Скоро

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

8 июня
Пермь, online

XVII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Будущее клинической психологии – 2023. Тревожное общество XXI века»

13 — 14 июня
Москва, online

III Научно-практическая конференция «Ценность каждого. Жизнь человека с психическими нарушениями: сопровождение, жизнеустройство, социальная интеграция»

15 — 16 июня
Москва, Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

22 — 23 июня
Москва

II Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями»

27 июня
Москва, online

Всероссийская научная конференция «Николай Иванович Жинкин — выдающийся ученый и основатель отечественной психолингвистики: к 130-летию со дня рождения»

29 — 30 июня
Online

Международная научно-практическая конференция «Социально-философские и психологические проблемы формирования безопасного образовательного пространства»

7 — 9 июля
Владивосток

XII Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

21 — 23 сентября
Арзамас

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

26 — 27 октября
Москва

Международная научная конференция «Математическая психология: современное состояние и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения В.Ю. Крылова

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

8 — 10 ноября
Казань

IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

Весь календарь
Блонский Павел Петрович, 26.05.1884 - 15.02.1941

Доктор педагогических наук.

Заведующий лабораторией мышления и речи Государственного научно-экспериментального института психологии.

Член редколлегии журналов «Трудовая школа», «Социальное воспитание», «Народное просвещение» Московского отдела народного образования.

Член Психологического общества при Московском университете.

Один из основоположников советской педологии.

В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Университета св. Владимира (Киев), в 1910 г. - историко-филологический факультет Московского университета.

Был аспирантом Г.И. Челпанова.

В 1935 г. защитил докторскую диссертацию.

В 1911-1918 выступал с лекциями по педагогической психологии на летних учительских курсах.

С 1913 г. - приват-доцент Московского университета.

Преподавал в нескольких московских гимназиях, Елизаветинском институте и на педагогических курсах Народного университета А. Л. Шанявского, Тихомировских высших женских курсах, в женской учительской семинарии А. В. Липеровского и др.

С 1918 г. - профессор 2-го МГУ, также работал в Институте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политехнического образования.

С 1919 г. - председатель и заведующий научно-педагогической частью Московской академии социального воспитания (с 1924 г. - Академия коммунистического воспитания).

В начале 1920-х гг. - один из основателей Русского психоаналитического общества.

В 1920-е гг. выпустил ряд учебников, в том числе школьных, публиковал статьи за рубежом.

В 1922-1932 гг. по рекомендации Н.К. Крупской стал членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета, участвовал в разработке учебных программ и в школьной реформе.

В 1923 избран депутатом Моссовета.

С 1924 г. - член Московского правления Губпроса, участник съездов и конференций по вопросам народного образования.

В 1930-1941 гг. заведовал лабораторией памяти, затем лабораторией мышления и речи в Государственном научно-экспериментальном институте психологии.

Под руководством Г.И. Челпанова работал в психологическом семинаре; также интересовался социальными проблемами.

Интересовался античной философией, опубликовал ряд работ по гносеологии и этике.

В первые годы советской власти являлся приверженцем новых форм обучения в единой трудовой политехнической школе, занимался обоснованием принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработкой основ трудовой политехнической школы. Стремился реорганизовать учебные программы, разработать новые методы обучения детей; полагал, что создание новой школы является основой развития нового общества. С конца 1920-х в связи с распространением идей экспериментальной педагогики и педагогической психологии разочаровался в педологии и начал проявлять интерес к собственно психологии. Разрабатывал проблемы, смежные для психологии и педагогики. Занимался вопросами развития мышления, памяти и речи школьников, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти: моторная, аффективная, образная и вербальная, — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

Выступал за гуманистическую педагогику, преодоление абстрактности в обучении. На основании идей о зависимости между антропометрическими, физиологическими и психологическими свойствами сделал попытку дать целостное представление об особенностях личности ребёнка на различных этапах возрастного развития, показать его как «естественное целое». Придавал большое значение возрастной периодизации для обеспечения научности процесса изучения и формирования личности школьника. Спорил со сторонниками идеи о формирования характера средой, считал, что заложенные природой стадии развития человека (которые он понимал сугубо материально) нельзя ускорить. Выражал идеи о классовом характере воспитания, зависимости школы от общественного строя.

Выступал с критикой современных ему «идеалистических» философско-психологических концепций. Стремился к перестройке психологии на основе материалистического мировоззрения и естественнонаучных принципов «объективизма» (экспериментальной психологии). Был противником интроспекционизма, противопоставляя интроспекционизму естественнонаучный подход. Рассматривая психологию как науку о поведении, повторял постулаты бихевиоризма.

