• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

6 — 8 февраля 2022
Санкт-Петербург

8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»

26 — 27 февраля 2022
Москва

Международная научно-практическая конференция «Практическая психология и новая реальность»

12 — 13 мая 2022
Санкт-Петербург

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

Весь календарь
Ковалева Наталья Борисовна, Москва

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета. Организатор и руководитель ассоциации ООДИ «Мастерская психолого-педагогического сценирования». Автор идеи и научный руководитель Московского герменевтического клуба МПГУ. Руководитель научно-исследовательской площадки МПГУ «Рефлексивно-позиционный подход в развитию личности и способностей учащихся».

Член редколлегий журналов Social Sciences & Psychology, International Encyclopedia of Psychology.

Член Общества психологов СССР, Российского психологического общества.

Руководитель комиссии «Герменевтика в исследовании» всесоюзного движения педагогов «Исследователь» (совместно с Л.Н. Алексеевой), член экспертного совета конкурса В.И. Вернадского. Эксперт Центра социологических исследований Российского клуба православных меценатов. Член Совета и научный руководитель лаборатории педагогических технологий Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Эксперт Центра рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования.

В 1978 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1989 г. - аспирантуру ВНИИ технической эстетики.

В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач».

В 1980-1991 гг. - научный сотрудник группы методологических проблем эргономики ВНИИТЭ. Лектор, тренер и консультант на курсах повышения квалификации изобретателей при ГКНТ и преподавателей техникумов легкой промышленности; на передаче «Что? Где? Когда?»; в бизнес школе, банках и образовательных центрах.

В 1993-1996 гг. - старший научный сотрудник Российско-американского центра непрерывного образования НИИ теоретической педагогики и международных исследований в образовании.

В 2006-2012 г.г. заведовала лабораторией «Технологии понимания» НИИ инновационных стратегий развития общего образования.

С 2013 г. - ведущий научный сотрудник лаборатории философии образования и дидактики ГБНУ «Московский институт развития образования».

Заведовала лабораторией НИИ инновационных стратегий развития общего образования.

С 2014 г. - доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета.

Область профессиональных интересов: психология личности; психология развития (в том числе детей с ОВЗ и делинквентных подростков), психологическая и педагогическая антропология и антропопрактика; психология одаренности, рефлексивная психология творчества, психология коллективного творчества, психотерапия, психодиагностика, госпитальная педагогика и педагогика сотворчества, психология творческого мышления, аксиология; акмеология, психология искусства; психология игры; герменевтика, психосемантика, психолингвистика, проектная и исследовательская деятельность; психодидактика; философия науки; мышления; культурология.

В 1980-х гг. занималась вопросами возникновения и развития знания в науках нового типа. Участвовала в разработке концепции и методов рефлексивной школы творческого мышления.

В начале 1990-х гг. занималась исследованием креативности и игровых методов США и построением программы образования города Перми.

Автор рефлексивной теории коллективного творчества (совместно с В.К. Зарецким, 1987), рефлексивно-позиционного подхода к организации совместной творческой деятельности (1991) и развитию творческой личности и метапредметных способностей детей и молодежи и становлению профессионализма (2010) и трех производных гуманитарных технологий нового типа: сюжетно-деятельностной игры (2013) и медиагерменевтики (2015), апробированных в десятках образовательных программ основного и дополнительного образования.

Читает курсы:

  • Практическая психология детства
  • Введение в возрастную психологию
  • Возрастная психология и педагогика
  • Психология развития
  • Психологическая антропология
  • Герменевтика культуры
  • Диагностика и развитие познавательных процессов
  • Диагностика и развитие личности
  • Нарративные практики
  • Основы психотерапии
  • Психология творчества и рефлексии
  • Психологическая служба в образовании
  • Технологии проектной и исследовательской деятельности
  • Медиация: тренинг управления
  • Психология понимания в современной медиасреде
  • Психолого-педагогические модели и технологии организации образовательного процесса
  • Психология мышления и сознания, в том числе детей с ОВЗ. Виртуалистика
  • Медиагерменевтика» (авторское направление в науке)
  • Коллективная психология творчества
  • Рефлексивная психология
  • Медиаобразование
  • Символы и знаки
  • Психология коллективного творчества
  • Психология творчества и одаренности
  • Психология понимания
  • Психология общения
  • Сопровождение семьи особого ребенка в послешкольный период
  • Групповые технологии в работе с родителями детей, находящимися на длительном лечении

