релевантные относительно человека. Для этого добровольно уйдя (что беспрецедентно) со всех своих административных постов, он разработал научную программу выявления основных свойств нервной системы, организовал в институте для исследования их психологических проявлений специальную лабораторию, обобщил результаты в виде оригинальной концепции дифференциальной психофизиологии и создал тем самым крупнейшую в советской психологии научную школу [16] по теоретико-экспериментальному изучению материального [55] субстрата психики.

С позиций других научных школ [17] их лидеры после войны издают фундаментальные книги: А.Н. Леонтьев в виде очерка развития психики, А.Р. Лурия по проблеме «мозг и психика», А.А. Смирнов по развитию памяти, Б.М. Теплов по одаренности и музыкальным способностям. После смерти в 1953 г. вождя И.В. Сталина постепенно оживает научная жизнь: ежегодно проводятся всесоюзные совещания по проблемам развития психологической науки и с 1955 г. начинает вновь издаваться специализированный журнал «Вопросы психологии» (главный редактор А.А. Смирнов, c 1957 г. Б.М. Теплов).

Развитие советской психологии в период от «оттепели» до «перестройки» (1956–1991 гг.)

После осуждения в 1956 г. ХХ-м съездом компартии культа личности И.В. Сталина в период «оттепели» рубежа 1950-1960-х гг. в советском человекознании поступательно развивается научно-общественная жизнь: в 1957 г. организуется Общество психологов СССР. Начинают издаваться вновь фундаментальные труды психологов и педологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского по развитию мышления и других высших психических функций, а также ранее опального С.Л. Рубинштейна по проблемам бытия и сознания, мышления и принципов развития психологии. В 1963 г. заведующий (с 1951 г.) кафедрой и отделением психологии философского факультета МГУ академик АПН РСФСР А.Н. Леонтьев награждается высшей научной наградой страны Ленинской премией за фундаментальное изучение проблем развития психики с позиций эволюционно-деятельностного подхода, в результате чего он становится доминирующим в советском человекознании (вплоть до конца ХХ в. [1; 3; 7; 16; 17; 19; 29; 32; 40; 41; 42; 45; 48; 60]. Регулярно стали проводиться всесоюзные съезды психологов и наладился научный обмен с зарубежными психологами.

В преддверии открывавшегося в Москве в августе 1966 г. 18-го Международного психологического конгресса были созданы два факультета психологии в МГУ и ЛГУ (деканы А.Н. Леонтьев и Б.Г. Ананьев). В 1967 г. ученик С.Л. Рубинштейна, ставший крупным историком психологии М.Г. Ярошевский организовал в институте истории естествознания и техники (ИИЕиТ) АН СССР сектор проблем научного творчества (Н.Г. Алексеев, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, Б.А. Фролов, С.Д. Хайтун), где в контексте науковедения развернулись исследования (см.: [43; 48]) по экспериментальному моделированию творческого мышления и по психологии руководства научными коллективами. В 1970 г. под патронатом А.Н. Леонтьева и В.М. Мунипова заведующий в МГУ кафедрой психологии труда и инженерной психологии В.П. Зинченко организует в Институте технической эстетики (ВНИИТЭ) при АН СССР и Госкомитете по науке и технике Совета Министров СССР отдел эргономики (см.: [41]), где ведутся прикладные инженерно-психологические исследованиям оперативной деятельности [3] и эргономические разработки по проектированию новой техники. C учетом создания все этих учреждений возникли институциональные предпосылки для открытия психологического института в системе АН СССР.

