
Доктор психологических наук.
Главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО.
Член диссертационных советов при ПИ РАО, ИХО РАО, член Международного совета по музыкальному воспитанию.
Главный редактор журнала «Искусство в школе». Член редакционного совета журнала «Вестник Свято-Филаретовского института». Член Союза художников Москвы.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2018).
Окончил среднюю художественную школу при институте им. Сурикова и постановочный факультет Школы-Студии МХАТ (в 1965 г.) Работал в мастерских Большого театра и, в качестве художника-постановщика в Ереванском театре оперы и балета. Член союза художников Москвы (секция театра и кино). Работы А.А. Мелик-Пашаева экспонировались на нескольких персональных выставках, последняя из них — в 2013 году.
В 1972 году, заинтересовавшись детским художественным творчеством, поступил в аспирантуру Института общей и педагогической психологии АПН (сейчас — Психологический институт РАО). В 1975 году стал кандидатом (диссертация на тему «Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности»), а в 1995 году — доктором психологических наук (диссертация на тему «Психологические основы способностей к художественному творчеству»).
С 1992 года около 20 лет руководил лабораторией психологических проблем художественного развития ПИ РАО, возглавлял группу «Психологические проблемы художественного развития» ПИ РАО.
С 1991 года А.А. Мелик-Пашаев является редактором, а с 1994 года — главным редактором журнала «Искусство в школе».
Преподавал на кафедре психологической реабилитации факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.
Участвовал в работе комиссий Общественной палаты РФ по культуре и образованию.
Читает авторский курс «Психология художественного творчества».
Научные интересы: психология творчества, психология и педагогика искусства.
А.А. Мелик-Пашаев — автор концепции эстетического отношения к миру как целостно-личностной основы художественного развития и художественно-творческой одаренности, трактовки способностей как «органов самореализации» творческого Я человека, ряда оригинальных методик изучения и диагностики художественного развития в его актуальных и потенциальных формах, работ, направленных на преодоление разрыва между научным познанием в его традиционном понимании - и духовным опытом и др. В последних работах А.А. Мелик-Пашаева рассматривается вопрос о «ключевых» переживаниях, которые определяют направление и успешность творческой самореализации человека в дальнейшей жизни, а также обосновывается понимание индивидуальной психики как «психического тела» человека.
Основные публикации: около 500 работ, в том числе
- Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: МГУ, 2022.
- Мастер и Маргарита: первые иллюстрации / А.А. Мелик-Пашаев. - М., 2022. - 51 с.
- Художественное образование в поликультурном пространстве / А.А. Мелик-Пашаев и др. - М., 2020.
- Модернизация художественного образования: проблемы и решения: коллективная монография / А.А. Мелик-Пашаев и др. - М., 2019.
- Об адекватности восприятия художественного произведения / А. А. Мелик-Пашаев // Творческое чтение в современном художественном образовании: теория и практика: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - М.: ИХОиК РАО, 2018. - С. 76-79.
- Психология и литература в диалоге о человеке / Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. и др. - М.: РШБА, 2016. - 367 с.
- Истоки и специфика детского художественного творчества / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук. - М.: Навигатор, 2014. - 177 с.
- «Психика» или «Психическое тело» человека? / А.А. Мелик-Пашаев // Культурно-историческая психология. 2013. №3. С. 31-36.
- Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы / А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, А.Б. Никитина, Н.Ф. Чубук. - М., 2010.
- Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев и др. - Дубна: Феникс плюс, 2009. - 272 с.
- Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования: методическое пособие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
- Ребенок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
- Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод. пособие / А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук. - Дубна: Феникс+, 2006. - 108 с.
- Психологические основы художественного развития / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, Н.Ф. Чубук. - М., 2006.
- Психология одаренности: художественная одаренность / А.А. Мелик-Пашаев и др. - М.: МИОО, 2005. - 125 с.
- Инновационная педагогика искусства / сост. А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Эврика, 2003. - 152 с.
