• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

28 августа
Онлайн

I Онлайн-конференция с международным участием «Щегловские чтения»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь
Зарецкий Виктор Кириллович, р. 27.01.1953

Кандидат психологических наук, доцент.

Профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Научный консультант фонда «Дети.мск.ру».

Член редколлегии журнала «Консультативная психология и психотерапия». Член Исполнительного комитета Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR).

В 1975 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач».

Организатор волонтерской работы и прохождения практики студентов МГППУ с детьми-сиротами с инвалидностью в реабилитационном центре «В гостях у Незнайки» и с подростками с наркотической и алкогольной зависимостью в реабилитационном центре «Возрождение».

Заведовал лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ.

Область профессиональных интересов: психология творчества, практическая психология (психолого-педагогическое консультирование), психология развития, методология науки, инклюзивное образование, создание условий для обучения, профессиональной деятельности детей и молодежи с особенностями в развития и инвалидностью.

Читает курсы:

  • Психолого-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении
  • Основы научной деятельности студента
  • Основы проектной деятельности
  • Основы сопровождающей деятельности
  • Психотехника творческого мышления
  • Введение в рефлексивно-деятельностный подход
  • Практикум по коррекционно-развивающему обучению
  • Планирование и проведение психологического исследования

Основные публикации:

  • Введение в психологию научно-технического творчества: Учебно-метод. пособие / В.К. Зарецкий, Н.Б. Ковалева. - М.: ВНИИПИ, 1987. - 88 с.
  • Если ситуация кажется неразрешимой… - 2-е изд. - М.: Форум, 2011, 2012. - 63 с.
  • Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? / В.К. Зарецкий и др. - М.: Форум, 2011. - 204 с.
  • К развитию через шахматы: рефлексивно-деятельностный подход: методические материалы для ведения занятий в начальной школе / науч. ред. и сост.: Зарецкий В.К., Гилязов А. М. - М.: Отто Райхль, 2016.
  • Шахматы для общего развития: методическое пособие по ведению занятий в начальной школе / науч. ред. и сост.: Зарецкий В.К., Гилязов А.М. - М.: Отто Райхль, 2016.
  • Проектная деятельность детей как ресурс развития их жизнестойкости // Инициация проектной деятельности детей в условиях детских домов и школ-интернатов. М., 2009.
  • О двух типах методологических средств // Эрик Григорьевич Юдин М.: РОССПЭН, 2010. С. 300-325.
  • Рефлексивно-педагогическая помощь учащимся в поиске решения творческих задач / В.К. Зарецкий, А.Н.Молостова // Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования / Отв. ред.-сост. И.Н.Семенов, Т.Г. Болдина. - М.: Аналитика родис, 2011. - С. 115-121.
  • Организация инклюзивной практики как проектная деятельность образовательного учреждения // Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие. - М.: МГППУ, 2012.
  • Когнитивно-личностное развитие ребенка в условиях инклюзивного образования с позиции культурно-исторической психологии // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред С.В. Алехина. - М.: ООО «Буки Веди», МГППУ, 2013.
  • Рефлексивно-деятельностный подход как технология индивидуальной психолого-педагогической помощи в учебной деятельности в инклюзивном образовании / В.К. Зарецкий, М.М. Гордон // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: ООО «Буки Веди», МГППУ, 2013.
  • Спецвыпуск журнала «Консультативная психология и психотерапия» / Отв. ред. В.К. Зарецкий. - 2013. - №2.
  • Как родители могут помочь своему ребенку в преодолении учебных трудностей, и как эти трудности превратить в ресурс развития? / В.К. Зарецкий, М.М. Гордон // Психологические, семейные и социальные аспекты обеспечения образовательной траектории детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сборник материалов научно-практического семинара. - М., МГППУ, 2009.
  • Некоторые психологические условия профессиональной самореализации молодых людей с инвалидностью / В.К. Зарецкий, М.М. Кириллова // Психологические, семейные и социальные аспекты обеспечения образовательной траектории детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сборник материалов научно-практического семинара. - М., МГППУ, 2009.
  • Правовые основы социальной защиты инвалидов: Учебная программа для детей-инвалидов старшего возраста / В.К. Зарецкий, Р.Н. Жаворонков. - М.: МГППУ, 2009.
  • Замкнутый круг школьной неуспешности // Первое сентября. - 2009. - №17.
  • Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье / В.К. Зарецкий, М.А. Чупрова // Дефектология. - 2009. - №6
  • Школьная дезадаптация в форме систематических пропусков занятий: факторы риска и психосоциальная реабилитация / В.К. Зарецкий, В.Ю.Андреюк, А.Б.Холмогорова // Дефектология. - 2009. - №5.
  • The Zone of Proximal Development What Vygotsky Did Not Have Time to Write // Journal of Russian and East European Psychology. - 2009. - Vol. 47. - No 6. - P. 70-93.
  • Психологические причины школьной неуспеваемости. Рецензия на книгу Н.П. Локаловой «Причины школьной неуспеваемости: диагностика, коррекция, профилактика» // Психологическая наука и образование. - 2010. - №1. - С. 119-121.
  • Рефлексивно-деятельностный подход к оказанию психолого-педагогической помощи: экзистенциальный аспект // Четвертая всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Москва, 4-5 мая 2010 г.). Материалы сообщений. - М., 2010. - С. 123-126.
  • Zone of proximal development as the basis for psychological help to children with learning problems // FMPP Annual Congress of Psychiatry and Psychotherapy. 20th IFP World Congress of Psychotherapy. June 16th-19th, 2010. - KKL, Lucerne, Switzerland.
  • Может ли быть полезна российская психология в решении проблем современной психотерапии: размышления после ХХ конгресса интернациональной федерации психотерапии (IFP) / В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова // Медицинская психология в России. - 2010. - №4.
  • Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» / В.К. Зарецкий, С.В. Алехина // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - М., МГППУ, 2010. - C. 104-116.
  • Может ли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты? / В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова // Культурно-историческая психология. - 2011. - №1. - С. 108-118.
  • К 80-летию В.М.Мунипова // Вопросы психологии. - 2011. - №4. - С. 145-152.
  • Шахматы для общего развития / В.К. Зарецкий, О.В.Глухова, М.М.Гордон // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции. - Ч. 3. - Челябинск: ЮУрГУ, 2011. - С. 152-155.
  • О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике / В.К. Зарецкий, М.М. Гордон // Психологическая наука и образование. - 2011. - №3.
  • Круглый стол по проблемам диагностики нарушений психического развития / В.К. Зарецкий, А.Б.Холмогорова П.А.Тарханова // Вопросы психологии. - 2012. - №3.
  • Развитие субъектной позиции ребенка в процессе оказания психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей (случай из практики)… / В.К. Зарецкий, Ю.В. Зарецкий // Журнал консультативной психологии. - 2012. - №2.
  • Об одной проблеме нарушения развития детей-сирот без опыта жизни в семье / В.К. Зарецкий, М.А. Чупрова // Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития: Сборник научных статей / Под ред. М.К.Бардышевской, Л.С.Печниковой, А.Л.Рыжова. - М.: Акрополь, 2012.
  • Думая о Петре Яковлевиче Гальперине… // Культурно-историческая психология. - 2012. - №4.
  • Жалеть ли инвалида? Интервью с В.К. Зарецким // Милосердие.ru. – 24.10.2012. - http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&;s=8&id=17522
  • Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Журнал консультативной психологии и психотерапии. - 2013. - №2. - С. 10-37.
  • Траектория развития представлений о рефлексии и их использования в практике организации решения проблем // Психология в вузе. - 2013. - №4.
  • Когда обучение кажется невозможным // Первое сентября. - 2013. - №17.
  • Ребенок – не раб своих ограничений // Первое сентября. - 2014. - №2.
  • Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов В.К. Зарецкий, Ю.В. Зарецкий, И.Ю. Кулагина // Психологическая наука и образование. - 2014. - №1.
  • О Владимире Петровиче – Учителе и человеке // Культурно-историческая психология. - 2014. - №2.
  • Социальное познание и ментальность в зеркале процесса решения творческой задачи // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - №4.
  • Решение творческих задач детьми младшего подросткового возраста как модель преодоления проблемной ситуации / В.К. Зарецкий, Т.М. Черникова // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Том 23. - № 2. - С. 37-56.
  • Опыт оказания психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода: случай Дениса Г. / В.К. Зарецкий, Ю.В. Зарецкий // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Том 23. - №2. - С. 142-156.
  • Предисловие к публикации лекции И.Б. Гриншпуна «Введение в историю психотерапии» / В.К. Зарецкий, В.В. Семенов // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Том 23. - №2. - С. 172-174.
  • Некоторые соображения по статье Н.Б. Савинкиной «Непроизвольное запоминание при обучении иностранному языку по методу активизации. Практический опыт» // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Том 24. - № 2. - С. 132-135.
  • Психологи о значении культурно-исторической теории для психологического консультирования и психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Том 24. - №4. - С. 171-181.
  • Педагогическая, психологическая и психотерапевтическая помощь в процессе преодоления учебных трудностей как содействие развитию ребенка / В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Том 25. - №3. - С. 33-59.
  • Мировая психология и педагогика в поисках теории развития, адекватной вызовам нашего времени: вперед к Выготскому / В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Том 25. - №3. - С. 170–175.
  • Владимир Петрович Зинченко – хранитель традиций культурно-исторической психологии // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Том 25. - №3. - С. 176-183.
  • К 85-Летию Никиты Глебовича Алексеева // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Том 25. - №4. - С. 188-203.
  • Психологи о творчестве Высоцкого: к 80-летию поэта и барда // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Том 26. - №1. - С. 45-55.
  • Современное состояние культурно-исторических деятельностных практико-ориентированных исследований: обсуждение международным сообществом / В.К. Зарецкий, И.А. Николаевская // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Том 27. - №2. - С. 178-181.
  • Многовекторная модель зоны ближайшего развития как способ анализа динамики развития ребенка в учебной деятельности / В.К. Зарецкий, И.А. Николаевская // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Том 27. - № 2. - С. 95-113.

Награды:

  • Премия города Москвы в области образования (руководитель авторского коллектива, 2006)
  • почетный знак ФГБОУ ВО МГППУ «Золотая ПСИ» (2017)

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
2 августа 2021 , понедельник

В этот день

Скоро

28 августа
Онлайн

I Онлайн-конференция с международным участием «Щегловские чтения»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь
2 августа 2021 , понедельник

В этот день

Валерий Федорович Венда празднует день рождения! Поздравить!

Виктор Викторович Гульдан празднует день рождения! Поздравить!

Вячеслав Афанасьевич Аверин празднует день рождения! Поздравить!

Николай Александрович Костицын празднует день рождения! Поздравить!

Елена Александровна Белозерцева празднует день рождения! Поздравить!

Алина Николаевна Силина празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

28 августа
Онлайн

I Онлайн-конференция с международным участием «Щегловские чтения»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь