
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) АПН СССР. Действительный член (академик), вице-президент РАО. Заслуженный деятель науки РФ.
Директор Психологического института РАО.
Почётный член Национальной академии образования США.
Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Главный редактор журнала «Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение».
В 1953 г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1956 г. - аспирантуру МГУ.
В 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Образование начального понятия о количестве у детей», в 1970 г. - докторскую диссертацию на тему «Виды обобщения в обучении: логико-психологические основы построения учебных предметов».
В 1956-1959 гг. работал редактором журнала «Доклады АПН СССР».
С 1959 г. работал в Институте общей и педагогической психологии АПН РСФСР (с 1970 г. - АПН СССР, с 1990 г. - ПИ РАО), сотрудник лаборатории психологии детей младшего школьного возраста, с 1961 г. - заведующий лабораторией, в 1973-1983 гг. и с 1989 г. - директор.
В 1974 г. был избран членом-корреспондентом, в 1978 г. - действительным членом АПН СССР, с 1989 г. - вице-президент РАО.
Руководитель теоретико-методологических семинаров по фундаментальными проблемам мышления и деятельности, культурно-исторической психологии и др.
На факультете психологии МГУ читал курс «Возрастные закономерности развития мышления».
Работал в школе № 91 г. Москвы.
С 1991 г. участвовал в работе Научного совета по философии образования при Президиуме РАО.
Последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина.
Область профессиональных интересов:
- педагогическая психология
- развивающее обучение
- возрастные нормы психического развития
- культурно-историческая психология
- проблемы мышления и деятельности
На ранних этапах исследований предлагал отказаться от термина «развитие психики» в применении его к отдельному человеку, предлагая использовать только понятие «формирование психики», которое означает овладение, освоение, приобретение его общественной природы, отмеченной в особых продуктах предметной деятельности предшествующих поколений людей; формирование собственно деятельности человека, и в частности ее управляющих механизмов — психики. В 1970-х гг. термин «развитие» в применении к становлению индивида в работах В.В. Давыдова уже не вытеснялся «формированием», а получил собственное значение (закономерные качественные сдвиги в уровне и форме деятельности индивида, общественные по своей природе).
Обращал внимание на необходимость разработки фундаментальных вопросов психологии — общей теории о психике человека, которая создает принципиальную основу для всех психологических дисциплин. Поставил и во многом решил ряд фундаментальных психологических проблем относительно механизмов обучения и развития.
Выделил два типа мышления: рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое, в основании которых лежат различные обобщения. Если эмпирическое обобщение фиксирует нечто внешне одинаковое и сходное в группе предметов (формальное обобщение), то теоретическое обобщение представляет собой обобщение содержательное.
Соавтор теории содержательного обобщения и формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). В результате многолетних экспериментальных исследований (совместно с Д.Б. Элькониным) выявил условия организации развивающего обучения.
Теоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе № 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.
Соавтор образовательной системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Система начала формироваться с конца 1950-х годов, в массовой школе распространялась в 1980-1990-х гг. В 1996 г. Решением коллегии министерства образования РФ система Эльконина —Давыдова была утверждена в качестве официальной системы начального образования (наряду с традиционной системой и системой Занкова).
С точки зрения В.В. Давыдова, ориентация содержания и методов обучения преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления в начальной школе — не самый эффективный путь развития детей. Построение учебных предметов должно предполагать формирование у школьников теоретического мышления, которое имеет своё особое, отличное от эмпирического, содержание. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. Исходя из этого, обучение должно быть ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения.
Основные принципы системы Эльконина — Давыдова:
- дедукция на основе содержательных обобщений;
- содержательный анализ;
- содержательное абстрагирование;
- теоретическое содержательное обобщение;
- восхождение от абстрактного к конкретному;
- содержательная рефлексия.
В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин свою концепцию развивающего обучения связывают прежде всего с содержанием учебных предметов и логикой (способами) его развертывания в учебном процессе. На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение.