В конце 1971 г. по инициативе Б.Ф. Ломова (см.: [43]), А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова и при поддержке куратора психологии из отдела науки ЦК компартии философа В.П. Кузьмина был наконец-то создан Институт психологии (ИП АН) АН СССР. Помимо ряда прикладных инженерно-психологических (в т.ч. военных) и социально-психологических подразделений, в ИПАН вошли общепсихологические лаборатории: психофизиологии индивидуальных различий (В.Д. Небылицын) из Психологического института АПН СССР, психологии оптимизации умственной деятельности (О.К. Тихомиров) из МГУ, философских проблем психологии (Е.В. Шорохова) из ИФ АН и др. Для взаимодействия и интеграции этих направлений Б.Ф. Ломов обоснованно применил методологию интенсивно разрабатывавшегося в стране системного подхода (П.К. Анохин, В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин), который позднее стал конструктивно использоваться в когнитивной [40], инженерной психологии (Л.М. Веккер, В.Ф. Венда, Д.Н. Завалишина, А.А. Крылов, В.Н. Пушкин, В.Ф. Рубахин, О.К. Тихомиров) и в эргономике [41] (Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, И.Н. Семенов, Б.Г. Юдин, Э.Г. Юдин). На рубеже 1960–1970-х гг. АПН РСФСР была трансформирована в АПН СССР, что усилило позиции психолого-педагогической науки в советской науке и обществе. В это же время по инициативе лидеров советской психологии (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, А.А. Смирнов) во Всесоюзной аттестационной комиссии (ВАК) при Совете Министров СССР регистрируется новая специальность «психология» для присуждения научных степеней кандидатов и докторов психологических наук. Таким образом через полвека (т.е. после марксистской реорганизации в 1923 г. Психологического института, открытого еще до революции в 1912 г.) завершилось институциональное строительство государственного здания советской психологической науки в СССР.

Во время строительства «развитого социализма» в 1970–1980-е гг. развитие советской психологии осуществлялось по нарастающей: открывались психологические кафедры и факультеты в вузах, прикладные лаборатории в отраслевых научно-исследовательских институтах, велись фундаментальные исследования и формировались научные школы [17] в университетах и в институтах АН СССР и АПН СССР, а также в секциях Общества психологов СССР. Например, в рамках работавшей на базе ИП АН — под патронатом его директора Б.Ф. Ломова [43] — всесоюзной секции «Психология творчества» (председатель Я.А. Пономарев, заместители Н.Г. Алексеев, В.А. Моляко, И.Н. Семенов) интенсивно велись историко-методологические и теоретико-экспериментальные исследования интуитивно-рефлексивного мышления, научно-творческой деятельности и инновационного образования, а также философии и педагогики творчества в кооперации с Философским обществом [32].

Фундаментальные и прикладные достижения советских психологов 1950–1980-х гг. обобщались [16] во множестве монографий [1; 2; 5; 6; 7; 19; 22; 27; 28; 33;34; 49; 57], учебников и обзорных статьях [3; 12; 39; 40; 42; 47; 55; 60; 61], а также в серийных многотомных изданиях. Например, по инициативе А.А. Смирнова вышли четыре тома «Основ психологии» по ее отечественной и зарубежной истории, а также по ее естественнонаучному базису и по познавательным процессам. Своего расцвета советская психология достигла в фундаментальных и прикладных достижениях своих основных научных школ, созданных: Н.Г. Алексеевым, Б.Г. Ананьевым, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым, Л.И. Божович, А.В. Брушлинским, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, И.В. Дубровиной, Л.В. Занковым, А.В. Запорожцем, Б.В. Зейгарник, В.П. Зинченко, Е.А. Климовым, О.К. Конопкиным, Г.С. Костюком, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, А.Р. Лурией, А.М. Матюшкиным, В.С. Мерлиным, В.А. Моляко, В.Н. Мясищевым, А.В. Петровским, Я.А. Пономаревым, И.B. Равич-Щербо, C.Л. Рубинштейном, А.А. Смирновым, Н.Ф. Талызиной, Б.М. Тепловым, О.К. Тихомировым, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейном, В.Д. Шадриковым, М.Г. Ярошевским и мн. др. В середине 1980-х гг. в стране развернулась психологическая служба в сфере: производства, управления, образования, медицины и социальной работы.

В конце времени «перестройки» на рубеже 1980-1990-х гг. помощник Президента СССР академик философ И.Т. Фролов организовал при Президиуме АН СССР Центр комплексного изучения человека, преобразовав его затем в Институт человека АН СССР. Тем самым были созданы условия для междисциплинарных исследований проблем человекознания учеными различных институтов (в т.ч. психологических [48]), финансированным по целевым программам на грантовой основе, что в полной мере развернулось при переходе к рыночной экономике уже в постсоветское время.

