16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024

Кто есть кто

Анатолий Алекандрович Смирнов

Анатолий Алекандрович Смирнов

05.11.1894 - 24.05.1980

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Действительный член (академик) АПН СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР.

Профессор-консультант НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (до 1973 г. - директор).

Основатель и главный редактор журнала «Вопросы психологии».

Организатор и первый президент Общества психологов СССР. Почетный член Польского психологического общества. Член Правления Советско-Австрийского общества дружбы и Института советско-американских отношений.

В 1916 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета.

В 1916-1918 гг. - участник Первой мировой войны.

С 1918 г. был оставлен при Московском университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре философии и психологии.

В 1918-1919 гг. работал инструктором в культурно-просветительском отделе Московского совета рабочих депутатов, затем инструктором по организации клубов для рабочих-подростков в культурно-просветительском отделе Московского центрального рабочего кооператива.

В 1919-1921 гг. служил в Красной Армии в должностях начальника учебной команды и помощника начальника школы инструкторов-артиллеристов Артиллерийской бригады.

С 1920 г. - ассистент Психологического института МГУ, в 1922-1923 гг. - научный сотрудник 1-го разряда (старший научный сотрудник).

В 1921-1924 гг. работал преподавателем психологии в Академии социального воспитания.

С 1924 г. - старший научный сотрудник Института методов внешкольной работы, работал в различных московских вузах.

В 1921—1924 гг. А. А. Смирнов преподавал психологию в Академии социального воспитания (впоследствии — Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской). Затем несколько лет он работал в различных московских вузах; одновременно — в 1927 —1930 гг. — в Маскировочном отделе Инженерно-технического полигона РККА, где выполнил ряд исследований, касавшихся психологии восприятия.

С 1931 г. - профессор Института высшей школы.

С 1933 г. снова работает в Институте психологии. С 1938 г. заведовал лабораторией психологии памяти. В 1944-1945 гг. - заместитель директора Института психологии АПН РСФСР. В 1945-1973 гг. - директор Института психологии АПН РСФСР (с 1970 г. - НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, сейчас - ПИ РАО). С 1975 г. - профессор-консультант.

Во время Великой Отечественной войны продолжал научно-исследовательскую и преподавательскую работу, в 1941-1952 гг. был профессором МГУ.

В 1944 г. был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, в 1947 г. - действительным членом АПН РСФСР, с 1968 г. - действительный член АПН СССР, в 1950, 1955 и 1959 гг. избирался членом Президиума, в 1958-1959 гг. исполнял обязанности вице-президента.

В 1947-1953 гг. - депутат Краснопресненского районного Совета депутатов трудящихся.

В 1948 г. в составе советской делегации участвовал в работе Педагогического конгресса в Советской зоне Германии. В 1953 г. - глава советской делегации на «Интернациональных днях ребенка» в Париже (где выступил с докладом о развитии детской и педагогической психологии в СССР). В 1957 г. возглавлял делегацию работников просвещения в Австрии. В 1958 г. был представителем СССР на Международном совещании ЮНЕСКО по вопросам успеваемости в школе. Входил в состав советских делегаций на международных конгрессах в Брюсселе (1957), Бонне (1960), Копенгагене (1961).

В 1950-е гг. много занимался научно-организационной деятельностью, в том числе решал задачу сохрания самостоятельности психологии как науки и практики.

В 1950 и 1953 гг. - депутат Московского городского Совета депутатов трудящихся 3-го и 4-го созывов.

В 1955-1958 и 1966-1980 гг. - основатель и первый главный редактор журнала «Вопросы психологии» — в течение многих лет единственного периодического издания в отечественной психологии..

В 1957-1963 гг. - организатор и первый президент Общества психологов СССР.

В 1966 г. в Москве состоялся ХVIII Международный психологический конгресс, председателем организационного комитета которого был. А.А. Смирнов. Помимо доклада по проблемам памяти Смирнов выступил на конгрессе с вечерней лекцией о путях развития советской психологии.

В конце 1960-х гг. при создании Института психологии в системе АН СССР отстоял необходимость разработки в Институте психологии АПН СССР всего спектра научных проблем, прежде всего проблем общей психологии (с января 1970 г. институт носил название НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР).

