16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024

Кто есть кто

Нина Васильевна Кузьмина

Нина Васильевна Кузьмина

Санкт-Петербург

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Патриарх российской психологии.

Основатель Всесоюзной акмеологической ассоциации. Основатель и президент Академии акмеологических наук.

Профессор Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2013-2021).

В 1943 году поступила в Кабардино-Балкарский педагогический институт на математический, затем перевелась на литературный факультет. На втором курсе познакомилась с «Основами общей психологии» С.Л. Рубинштейна, увлеклась психологией. В декабре 1945 года перевелась учиться в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена.

По окончании института в июне 1947 г. была рекомендована в аспирантуру по психологии. В сентябре 1947 г. сдала вступительные экзамены в две аспирантуры: на кафедру психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена и ленинградский филиал АПН РСФСР в аспирантуру отделения педагогической психологии, возглавляемого Б.Г. Ананьевым. В 1951 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов»..

С ноября 1950 г. по июль 1953 г. заведовала кафедрой педагогики и психологии Вельского государственного учительского института Архангельской области.

С 1953 по 1954 гг. работала старшим преподавателем в Институте усовершенствования учителей и старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии Первого института иностранных языков в Ленинграде.

С 1956 по 1984 гг. работала в Ленинградском государственном университете им. А.А. Жданова, сначала на кафедре педагогики, с 1969 по 1984 гг. заведовала кафедрой педагогики и педагогической психологии. С 1969 по 1984 гг. была заместителем председателя Головного совета по психологическим наукам и психолого-педагогическим проблемам высшей школы, заместителем председателя диссертационного совета по педагогике и психологии, а с 1972 г. председателем этого совета.

С 1963 по 1965 гг. училась в докторантуре, тема докторской диссертации — «Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности». Для исследования разных уровней продуктивности учителей (выборку составили 1227 человек) создала авторские шкалы для измерения образовательной реальности.

В 1978 г. избрана членом-корреспондентом АПН СССР по отделению профессионального образования, в 1993 г. — членом-корреспондентом РАО.

С 1984 по 1995 гг. заведовала лабораторией педагогической психологии Всесоюзного НИИ профессионально-технического образования, главный научный сотрудник отдела психологии. 

С 1991 г. преподавала в Шуйском государственном педагогическом университете, возглавляла кафедру акмеологии.

В 1995-2003 гг. — заведующая кафедрой психологии и педагогики Шадринского государственного педагогического университета.

В 2000-2004 гг. — профессор кафедры социальной политики, акмеологии и общественных связей Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

С 2004 по 2011 гг. заведовала кафедрой общей психологии и акмеологии Ковровской государственной технологической академии им. В.А. Дегтярёва, затем профессор кафедры.

С 2004 по 2020 гг. — профессор Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

С 2011 по 2013 гг. и с 2017 по 2020 гг. — ведущий научный сотрудник отдела организации научно-исследовательских работ Смольного института РАО.

С 2013 по 2017 гг. — профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Специалист в области теории и истории педагогики, методологии педагогических исследований, изучения профессионального мастерства педагога. Внесла значительный вклад в развитие отечественной науки в области психологии, педагогики, акмеологии и социальной синергетики. Автор теории функционирования педагогических систем. Разработала предмет акмеологии профессионального образования и организовала междисциплинарные комплексные исследования проблем профессионализма деятельности учителя во всем образовательном маршруте. В 1989 г. сформулировала определение предмета акмеологии как науки о движении к вершинам профессионализма в образовательной деятельности (опубликовано в материалах Всесоюзной конференции по проблемам профессионализма преподавателей высшей школы). В 1995 г. вышло первое издание монографии «Предмет акмеологии», в 2002 г. — второе издание, включающее определение предмета фундаментальной акмеологии. Автор акмеологической концепции непрерывного образования. Создала уникальную теорию подготовки и повышения мастерства учителя, без которой невозможно управление качеством образования. Н.В. Кузьминой и ее учениками много сделано для внедрения достижений педагогической и психологической наук в практику обучения и воспитания, создания и совершенствования деятельности практических психолого-педагогических центров и учреждений.

Под руководством Н.В.Кузьминой защитилось более 350 диссертантов, в том числе 50 докторов педагогических и психологических наук. 