Институциональное развитие постсоветской и современной российской психологии (1992–2018 гг.)

Однако еще более радикальная перестройка психологической науки произошла вследствие третьей в ХХ в. русской революции (1991–1993 гг.), когда произошёл резкий, «шоковый» переход от обанкротившегося социализма (с его коммунистической идеологией) к рыночной экономике в новой демократической России, где стали востребованными не идеологическая лояльность, а личная инициатива, предпринимательство, профессионализм, талант и творчество. С учетом этого в современную постсоветскую эпоху развития отечественной психологии существенно углубились теоретические представления о психогенетической природе и психофизиологических механизмах психики (И.В. Равич-Щербо, М.С. Егорова, С.Б. Малых, Н.И. Чуприкова, Ю.И. Александров), о способностях, одаренности, профессионализме и творчестве личности (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, Л.Я. Дорфман, В.Н. Дружинин, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Я.А. Пономарев, В.В. Рубцов, И.Н. Семенов, Е.Б. Старовойтенко, О.К. Тихомиров, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, М.Г. Ярошевский), расширился арсенал методик диагностики и комплексной работы с одаренными детьми и талантливыми взрослыми (Н.Г. Алексеев, Г.А. Берулава, Т.В. Галкина, И.В. Дубровина, В.К. Зарецкий, И.И. Ильясов, И.П. Калошина, Л.И. Ларионова, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, С.Ю. Степанов, Д.В. Ушаков, Е.Л. Яковлева и др.). По инициативе Д.В. Ушакова организуются международные конференции совместно с «Евроталантом», а А.М. Матюшкина — в «Центре одаренности» ПИ РАО ведутся сравнительные лонгитюдные исследования (Е.И. Щебланова, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич) талантливых детей России и Германии. В Институте педагогики РАО в «Российско-американском центре образования взрослых» разрабатываются программы по психолого-педагогическому обеспечению их профессионального образования (М.В. Кларин, Н.Б. Ковалева, Г.Ф. Похмелкина, И.Н. Семенов).

В целом постсоветская психология достаточно быстро и в целом адекватно интегрировалась в рыночные отношения современного общества. При исследовательских институтах открылись вузовские подразделения, помимо них возникло множество частных вузов и прикладных центров, оказывающих населению и компаниям различные психологические услуги на коммерческой основе. Так, на базе ПИ РАО директор В.В. Рубцов организовал Московский городской психолого-педагогический университет с рядом факультетов и изданием авторитетных научно-практических журналов («Культурно-историческая психология»). Аналогично на базе ИП РАН директор А.В. Брушлинский создал Государственный гуманитарный университет. При Академии педагогических и социальных наук Д.И. Фельдштейном и С.К. Бондыревой организован Московский психолого-социальный университет, мощное издательство которого «МОДЭК» осуществляет многотомное издание достижений российских ученых «Психологи отечества» и ряд журналов («Мир психологии» и др.). В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) открыты факультет психологии и Институт им. Л.С. Выготского, где систематически проводится множество научно-практических конференций по психологии развития, в т.ч. с позиций современной интерпретации культурно-исторической психологии. В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» академик В.Д. Шадриков организовал факультет (ныне департамент) психологии, где изучается проблематика психологии индивидуальности [2] и издается журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики». В Российской академии управления (ныне РАНХиГС) при Президенте РФ А.А. Деркач создал журнал «Акмеология» и кафедру акмеологии и психологии профессиональной деятельности, где изучаются проблемы формирования компетенций, мастерства и рефлексивно-творческой культуры взрослых специалистов, а также разрабатываются акме-технологии развития креативной индивидуальности [15] и профессионализма управленцев и госслужащих. В 2000 г. профессорско-преподавательский коллектив кафедры (А.А. Деркач, О.С. Анисимов, Р.Л. Кричевский, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, Ю.В. Синягин, Е.А. Яблокова и др.) был удостоен Премии Президента Рф в области образования. На рубеже 1990–2000 гг. этой премией был награжден ряд психолого-педагогических коллективов во главе с П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.М. Матюшкиным, В.В. Рубцовым, А.В. Петровским, В.Д. Шадриковым и другими учеными в сфере образования. В конце 1990-х гг. лауреатами этой премии А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским были разработаны основы теоретической психологии посредством реконструкции истории и логики ее развития, экспликации категориального ядра психологического знания и определения фундаментальных принципов и перспективных путей его дальнейшего развития. В научно-дидактическом плане эти основы были обобщены в начале 2000-х гг. в вузовском учебнике по теоретической психологии А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, В.А. Петровского, который используется в преподавании курсов по истории и методологии человекознания. На рубеже 1990–2000-х гг. внутри психологии образовались такие инновационные области, как: акмеология профессионализма и управления (А.А. Деркач, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, В.Г. Зазыкин, И.Н. Семенов, Ю.В. Синягин, А.Н. Поддьяков), метасистемная психология деятельности и сознания (А.В. Карпов), персонология индивидуальности в культуре (В.А. Петровский, Е.Б. Старовойтенко, И.Н. Семенов), психология смысла (Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, Е.Н. Осин), психология таланта и одаренности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Л.И. Ларионова, А.М. Матюшкин, Д.В. Ушаков, В.Д. Шадриков, Е.И. Щебланова), рефлексиология творчества (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Е.П. Варламова, В.Г. Аникина), рефлексиология управления (В.А. Лефевр, В.Е. Лепский, О.С. Анисимов, А.В. Карпов, В.А. Петровский), психология телесности (Ю.П. Зинченко) и другие направления человекознания.