В течение многих лет преподавал в Московском государственном университете.

В студенческие годы занимался изучением детерминантного и ассоциативного течения представлений, в 1920-х гг. продолжал подробное изучение психологической сущности представлений.

Занимался проблемами педагогики и педологии, используя эволюционно-генетический подход. Считал, что в зависимости от возраста одна и та же черта характера ребенка может иметь разные психологические корни. Исследовал различные возрастные периоды развития личности ребенка, закономерности психического и физического развития, свойственные различным периодам, факторы этого развития, особенности формирования познавательных процессов, важность игры и труда в развитии ребенка, значение детского рисунка для познания его внутреннего мира. Педологию А.А. Смирнов понимал как специальную науку, изучающую ребенка как целостный психофизический организм.

Исследовал проблему школьной успеваемости, считал, что главная задача — понять причины, источники неуспеваемости школьника, учитывать все стороны его жизни, особенности его организма и личности. Серьезное внимание уделял вопросам школьных тестов, определил принципы построения тестов, технику их проведения и интерпретации результатов.

С середины 1920-х гг. начал разрабатывать еще одно направление психологии — профессиональную психологию, занимался поиском и изучением путей научной организации выбора профессии. Показал основные пути научной организации выбора профессии (профориентация, профконсультация, профотбор), обеспечивающие ее средства (прежде всего адекватные методы исследования профпригодности), принципы разработки профессиограмм. Сосредоточился на личностном факторе и дал описание ряда рабочих профессий с точки зрения тех психофизиологических качеств, которые необходимы для их выполнения. Сопоставление различных профессий с этих позиций помогало определить одно из наиболее существенных направлений психотехнических исследований.

Видел среди задач школы проведение профориентации и профконсультационной работы, построенной на психологическом материале (выяснение особенностей личности каждого учащегося и динамики его развития, изучение запросов и интересов и т.д.).

Прекратил исследования в этой области в связи с идеологическим давлением.

С 1930-х гг. занимался изучением зрительных ощущений и восприятий.

С 1933 г. исследовал психологические проблемы преподавания математики в начальной школе

С конца 1930-х гг. занимался проблемами памяти. Исследовал зависимость ретроактивного торможения от содержания предшествующей и последующей деятельности, в том числе влияние сходства обеих деятельностей и трудности последующей деятельности в развитии ретроактивного торможения. Показал, что величина ретроактивного торможения снижается по мере уменьшения сходства между предыдущей и последующей деятельностью.

Основной темой теоретических и экспериментальных разработок А.А. Смирнова стала психология запоминания. Изучал характеристики произвольного и непроизвольного запоминания, обнаружил взаимосвязь между произвольным и непроизвольным запоминанием. Выявил условия, при которых проявляются преимущества каждого из них, отметил возрастные различия в их соотношении, показал их постоянную взаимосвязь в реальной жизненной практике человека. Продемонстрировал зависимость непроизвольного запоминания от направленности деятельности, от ее содержания и характера. Показал зависимость продуктивности произвольного запоминания от места запоминаемого в структуре деятельности (прежде всего запоминается то, что составляет цель действия).

Раскрыл взаимодействие между памятью, другими психическими процессами — в первую очередь, с мышлением и пониманием. Процесс осмысленного запоминания рассматривал не как изолированный механизм памяти, а как один из компонентов человеческой деятельности, неразрывно связанный со всем комплексом ее задач и мотивов. По мнению А.А. Смирнова, решающим фактором, определяющим эффективность запоминания, является степень интеллектуальной активности, определяемая родом деятельности. Показал возможность как положительного, так и отрицательного взаимодействия понимания и запоминания, выявил возрастную динамику в развитии этих процессов. Благодаря этому исследованию проблема осмысленности запоминания наполнилась живым, конкретным содержанием, получила выход в реальную педагогическую практику. Выделил набор приемов, позволяющих делать процесс осмысленного запоминания более эффективным (разбивка запоминаемого материала на основные смысловые части, группировка таких отдельных частей, выделение опорных пунктов, сопоставление частей запоминаемой информации между собой или с тем, что уже известно человеку). Определил значение и функции повторения, а также выделил некоторые особенности процесса повторения.

