16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024

Кто есть кто

Александр Петрович Нечаев

Александр Петрович Нечаев

05.11.1870 - 06.09.1948

Доктор педагогических наук.

Заведующий кафедрой педагогики и психологии Семипалатинского педагогического института.

Один из основоположников экспериментальной педагогики.

В 1894 г. окончил философское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию.

В 1897 г. получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета. Свою педагогическую деятельность он начал чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX века. В этом же году он был избран секретарём философского общества при Петербургском университете.

В 1898 г. был направлен на стажировку в Европу: работал в лабораториях В. Вундта в Лейпциге, Г. Э. Мюллера в Геттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, А. Бине в Париже.

После возвращения в Санкт-Петербург занимался научно-исследовательской и преподавательской работой в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке.

Осенью 1899 г. в нескольких петербургских учебных заведениях организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на IV международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 года, а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств».

В 1901 г. создал при Педагогическом музее первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии, затем в 1904 г. первые в России педологические курсы при ней. На курсах читались циклы лекций, охватывающие разные стороны детской жизнедеятельности, проводились занятия по технике психологического эксперимента и основам статистических методов. Для слушателей были организованы практические занятия. Доступ в лабораторию был открыт для всех желающих.

Прилагал активные усилия к распространению результатов исследований, вёл большую просветительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экспериментальных исследований в психологии и педагогике.

Преподавал историю философии в Александровском лицее.

Издавал «Книжки педагогической психологии» (1906-1910).

Совместно с Н.Е. Румянцевым редактировал «Ежегодник экспериментальной педагогики» (1909-1914).

Инициатор и участник Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1916, 1919).

Один из инициаторов создания Санкт-Петербургской Педагогической академии (1907).

Один из инициаторов создания Общества экспериментальной педагогики (1910).

С 1917 г. - директор Самарского педагогического института, после его преобразования в 1918 г. в университет дважды избирался ректором в 1918 и 1921 гг.

С 1921 г. работал в Московском государственном психоневрологическом институте: профессор, в 1922-1925 гг. - директор.

В 1922 г. приглашался для психологического обследования В.И. Ленина по собственным методикам.

С 1926 г. преподавал психологию в Медико-педагогическом институте, Институте дефективного ребёнка.

В 1931-1935 гг. заведовал психотехническим сектором Центрального автоэксплуатационного научно-исследовательского института, был профессором-консультантом в Институте по изучению труда и отдыха при Наркомтруде.

В 1935 г. был репрессирован, сослан в Семипалатинск (Казахстан).

В 1935-1941 гг. был научным руководителем Института физических методов лечения.

В 1935-1944 гг. - консультант психиатрической больницы и детской амбулатории.

В 1944-1948 гг. заведовал кафедрой педагогики и психологии Семипалатинского педагогического института.

В 1944 г. защитил докторскую диссертацию.

Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда, проблему умственного переутомления школьников. Большое внимание уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся, при этом необходимым условием успешности обучения считал активное внимание. Подчеркивал необходимость сближения психологических исследований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основе данных психологии, рассматривая её как прикладную психологию.

Изобрёл для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп и аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912).

Изучал проблемы памяти. Исследовав мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Утверждал, что прочное запоминание, свободное оперирование материалом, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя.

Одним из первых в отечественной психологии начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, психологически обосновал составление расписания школьных занятий.

Занимался вопросами индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Разработал психофизиологические нормы профотбора для различных профессий и др.

Отстаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии, что было воспринято как противоречие задачам перестройки психологии на основе марксизма и подвергнуто критике.

Основные публикации:

  • К вопросу о взаимном отношении педагогики и психологии // Русская школа. 1899. № 3.
  • Современная экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения. СПб, 1901. 3-е изд. П., 1917.
  • Наблюдения над развитием интересов и памяти в школьном возрасте. 1901.
  • Труды по экспериментальной педагогической психологии. СПб, 1902.
  • ?ber Memorieren: e. Skizze aus d. Gebiete d. experimentellen p?dag. Psychologie. Berlin: Reuther & Reichard, 1902.
  • Очерк психологии для воспитателей и учителей. Ч. 1-2. СПб, 1903-1908. 4-е изд. СПб, 1911.
  • ?ber Auffassung: Eine Skizze aus dem Gebiete d. experimentellen p?dagogischen Psychologie. Berlin: Reuther & Reichard, 1904.
  • Ассоциация сходства: психологическое исследование Александра Нечаева. — СПб: Тип. И.Н. Скороходова, 1905.
  • Учебник психологии для средних учебных заведений и самообразования. СПб: Тип. П.П. Сойкина, 1907. 5 изд. П., 1915.
  • Душевная жизнь детей: Очерки по педагогической психологии. М.: Книгоиздательство «Польза», 1910 (соавтор А.Ф. Лазурский).
  • Как преподавать психологию? СПб, 1911. 2-е изд. СПб, 1913.
  • Курс педагогической психологии для народных учителей. П. - М., 1916.
  • Простейшие измерения степени умственного развития детей. Сызрань, 1921.
  • Психологический метод обучения чтению. М., 1923.
  • Руководство к экспериментально-психологическому исследованию детей дошкольного и школьного возраста. Вып. 1. М., 1925.
  • Психология физической культуры. М., 1927. 2-е изд. М., 1930.
  • Психология школьного коллектива. М., 1928.
  • Сила воли и средства ее воспитания. М., 1928. 2-е изд. М., 1929.
  • Память человека и ее воспитание. М. - Л., 1929.
  • Психология технического изобретательства. М. - Л., 1929.
  • Характер человека. М. - Л., 1929.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»