Руководитель программы ДПО «Психолого-педагогическое сценирование образовательной деятельности» МПГУ.

Ведет программы повышения квалификации и переподготовки для педагогов и психологов:

  • Организация проектной и исследовательской деятельности школьников
  • Активные методы обучения
  • Введение различных типов деятельности в образовательный процесс
  • Психолого-педагогическое сценирование образовательной деятельности
  • Психология медиации
  • Возрастная психология и антропология
  • Рефлексивно-позиционные технологии развития личности и способностей учащихся
  • Проектирование профессии будущего

Исследовательские проекты и гранты:

  • Грант РФФИ «Характеристики и проявления аттитюдов патриотизма в контексте профессионализации молодежи» (2018-2020, соисполнитель)
  • грант РГНФ «Особенности представлений субъектов образования о психосоциальных феноменах конструктивного взаимодействия в образовательных ситуациях» (исполнитель, 2015)
  • НИР «Исследование дидактических подготовок формированию инновационных исследовательских технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» (МПГУ, 2015-2017)
  • 038 ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» (Россотрудничество, 2015)
  • НИР-11 «Уровневые, институциональные и категориальные особенности содержания ДПО» (МИОО, 2015)
  • проект «Цикл сюжетно-деятельностных тренингов “Проектирование будущего. Выбор профессии”» в рамках программы «Одаренные дети» (2010-2013, совместно с Е.В. Коврижкиным)
  • проект «Московский городской турнир им. В.В. Давыдова «Знатоки чтения» (секция для старшеклассников)» в рамках программы «Одаренные дети» (2006-2012, совместно с Л.Н. Алексеевой)

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • Сазонтьева Н.Б. Эргономика в определениях: Методические материалы М.: ВНИИТЭ, 1980. 135 с. (член редсовета)
  • Сазонтьева Н.Б. Эргономика: Принципы и рекомендации: Методическое руководство (изд. 2-е, перераб.). М.: ВНИИТЭ, 1983. 184 с. (член редсовета)
  • Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно-технического творчества // Совершенствование творческой деятельности в процессе создания новых технологий решений (программа): Учебно-метод. пособие. М.: ВНИИПИ, 1987. 88 с.
  • Ковалева Н.Б. Введение в психологию коллективного творчества: Учебно-метод. пособие. М.: ВГКПИ, 1988. 224 с.
  • Лим Е.С., Ковалева Н.Б. Методы изучения коллективной деятельности. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1989. 30 с.
  • Ковалева Н.Б. и др. Методы исследования коллектива. Методические рекомендации Часть 2. М.: МТИ, 1989. 32 с.
  • Ковалева Н.Б. и др. Игровые методы обучения. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1989. 62 с.
  • Ковалева Н.Б., Лим Е.С. Методические указания по диагностическому комплексу исследования личности с целью организации активных методов обучения. М.: УМК Минлегпром СССР, 1990. 49 с.
  • Ковалева Н.Б. Методы развития творческой личности учащихся. Методическая разработка. М.: Минлегпром СНГ, 1992. 49 с.
  • Ковалева Н.Б., Лим Е.С. Формы учебного сотрудничества на занятиях по спецпредметам для преподавателей средних и специальных учебных заведений Минлегпрома СССР. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1991. 36 с.
  • Ковалева Н.Б. и др. Программа развития системы образования города Перми до 2000 года. Пермь: Комитет по образованию и науке, 1996. 110 с.
  • Развитие способностей понимания в средней и старшей школе / под ред. Алексеевой Л.Н., Афиногенова А.М., Ковалевой Н.Б. М.: МИОО, 2008. 160 с.
  • Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. М: МПГУ, 2015. 204 с.
  • Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-метод. пособие / Акчурина Н.Н., Ковалева Н.Б. и др. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 348 с.
  • Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 163 с.
  • Исследование и проектирование содержания дополнительного профессионального образования (теоретико-методологические основания): коллективная монография / Зверев С.М., Ковалева Н.Б., Слободчиков В.И. и др. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 397 с.
  • Инновационное проектирование содержания вариативной части ФГОС СПО (профес. обучение по отраслям): Коллективная монография / Ковалева Н.Б. и др.. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 75 с.
  • Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. 2-е изд. М: МПГУ, 2018. 204 с. DOI: 10.23682/94688
  • Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся. Медиагерменевтика. Учебно-метод. пособие. М.: МПГУ, 2018. 164 c.
  • Ковалева Н.Б., Давыдова Н.В., Дьяконова А.И. Развитие личности и способностей учащихся средней школы. Практикум по психолого-педагогическому сценированию развивающих занятий в рефлексивно-позиционных и медиагерменевтических технологиях. М.: МОДИ, 2019. 148 с.

