16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024

Кто есть кто

Татьяна Викторовна Галкина

Татьяна Викторовна Галкина

Москва

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент Московского гуманитарного университета. Заместитель руководителя развивающего центра «Летиция» при Комплексе школа №45 имени Л.И. Мильграма.

Член Российского психологического общества и Московского психологического общества. Действительный член Европейской ассоциации психологии личности.

В 1981 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, затем аспирантуру Института психологии АН СССР.

В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологический механизм решения задач на самооценку».

В течение 40 лет (до 2022 г.) работала в Институте психологии АН СССР (Институте психологии РАН): заведующая аспирантурой, младший, затем научный и старший научный сотрудник.

С 1988 г. преподавала в Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина (сейчас – МГПУ), затем в Институте молодежи (сейчас - Московский гуманитарный университет).

Возглавляла психологическую службу в школе-лаборатории «Творческого развития личности» (сейчас - школа №1591).

В 2004 г. участвовала в создании психолого-педагогического центра «Летиция» при Гимназии №45.

В 1987-1993 г. организовала научное сотрудничество с польскими психологами из Университета им. А. Мицкевича (г. Познань). С 1992 г. осуществляла научное сотрудничество с французскими психологами и педагогами. В 1994-1995 гг. проходила стажировку во Франции (Париж, INETOP), получив стипендию имени Дидро от Французского научного фонда «Maison des Sciences de L'Homme». Активно участвовала в организации сотрудничества между издательством ИП РАН и французскими издательствами, результатом которого стало издание нескольких книг французских психологов на русском языке в России, а также подготовка и издание сборника научных трудов российских и французских ученых по когнитивному обучению. В 1996-2003 гг. являлась научным соруководителем исследовательского проекта «Усвоение математических знаний в разных культурных и исторических контекстах», реализованного при поддержке Университета Париж-8 (Universit? de Paris-8), научного фонда «Дом Наук о Человеке» и Министерства образования Франции.

Область научных интересов:

  • общая психология
  • психология личности
  • психология творчества и креативности
  • психология общих и специальных способностей
  • кросс-культурная психология
  • психология здоровья
  • психодиагностика
  • практическая психология образования

Специалист по глубинной психодиагностике развития личности, общих и специальных способностей, мышления, а также консультированию подростков и взрослых в области профориентации. Занимается исследованиями психологического здоровья и особенностей личностных представлений о его компонентах у наших современников; возможности экстраполяции в современной психологии основных положений философско-психологической теории Я.А. Пономарева.

Читает курсы:

  • Методология и методы психологического исследования
  • Общий психологический практикум
  • Психологический практикум
  • Когнитивная психология
  • Психология мышления и речи
  • Креативность в возрастном аспекте
  • Развитие креативного потенциала педагога
  • Диагностика и развитие креативности
  • Методы развития творческого потенциала личности
  • Методы диагностики и развития творческого мышления
  • Творческие способности: их диагностика и развитие
  • Креативность в структуре жизненного самоопределения личности
  • Диагностика и коррекция самосознания и самооценки личности

Под руководством Т.В. Галкиной защищено 7 кандидатских диссертаций.

Основные публикации: более 100 работ, в том числе

  • Галкина Т.В., Солнцева Л.С. Метод исследования личности учащегося (Использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии). Изд. 2-е, доп. и перераб. Учебно-методическое издание. М.: Институт психологии РАН, 1997.
  • Галкина Т.В., Галкина И.А. Психологическая служба в школе. Учебное пособие в 3-х т. М.: СГУ, 2003.
  • Галкина Т.В. Самосознание и самооценка человека: теория, диагностика, коррекция. В 3-х частях. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2011.
  • Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Институт психологии РАН, 2011.
  • Галкина Т.В. и др. Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, 2018.

Награды:

  • почетные грамоты РАН за многолетний добросовестный труд на благо отечественной науки
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»