- Рабочая концепция одаренности / коллектив авторов. 2-е изд., расширенное и переработанное. М., 2003.
- Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учебное пособие / коллектив авторов. - М., 2003.
- Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 269 с.
- Ступеньки к творчеству (Художественное развитие ребенка в семье) / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1990. - 143 с.; 2-е изд. - М.: Журнал «Искусство в школе», 1995. - 142 с.; 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 158 с.
- Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Знание, 1988. - 79 с.
- У родников творчества (Предпосылки художественного развития ребенка) / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Прогресс, 1987. - 326 с.
- Звучание жизни: творческая биография дирижера А.Ш. Мелик-Пашаева / А.А. Мелик-Пашаев. - Тбилиси: Хеловнеба, 1985. - 123 с.; 2-е изд. - М.: Музыка, 1989. - 126 с.
- Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
- Светлотные отношения в детском изобразительном творчестве и их психологическая природа / А.А. Мелик-Пашаев // Новые исследования в психологии. - 1980.
Награды:
- Лауреат премии Правительства РФ в области образования (1999),
- Лауреат премии федеральной целевой программы «Одаренные дети» за особый вклад в работу с одаренными детьми (2002),
- Премия 1 степени имени А.А. Смирнова,
- медаль имени К.Д. Ушинского (1999),
- медаль имени Г.И. Челпанова 1 степени (2007),
- медаль «Все краски мира». За заслуги в развитии детского творчества (2007),
- медаль «В память 850-летия Москвы»
- медаль имени Л.С. Выготского РАО (2021)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- А.А. Мелик-Пашаев о личности художника и психологии художественного творчества
- Педагогика как область творчества
- Реорганизация = ликвидация?
- Поздравляем Наталию Львовну Карпову!
- К юбилею Дианы Борисовны Богоявленской
- Роль пафоса в восприятии искусства
- Творчество, одаренность, развитие
- Актуализация творческого потенциала ребенка как норма развития
- А.А. Мелик-Пашаев: «Иностранец в психологии»
- Наследие Михаила Чехова и психология творчества
- Александр Мелик-Пашаев — автор первых иллюстраций к «Мастеру и Маргарите»
- Об артпрофилактике, гуманизме, диалоге и принятии другого. Интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 4
- «Психическое тело и вертикальное Я человека». Интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 3
- Одаренность – норма, ненормальность – ее отсутствие. Интервью с А.Мелик-Пашаевым. Часть 2
- «Психология, творчество, человек»: серия интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 1
- Детское творчество и центральное телевидение
- «Невоенные воспоминания о войне»
- Юбилей «Искусства в школе»: итоги и планы
- Мелик-Пашаев А. А. Замечания по Проекту постановления правительства РФ «О выявлении одаренных детей»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- 17-й Саммит психологов: опыт соприсутствия и опора в практике
- НК «Золотая Психея»: определены финалисты
- Психологические проблемы смысла жизни и акме обсудили в ПИ РАО
- Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем креативности
- Ритм и пластическую культуру личности обсудили в Психологическом институте РАО
- Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой
- Опубликована программа конференции «Ритм и пластическая культура личности»
- Психологические проблемы смысла жизни и акме обсудили на международном симпозиуме
- Памяти Галины Николаевны Кудиной
- Вручены награды Российской академии образования
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Как не мешать развитию детской одаренности?
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы», учебное пособие (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.), лауреат
- «Рабочая концепция одаренности», печатное издание (в номинации «Проект года в психологической практике», 2003 г.), номинант
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
- «О науке и о жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами», печатное издание (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.)
Поздравления с днём рождения
Александр Александрович! В Ваших руках удивительная возможность совместить в образовательных технологиях науку и искусство, физиков и лириков.
09.07.202020:29:33
Уважаемый Александр Александрович, наши поздравления с Юбилеем! Ваш профессиональный путь достоин всяческого уважения, Ваши подходы, размышления очень откликаются, радуют, вдохновляют! Долгих лет жизни, здравия, новых идей!
09.07.202111:14:50