Основные публикации:
- Давыдов В.В. Анализ структуры мыслительного акта // Доклады Академии педагогических наук РСФСР, 1960, № 2
- Давыдов В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики. М., 1966
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972
- Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986
- Давыдов В.В., Громыко Ю.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Вопросы психологии, 1994, № 6, с. 31-37
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996
- Давыдов В.В., Громыко Ю.В. и др. Проект «Национальной доктрины развития образования». М., 1997
Главный редактор «Российской педагогической энциклопедии» (1 том - 1993, 2 том - 1999).
Награды:
- премия им. К.Д. Ушинского за монографию «Виды обобщения в обучении» (1973)
- премия им. К.Д. Ушинского за достижения в педагогике (1986)
- лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за создание учебно-методического комплекса «Система развивающего обучения» (по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову) для общеобразовательных учреждений (1996)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего
- Шкала коммуникативных сигналов ребенка раннего возраста: оценка детско-родительского взаимодействия
- Хронотоп культурно-исторической науки о деятельности
- Методика диагностики готовности к сотрудничеству в совместной деятельности
- Особенности практического мышления
- Открыватель. К юбилею Товия Васильевича Кудрявцева
- Идеи Л.Ф. Обуховой о развитии креативности детей
- В.И. Моросанова: Саморегуляция как ресурс достижения целей в условиях цифровизации образования
- Анализ конфликтного поведения героев литературных произведений как средство развития рефлексивности детей младшего школьного возраста
- Заметки об Анатолии Лактионовиче Журавлеве (к 50-летию факультета психологии ЯрГУ)
- Психологический аспект феномена «личностные результаты образования»
- О тенденциях развития современной психологии мышления
- Интервью с А.Н.Поддьяковым о будущем психологии
- Вопрошание о Психике
- Интервью с А.Г. Асмоловым о будущем психологии
- Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии
- Проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми с трудностями в обучении и развитии
- Воля и произвольность: опыт междисциплинарного исследования
- Формирование осознанной саморегуляции подростков в учебной деятельности: методические рекомендации
- О науке и жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами: Н.И.Чуприкова
- Сомнение как процесс и метод самопознания
- «Сотворчество понимающих». О курсе литературы в системе развивающего образования
- Влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6–10 лет
- Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в возрасте поздней зрелости
- «Давыдовские чтения»: о субъекте учебной деятельности и цифровизации
- Соотношение типа действия планирования и стилевых особенностей мышления
- Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития
- Творчество после творчества. К юбилею Д.Б.Богоявленской
- Общие подходы к изучению личности
- «Золотые имена психологии в РГПУ»: Даниил Борисович Эльконин
- Актуальные вопросы подготовки учителя для школы XXI века
- Интервью с С.К.Нартовой-Бочавер о будущем психологии
- Опубликована программа «Давыдовских чтений»
- Личность ученого: субъективные заметки, посвященные 90-летию Владимира Петровича Зинченко
- Памяти Галины Николаевны Кудиной
- Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека
- Проблема деятельности в работах Е.А.Климова и А.Н.Леонтьева
- Личностные образовательные результаты в контексте девиантного поведения школьников
- Смысл образования: развитие или оказание услуг?
- Неустранимый разброс (к юбилеям В.П. Зинченко и Н.А. Бернштейна)
- Цифровое поколение: цифровой образ жизни и новая социальная ситуация развития
- Непрерывное образование в контексте культуры
- Психологическая антропология: от истоков в будущее
- Культурно-исторический подход к вопросам образования
- Елена Кравцова. Воспоминания Владимира Собкина
- Методология обыденной жизни как точная наука: от Систем — к Судьбам
- Психология культурной патологии: теневая сторона технологического прогресса
- Николай Поддьяков — Последний Могиканин школы Запорожца, рыцарь детства
- Деятельностный подход в развитии речи дошкольников младшего возраста
- К 135-летию Московского психологического общества
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Как не мешать развитию детской одаренности?