
Доктор психологических наук, профессор.
Главный научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН.
Член редсовета «Психологического журнала» РАН.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2014-2023).
В 1971 году закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова.
В 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления», в 1990 г. - докторскую диссертацию на тему «Структурная организация индивидуального интеллекта».
С 1971 по 1981 гг. работала на кафедре психологии и педагогики Томского государственного университета. Начиная с 1981 г. работала вначале доцентом, а затем профессором кафедры психодиагностики и медицинской психологии Киевского государственного университета. С 1994 г. работала ведущим научным сотрудником лаборатории психологии способностей Института психологии РАН и с 2001 по 2017 гг. заведовала лабораторией психологии способностей им. В. Н. Дружинина.
Область научных интересов: психология познания, в том числе интеллект, когнитивные стили, понятийное мышление, концептуальные способности, интеллектуальная одаренность, интеллектуальное воспитание учащихся в процессе обучения, психодиагностика интеллектуальных способностей.
Научный соруководитель образовательного проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ), в рамках которого (совместно с Э.Г. Гельфман) разработано новое поколение школьных учебников по математике для 5-9-х классов общеобразовательной школы, ориентированных на интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения их ментального опыта.
Автор более 150 научных публикаций, в том числе
- Вопросы педагогики и психологии высшей школы: сборник статей (ред., 1980)
- Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления (1983)
- Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта: учебное пособие (1990)
- Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования (1997, 2002)
- Рабочая концепция одаренности (в соавт.) (2003)
- Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. (2002, 2004)
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника: Интеллектуальное воспитание учащихся (2006, 2008)
- Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера, 21-22 октября 2008 года (отв. соред., 2008)
- Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям (2012)
- Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся (2016)
- Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы третьего международного симпозиума, 20-21 октября 2016 г. (отв. соред., 2016)
- Холодная М.А. Когнитивная психология. Когнитивные стили: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 3-е изд. (2018)
- Холодная М.А., Сиповская Я.И. Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика (2023)
Соавтор (с Э.Г. Гельман, М.В. Кузнецовой) программ для основной школы по математике (5-6 классы) и алгебре (7-9 классы).
Награды:
- лауреат конкурса в сфере образования и науки Российской Федерации (1997);
- премия Президента Российской Федерации в области образования (1999);
- премия целевой программы «Одаренные дети» президентской программы «Дети России» (2002).
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Интервью с М.А. Холодной о будущем психологии
- Анатолия Лактионовича Журавлева поздравляют коллеги!
- Интеллектуальные способности и стратегии совладания
- Специфика способностей экспертного уровня
- К юбилею Дианы Борисовны Богоявленской
- «Эффект расщепления» показателей креативности
- Вспоминая Владимира Николаевича Дружинина: 20 лет со дня смерти
- Бедные, бедные наши «одарённые дети»!
- Холодная М. А. Предложения по Проекту постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Воспоминания Н.А.Логиновой о факультете психологии ЛГУ
- Психолого-дидактические проблемы создания цифровых учебников
- Интервью с Т.В.Корниловой о будущем психологии
- Интервью с Я.А. Ледовой о будущем психологии
- Сенсомоторная активность человека как фактор развития когнитивного ресурса
- Интервью с А.В. Карповым о будущем психологии
- Цифровая трансформация субъекта труда: социальные взаимодействия, концепции, перспективы исследования
- Социально-психологический аспект академической одаренности современных младших школьников
- Ментальные репрезентации психических состояний: теоретические и экспериментальные аспекты
- Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта
- «Дневник личного развития» в психолого-педагогическом сопровождении одаренных школьников
- Психология творчества и одаренности стала темой онлайн-конференции
- К 135-летию Московского психологического общества
- Одаренность – норма, ненормальность – ее отсутствие. Интервью с А.Мелик-Пашаевым. Часть 2
- О механизмах понимания в учебном процессе
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Как не мешать развитию детской одаренности?
- Самые цитируемые российские учёные-психологи
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «Рабочая концепция одаренности», печатное издание (в номинации «Проект года в психологической практике», 2003 г.), номинант