Скоро

3 апреля
Санкт-Петербург, online

Межрегиональная научно-практическая конференция по профориентации

7 апреля
Online

Онлайн-форум для специалистов в области когнитивно-поведенческой терапии PRE-CBT FORUM 2023

12 — 13 апреля
Москва

XXVIII Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

Весь календарь
Эльконин Даниил Борисович, 16.02.1904 - 04.10.1984

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент АПН СССР.

Заведующий лабораторией Института психологии АПН СССР.

В 1924 г. по командировке Наркомпроса УССР поступил на психолого-рефлексологический факультет Ленинградского института социального воспитания (впоследствии объединённого с Ленинградским педагогическим институтом им. А.И. Герцена), в 1927 г. окончил педологическое отделение педагогического факультета ЛГПИ.

В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников, в 1962 г. - докторскую диссертацию.

До поступления в институт работал делопроизводителем военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей.

После окончания ЛГПИ работал педологом-педагогом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги.

С 1929 г. работал на кафедре педологии ЛГПИ.

С 1937 г., после упразднения педологических структур, работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера.

Участник ВОВ. После окончания войны получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии.

Заседание комиссии, посвящённое «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 года, но было отложено, а затем отменено, Д.Б. Эльконин был уволен в запас.

С 1953 г. работал в Институте психологии АПН РСФСР (сейчас - Психологический институт РАО), заведовал несколькими лабораториями.

Преподавал на факультете психологии МГУ.

В 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР.

Автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Основным вкладом Д.Б. Эльконина в советскую и мировую педагогику была разработка и внедрение новой системы обучения — «развивающее обучение».

Д.Б. Эльконин опубликовал несколько монографий и научных статей, которые были посвящены обзору проблем теории и истории изучения детства, его периодизации и психодиагностикой. Занимался проблемами психологического развития детей в разном возрасте, психологией игры и вопросами учебной деятельности школьников, развития речи и обучения чтению.

Несколько статей Д.Б. Эльконина были посвящены анализу взглядов Л.С. Выготского. Положение о том, что детство развивается и имеет конкретно-исторический характер, означает, что детство в периоды разных исторических эпох имеет разные закономерности и содержание. Поэтому важно понять теорию исторического развития детства, опираясь на историю психологии, этнографию, историю образования и т. д.

Д.Б. Эльконин считал, что все виды деятельности детей общественны по своей природе, содержанию и форме, поэтому ребёнок с первой минуты рождения и с первых ступеней своего развития является общественным существом. Также Эльконин считал ребёнка активным субъектом в преобразовании и присвоении достижений человеческой культуры, которые всегда носят деятельностный характер. Благодаря процессам преобразования ребёнок воспроизводит и создает в себе человеческие способности.

Работы Д.Б. Эльконина были также посвящены психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности. В своих работах он описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности.

Разработал периодизацию, в которой выделил две стороны в деятельности: познавательную и мотивационную; эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде.

Основные публикации:

  • Учение об условных рефлексах. М., Л., 1930
  • Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938
  • Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940 (опубликовано в 1998)
  • Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946
  • Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М., 1948
  • Мышление младшего школьника // Очерки психологии детей. М., 1951
  • Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951
  • Психическое развитие ребёнка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956
  • Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957
  • Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958
  • Детская психология. М., 1960
  • Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1962
  • Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964
  • Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1965
  • Возрастные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1967
  • Психология обучения младшего школьника. М., 1974
  • Как учить детей читать. М., 1976
  • Психология игры. М., 1978

Награды:

  • орден Отечественной войны II степени
  • орден Красной Звезды
  • медаль «За боевые заслуги»
  • медаль «За оборону Ленинграда»

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Воспоминания

Год вероятно 1980-1982. Конференция АПН в Москве по детству - что нас к педагогам занесло, бог весть. Даниил Борисович со своей львиной гривой и порыкивающим голосом в президиуме. Доклады типа "Методика воспитания дружбы у школьников с помощью магнитов": насыпать на лист две кучки металлических опилок и водить под листом магнитом так, чтобы опилки сходились - это дружба, которую дети должны изобразить (обняться или как ещё), и расходились - вражда, изобразить, потом наоборот - сначала разыгрывание и потом изображение магнитами-опилками. После этого шедевра мы с моим питерским коллегой отправились на Арбат пить пиво, появились только назавтра к своим докладам, сделали их как раз под конец конфцеренции. Восторга на лице Д.Б. не было - он, скорее, даже сердился. Потом, в заключении сказал: "Если дать вам в руки живого ребёнка, кто-нибудь знает, что с ним делать?". Повисла тишина. Он после паузы рыкнул: "Ну!?" - опять тишина. Он, мотнув головой в нашу сторону: "А эти знают!"

16.02.202220:56:20


1 апреля 2023 , суббота

Скоро

3 апреля
Санкт-Петербург, online

Межрегиональная научно-практическая конференция по профориентации

7 апреля
Online

Онлайн-форум для специалистов в области когнитивно-поведенческой терапии PRE-CBT FORUM 2023

12 — 13 апреля
Москва

XXVIII Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

Весь календарь
1 апреля 2023 , суббота

Скоро

3 апреля
Санкт-Петербург, online

Межрегиональная научно-практическая конференция по профориентации

7 апреля
Online

Онлайн-форум для специалистов в области когнитивно-поведенческой терапии PRE-CBT FORUM 2023

12 — 13 апреля
Москва

XXVIII Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

Весь календарь