Награды:

  • Почетные грамоты Департамента образования г. Москвы (2006, 2012)
  • Почетное звание «Заслуженный работник науки и образования» РАЕ (2018)
  • Диплом лауреата Международной выставки-презентации учебно-методических изданий (2018)
  • Диплом лауреата Международной Книжной выставки ВОOKEXPO AMERICA 2019, Нью-Йорк (2019)
  • Диплом лауреата конкурса лучших научных работ МПГУ в номинации «Лучшая научная работа в области социально-экономических и общественных наук». II место (2019)
  • Грамота ЛГУ им. А.С. Пушкина за вклад в формирование культуры научного исследования, развитие творческого потенциала студентов и плодотворное сотрудничество в создании новых гуманитарных технологий (2016)
  • Грамота за яркие результаты, полученные в рамках научно-исследовательской площадки по теме исследовательской площадки МПГУ (2016)
  • Грамота за творческий систематический вклад в дело воспитания детей и молодежи, высокое качество преподавания и научно-исследовательской работы (2017)
  • Благодарственное письмо за методическую разработку и подготовку мастер-классов «Перспективные профессии 21 века», «Проектирование профессии будущего: новые территории», «Как стать профессионалом в обществе будущего» в рамках профориентационного марафона «Я и моя карьера» (2018)
  • Грамота за качественную подготовку и проведение мероприятий просветителько-образовательного проекта «Университетские Субботы» в 2018/2019 учебном году (2019)
  • Благодарность за блестящую организацию V Всероссийской научно-практической конференции МПГУ «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды» и высокие достижения в научно-практической деятельности (2020)

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
26 января 2022 , среда

В этот день

Виктор Анатольевич Ташлыков празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Владимировна Соколова празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Борисовна Умняшова празднует день рождения! Поздравить!

124 года назад родился(ась) Петр Кузьмич Анохин.

Скоро

6 — 8 февраля 2022
Санкт-Петербург

8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»

26 — 27 февраля 2022
Москва

Международная научно-практическая конференция «Практическая психология и новая реальность»

12 — 13 мая 2022
Санкт-Петербург

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

Весь календарь
26 января 2022 , среда

В этот день

Виктор Анатольевич Ташлыков празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Владимировна Соколова празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Борисовна Умняшова празднует день рождения! Поздравить!

124 года назад родился(ась) Петр Кузьмич Анохин.

Скоро

6 — 8 февраля 2022
Санкт-Петербург

8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»

26 — 27 февраля 2022
Москва

Международная научно-практическая конференция «Практическая психология и новая реальность»

12 — 13 мая 2022
Санкт-Петербург

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

Весь календарь