Автор более 350 работ. Основные публикации:

  • Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1961 (переведена на венгерский язык, Будапешт, 1963, и на английский язык, Лондон, 1963)
  • Наука о воспитании детей в семье. Л., 1963
  • Очерки психологии труда учителя (Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности). Л.: ЛГУ, 1967 (всего 17 изданий; переведена на немецкий язык, Лейпциг, 1975)
  • Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970
  • Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985
  • Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения среднего профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989
  • Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения среднего профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990
  • Предмет акмеологии. СПб, 1995, 2002
  • Согласование требований государственных стандартов к уровню подготовки воспитателей, учителей, преподавателей. М.: ИЦПКПС, 1998 (в соавт.)
  • Опыт акмеологического исследования творчества ученого, преподавателя, поэта. Шуя, 2000 (в соавт.)
  • Акмеологическое исследование медико-биологического и поэтического творчества двух ученых – английского и  российского.  Шуя, 2001
  • Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: ИЦПКПС, 2001
  • Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей. СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2013
  • Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста.  СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2015
  • Акмеологические технологии фундаментального общего образования. СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2016
  • Акмеологические технологии профессионального образования. СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2016
  • Акмеологические технологии высшего образования.СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2016
  • Методы исследования образовательных систем. СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018
  • Акмеология: теория, практика и перспективы развития. СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018
  • Теоретические и практические акметехнологии в фундаментальном образовании. СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018
  • Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада. СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018
  • Понятие знаний и компетенций учителя иностранного языка. СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2019
  • Влияние академической группы на учебную успешность студентов. СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2019
  • История исследований педагогической деятельности. СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2020
  • Акмеология: методологические и методические проблемы. Вып. 37. СПб, 2021 (ред. совм. с Е.Н. Жариновой)
  • Декан: деятельность и личность. Самара, 2021 (соавт. Т.И. Руднева)

Награды:

  • Заслуженный деятель науки СССР
  • Ветеран труда
  • Отличник просвещения
  • Медаль В.И. Ленина
  • Золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования

Экзистенциальное интервью

1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?

  • Меня тревожит ситуация, что самыми сложными сейчас являются семейные конфликты. Мне кажется, это связано с тем, что психология построена на концепции отражения, а человек — созидатель, субъект созидательной и самосозидательной деятельности. Эту деятельность исследует акмеология, которая является наукой, развивающей психологию - это новый этап её развития, который может помочь решить многие проблемы. Если бы созидательной деятельности молодежь обучали владеющие знаниями о её законах учителя, семейные отношения развивались бы лучше.

2. Что бы Вы могли посоветовать молодому психологу?

  • Начинать всё с самого себя: с самопознания, с самокоррекции, с самостоятельного движения к вершинам профессиональной деятельности. Тогда ты будешь настоящим специалистом.

3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?

  • Любовь — это помощь другим людям. Умей понять, умей помочь, подержать. Оставайся человеком.

4. Как Вы относитесь к смерти?

  • Я не боюсь смерти — я уже столько раз глядела в ее глаза. Души всех моих умерших со мной живут. Я спокойна.

5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?

  • Я поняла, что главное — любить, помогать. Помощь людям, их радование, служение им — это и есть главное в жизни. Важно быть благодарным — среди неблагодарных людей счастливых я не встречала. Нужно делать добро для собственного удовольствия, совершенно  не ожидая никакой отдачи. Те, кто бескорыстно делает добро, — счастливые люди. Твоё — только то, что ты отдал другим.
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Василий Саввович Белолы

    Дорогая Нина Васильевна, поздравляем Вас с юбилеем! Ваш вклад в психологию уникален, спасибо Вам!
    От учеников и коллег профессора Н.Н. Обозова желаем Вам огромного человеческого счастья, психического и физического здоровья! Также от нейропсихолога Нины Коротковой, которая работает на родине нейропсихологии во Франции, благодарность за знания и ценности человеческие и научные. Поздравления и пожелания энергии, светлых мыслей и приятных эмоций!

  • Владимир Викторович Козлов

    Уважаемая Нина Васильевна, сердечно поздравляю Вас с юбилеем от имени учеников Анатолия Михайловича Зимичева!

  • Гули Тахировна Базарова

    Нина Васильевна, с Днем рождения! Спасибо большое за очень ценные слова, которые Вы сказали в своем экзистенциальным интервью! Вы мне очень сейчас помогли! СПАСИБО большое!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»