Пропагандировал широкое применение психологических тестов.

В 1930-е гг. выступал с критикой психоанализа.

Своей научной школы не создал, хотя многие его идеи развивает ряд современных психологов.

С 1936 в связи с постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» подвергся травле со стороны сторонников социогенетизма. До 1960-х гг. работы Блонского были забыты, а его имя не упоминалось в педагогической литературе.

Основные публикации:

  • Блонский П.П. Проблема реальности у Беркли. — Киев: Типография Императорского Университета Св. Владимира, 1908; М.: ЛИБРОКОМ, 2015.
  • Блонский П.П. О национальном воспитании. — М.: Типолитография И. Н. Кушнерев и Ко, 1915.
  • Блонский П.П. Философия Плотина. — М.: Т-во Типографии А. И. Мамонтова, 1918. 368 с.; М.: ЛИБРОКОМ, 2016.
  • Блонский П.П. Психологические очерки. — М.: Новая Москва, 1927.
  • Блонский П.П. Педология в массовой школе первой ступени. — М.: Работник просвещения, 1930.
  • Блонский П.П. Педология. — М.: Учпедгиз, 1934; М.: Юрайт, 2016.
  • Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. — М.: Центральный институт охраны здоровья детей и подростков, 1935.
  • Блонский П.П. Память и мышление. — М. - Л.: СОЦЭКГИЗ, 1935.
  • Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. — М.: АПН РСФСР, 1961.
  • Блонский П.П. Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964.
  • Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения (в 2 томах). — М.: Педагогика, 1979; М.: Юрайт, 2016.
  • Блонский П.П. Память и мышление. — СПб: Питер, 2001.
  • Блонский П.П. Психология младшего школьника. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006.
  • Блонский П.П. Современная философия. Между идеализмом и наукой. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011.
  • Блонский П.П. Борьба с беспризорностью. — М.: Книга по Требованию, 2012.

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»


31 мая 2023 , среда

В этот день

Виктор Петрович Кисляков празднует день рождения! Поздравить!

130 лет назад родился(ась) Сергей Васильевич Кравков.

Скоро

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

8 июня
Пермь, online

XVII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Будущее клинической психологии – 2023. Тревожное общество XXI века»

13 — 14 июня
Москва, online

III Научно-практическая конференция «Ценность каждого. Жизнь человека с психическими нарушениями: сопровождение, жизнеустройство, социальная интеграция»

15 — 16 июня
Москва, Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

22 — 23 июня
Москва

II Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями»

27 июня
Москва, online

Всероссийская научная конференция «Николай Иванович Жинкин — выдающийся ученый и основатель отечественной психолингвистики: к 130-летию со дня рождения»

29 — 30 июня
Online

Международная научно-практическая конференция «Социально-философские и психологические проблемы формирования безопасного образовательного пространства»

7 — 9 июля
Владивосток

XII Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

21 — 23 сентября
Арзамас

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

26 — 27 октября
Москва

Международная научная конференция «Математическая психология: современное состояние и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения В.Ю. Крылова

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

8 — 10 ноября
Казань

IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

Весь календарь
31 мая 2023 , среда

В этот день

Виктор Петрович Кисляков празднует день рождения! Поздравить!

130 лет назад родился(ась) Сергей Васильевич Кравков.

Скоро

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

8 июня
Пермь, online

XVII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Будущее клинической психологии – 2023. Тревожное общество XXI века»

13 — 14 июня
Москва, online

III Научно-практическая конференция «Ценность каждого. Жизнь человека с психическими нарушениями: сопровождение, жизнеустройство, социальная интеграция»

15 — 16 июня
Москва, Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

22 — 23 июня
Москва

II Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями»

27 июня
Москва, online

Всероссийская научная конференция «Николай Иванович Жинкин — выдающийся ученый и основатель отечественной психолингвистики: к 130-летию со дня рождения»

29 — 30 июня
Online

Международная научно-практическая конференция «Социально-философские и психологические проблемы формирования безопасного образовательного пространства»

7 — 9 июля
Владивосток

XII Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

21 — 23 сентября
Арзамас

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

26 — 27 октября
Москва

Международная научная конференция «Математическая психология: современное состояние и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения В.Ю. Крылова

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

8 — 10 ноября
Казань

IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

Весь календарь