Результаты исследований А.А. Смирнова также показали взаимосвязь образа и слова в процессах запоминания и выявили изменение роли образной и словесной памяти по мере развития психики.

В конце 1950-х гг. А.А. Смирнов занимался изучением историко-психологических вопросов, проводил обзоры, подводящие итоги развития психологии за определенный период времени, характеризующие тенденции ее развития, сформулировал важнейшие задачи дальнейших психологических исследований.

В начале 1970-х гг. А.А. Смирнов стал инициатором создания и ответственным редактором первого в отечественной психологии многотомного руководства «Основы психологии». В 1974 г. под его редакцией вышел первый том «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (авторы М.Г. Ярошевский и М.И. Анциферова). В 1975 г. вышел и второй том, написанный А.А. Смирновым и посвященный развитию отечественной психологической науки. Впоследствии были выпущены еще два тома, в 1978 г. и после смерти ученого в 1980 г.

Под непосредственным руководством А.А. Смирнова были выполнены и успешно защищены более 20 кандидатских и несколько докторских диссертаций.

Основные публикации: более 100 работ, в том числе

  • Введение в педологию в связи с учением о поведении человека / А.А. Смирнов. - М.: Работник просвещения, 1927. - 74 с.
  • Детская и педагогическая психология в СССР: Резюме доклада / А.А. Смирнов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 14 с.
  • Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1966. - 423 с.
  • Психология запоминания / А.А. Смирнов. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 328 с.
  • Психология профессий / А.А. Смирнов. - М.: Работник просвещения, 1927. - 136 с.
  • Психология ребенка и подростка / А.А. Смирнов. - М.: Работник просвещения, 1926. - 258 с.; 2-е изд. - М.: Работник просвещения, 1928. - 214 с.; 3-е изд. - М.: Работник просвещения, 1929. - 214 с.; 4-е изд. - М.: Работник просвещения, 1930. - 272 с.
  • Пути развития советской психологии (Вечерняя лекция на XVIII Междунар. психол. конгрессе) / А.А. Смирнов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - 30 с.
  • Развитие и современное состояние психологической науки в СССР / А.А. Смирнов. - М.: Педагогика, 1975. - 352 с.
  • Возрастные и индивидуальные различия памяти: Сборник статей / Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1967. - 300 с.
  • Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов: Обзор докладов / Под ред. и с предисл. А.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1969. - 256 с.
  • Вопросы психологии обучения труду: Сборник статей / Под ред. и с предисл. А.А. Смирнова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 259 с.
  • Вопросы психологии обучения труду в школе: Сборник статей / Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1968. - 264 с.
  • Вопросы психологии памяти: Сборник статей / Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 216 с.
  • Вопросы психологии понимания: Труды Института психологии / Под общ. ред. А.А. Смирнова. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 240 с.
  • Естественнонаучные основы психологии: Сборник статей / Под ред. А.А. Смирнова и др. - М.: Педагогика, 1978. - 368 с.
  • Психология и психофизиология индивидуальных различий: Сборник статей к 80-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Отв. ред. А.А. Смирнов. - М.: Педагогика, 1977. - 184 с.
  • Развитие логической памяти у детей / Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Педагогика, 1976. - 256 с.
  • Психология: Учебник для пед. ин-тов / Глав. ред. А.А. Смирнов. - М.: Учпедгиз, 1956. - 575 с.; 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1962. - 559 с.

Труды А.А. Смирнова были переведены на 11 языков мира, издавались во всех социалистических странах Европы, в США, Англии, Франции, Италии, Китае.

А.А. Смирнов был научным консультантом по отделу психологии во 2-м издании Большой Советской Энциклопедии, в 3-м издании Малой Советской Энциклопедии, в 1-м и 2-м изданиях Энциклопедического Словаря, одним из организаторов и членом редакционной коллегии четырехтомной Педагогической Энциклопедии.

Награды:

  • орден Ленина
  • орден Октябрьской Революции
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден «Знак Почета»
  • многочисленные медали

Некролог в журнале «Вопросы психологии» - http://www.voppsy.ru/issues/1980/804/804006.htm

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»