Фундаментальные и прикладные достижения постсоветской психологии отражены в научных журналах, индивидуальных и коллективным монографиях, а также в многотомных серийных изданиях: ИП РАН под редакцией А.В. Брушлинского [1] и А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой, Д.В. Ушакова, А.В. Юревича («Развитие психологии в системе комплексного человекознания», «Теория, методология и история психологии», «Научные школы ИП РАН» и др.), МГУ под ред. Б.С. Братуся («Основы общей психологии») и ряд хрестоматий и учебников, НИУ ВШЭ под ред. В.Д. Шадрикова («Психология индивидуальности» [2] и др.), МГППУ под ред. В.В. Рубцова и М.Г. Ярошевского («Московская психологическая школа: история и современность», «Выдающиеся психологи Москвы» и др.). Системным обобщением истории и современного состояния мировой и российской психологии является созданное под общей редакцией первого президента РАО А.В. Петровского семитомное энциклопедическое издание в 2005–2007 гг. «Психологического лексикона» по основным областям психологического знания, что служит важной историко-научной предпосылкой его дальнейшего развития в социокультурной перспективе ХХI века. Прежде чем кратко обобщить значение достижений советской психологии, необходимо провести рефлексию ее истории для того, эксплицировать доминирующую логику поступательного развития психологической науки в ХХ в.

Литература

  1. Абульханова К.А., Анцыферова Л.И., Кольцова В.А. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. М.: ИП РАН, 1997
  2. Абульханова К.А., Лэнгле А., И.Н. Семенов. Психология индивидуальности: новые модели и концепции / под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009
  3. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Типы системного представления оперативной деятельности // Техническая эстетика. 1977. №4-5. C. 24-26
  4. Алексеев С.А. Сознание как целое. Петроград, 1918
  5. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти: системно-деятельностный подход. М.: МГУ, 1985
  6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1979
  7. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1972
  8. Выготский Л.С. На перекрестках советской и зарубежной педагогики // Вопросы дефектологии. 1928. №1. С. 18-26
  9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии / под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1966
  10. Грехем Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат. 1991
  11. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / под ред. А.Н. Ждан. М.: МГУ, 1988
  12. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994
  13. Карпов А.В. Психологии деятельности: В 5-ти т. Т. 1. Метасистемный подход. М.: РАО, 2015
  14. Карпов А.В. Семенов И.Н. Солондаев В.К. Рефлексивный подход в психологическом обеспечении образования. М.: РПО; Ярославль: ЯрГУ, 2004
  15. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопросы психологии. 1986. С. 109-120
  16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984
  17. Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987
  18. Петровский А.В. Психология и время. СПб: Питер, 2007
  19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Петровский В.А. Теоретическая психология. М., 2001
  20. Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду Общества психологов. В 2-х ч. М.: АПН СССР, 1977
  21. Проблемы способностей в советской психологии / под ред. А.А. Бодалева. М.: АПН СССР, 1984
  22. Психологическая наука в СССР. В 2-х тт. / под ред. Б.Г. Ананьева и др. М.: АПН РСФСР, 1959, 1960
  23. Психологический институт в Москве: Российский центр психологической науки, образования и культуры. Документальная летопись к 100-летию со дня основания. 1912-2012 / под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малыха, О.Е. Серовой. М. — СПб: Нестор-История, 2012
  24. Психология и марксизм. Сборник статей сотрудников Московского государственного института экспериментальной психологии / под ред. К.Н. Корнилова. Л., 1925
  25. Рубинштейн С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии // Психология. Движение и деятельность. Ученые записки МГУ. 1945. Вып. 90. С. 6-21
  26. Семенов И.Н. Бехтерев Владимир Михайлович. Блонский Павел Петрович. Выготский Лев Семенович. Душа. Индивидуальность // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1970-1972
  27. Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып. 10 / под ред. В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.М. Мунипова, Э.Г. Юдина. М.: ВНИИТЭ, 1976
  28. Семенов И.Н. Современная советская психология мышления: панорама фундаментальных достижений // Психологический журнал. 1989, №6. С. 160-162
  29. Семенов И.Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в человекознании // Общественные науки и современность. 1998, №3
  30. Семенов И.Н. Взаимодействие Б.Ф. Ломова и Я.А. Пономарева в институциональном развитии психологии творчества // История психологии: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой, Ю.Н. Олейника. М.: ИП РАН, 2007
  31. Семенов И.Н. С.Л. Рубинштейн известный и неизвестный: историко-культуральная рефлексия жизнетворчества. Панорама развития философско-психологической системы С.Л. Рубинштейна в современном человекознании // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. №3. С. 63-89; С. 106-116
  32. Семенов И.Н. Экзистенциально-культуральная рефлексия во взаимодействии художественного и научного творчества в культуре Серебряного века // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред. Д.В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2011. С. 606-624
  33. Семенов И.Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления. М.: Аналитика Родис, 2014
  34. Семенов И.Н. Принцип дополнительности деятельности и рефлексии как методологическая перспектива психологии третьего тысячелетия // Психология третьего тысячелетия. Дубна: Международный университет «Дубна», 2015. С. 364-371
  35. Семенов И.Н. К 130-летию Московского психологического общества: Развитие секции «Психология творчества» (К 95-летию со дня рождения Я.А. Пономарева) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2015
  36. Семенов И.Н. А.Н. Леонтьев: известный и неизвестный: рефлексивно-культуральная персонология жизнетворчества (К 115 годовщине со дня рождения) // Мир психологии. 2018. №2. C. 283-303
  37. Семенов И.Н., Cтепанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии // Наука — о человеке / под ред. Б.Ф. Ломова, Е.В. Филипповой. М.: Наука — Институт человека — ИП АН, 1990. С. 248-266
  38. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР / под ред. М.Г. Ярошевского. М. Педагогика. 1975
  39. Челпанов Г.И. Мозг и душа: Критика материализма и очерки современных учений о душе. М. 1918; То же: М. 1994
  40. Ярошевский М.Г. (ред.). Сталинизм и судьбы советской науки // Репрессированная наука. Вып. 1. Психология и марксизм / под ред. М.Г. Ярошевского. Л. Наука. 1991. С. 9-33
  41. Мatthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Verlag fur Psychologie. Gottingen, Toronto, Zurich, 1988
  42. Rahvfni L. Soviet psychology: Philosophical, theoretical end experimental issues. N.Y.: Internal. Univ. Press, 1973

Источник: журнал «Мир психологии» — http://www.mpsu.ru/mag_mir_psyhologii_content

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»