Скоро

30 ноября — 1 декабря
Москва, online

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: ментальное здоровье молодежи»

1 декабря
Санкт-Петербург

Международная конференция «III Эйдемиллеровские чтения. Психотерапия, медицинская психология и психиатрия: эволюция и интеграция»

1 — 3 декабря
Ярославль, online

Ежегодная конференция по когнитивной науке «Психология познания», посвященная памяти Дж.С.Брунера

1 — 2 декабря
Online

Ежегодная онлайн-конференция «Командный менеджмент в XXI веке»

2 — 3 декабря
Online

Всероссийский онлайн-форум с международным участием «Супервизия в России: профессиональное развитие, современные вызовы и решения»

6 декабря
Нижний Новгород

V Всероссийская научно-практическая конференция «Ментальное здоровье — интеграция подходов»

8 — 9 декабря
Москва

Международная юбилейная научная конференция «Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований»

8 — 9 декабря
Москва, online

X Всероссийская конференция «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий»

8 декабря
Санкт-Петербург

VII Ежегодная научно-практическая конференция «Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья подростков и молодёжи. Кротинские чтения»

10 декабря
Санкт-Петербург

Конференция «Букет помогающих практик»: «Особенности онлайн и офлайн консультирования, групповой работы и коучинга»

15 — 16 декабря
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Язык и личность: социокультурные и психологические трансформации»

19 декабря
Сергиев Посад, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей и молодых инвалидов со сложными сенсорными и множественными нарушениями: традиции и перспективы развития»

8 — 12 января
Ставрополь

30-й Международный фестиваль «Святочные встречи»: «НОРМАЛЬНО?»

11 — 13 февраля
Санкт-Петербург

X Зимний фестиваль Психологической газеты «Счастливая семья — это...»

15 февраля
Online

III Всероссийская межведомственная научно-практическая конференция «Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере»

28 марта
Санкт-Петербург

XXI Мнухинские чтения «Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и другие актуальные психические расстройства: вызовы современной реальности»

9 — 10 апреля
Москва

XVII Международная научно-практическая конференция «Подросток в мегаполисе — 2024»

Весь календарь
Гальперин Петр Яковлевич, 02.10.1902 - 25.03.1988

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР.

Профессор-консультант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1926 г. окончил лечебный факультет Харьковского медицинского института.

В 1936 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «О психологическом различии между орудиями человека и вспомогательными средствами животных», в 1965 г. - докторскую диссертацию на тему «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий».

В 1926-1941 гг. работал в Украинской психоневрологической академии (Харьков) в качестве сначала врача-психоневролога, а затем — психолога. Вел педагогическую работу в Харькове и Донецке.

В 1941-1943 гг. — начальник лечебной части Кауровского восстановительного госпиталя (Свердловская область).

С 1943 г. работал в МГУ им. М.В. Ломоносова: доцент, профессор (с 1966 г.), заведующий кафедрой (с 1971 г.) возрастной психологии факультета психологии, профессор-консультант (с 1983 г.).

Читал лекции по общей психологии, детской психологии, истории психологии.

Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий, и деятельную теорию усвоения.

В 1920-1930-х гг. активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.И. Зинченко, В.И. Аснин и др.).

В кандидатской диссертации П.Я. Гальперин выразил идею о неравномерности развития различных форм мышления, а также высказал положение о качественном различии соотношения мышления и практической деятельности на различных стадиях онтогенеза (индивидуального развития).

П.Я. Гальперин разграничил две части осваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть), придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией». По мнению П.Я. Гальперина, в жизни человека, в отличие от животного, преобладают ситуации изменчивые и неотложные, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипно заложенных форм поведения. В этих условиях главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка значимых элементов поля действия и их существенных взаимосвязей. На основании этого Гальперин сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть деятельность ориентировочная.

Тогда основной задачей психологии является необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной деятельности, особенностей ее формирования и изменения на различных этапах развития человечества. Такое понимание предмета общей психологии меняет представление о психических процессах: восприятии, мышлении, памяти, — которые рассматриваются как особые формы ориентировочной деятельности. Гальперин выделяет два основных плана, являющиехся полем для развертывания психических, «идеальных» действий: план внешнего и внутреннего состояния субъекта. Таким образом, изменению подвергается понимание не только внешних, но и внутренних процессов.

Эмоции рассматриваются П.Я Гальпериным как ориентировка в ситуациях, личностно или жизненно значимых для человека и требующих внеинтеллектуальных способов решения. Воля также рассматривается с позиций ориентировочной деятельности. По мнению Гальперина, это ориентировка в специфических проблемных ситуациях, когда сталкиваются, с одной стороны, рациональная и эмоциональная оценка ситуации, а с другой — общественная оценка и производные от нее социально одобряемые формы поведения.

В 1953 г. на совещании по психологии в Москве Гальперин выступил с докладом о формировании умственных действий, высказав идею, что умственные действия — это результат преобразования внешних материальных действий во внутренние, результат переноса внешнего действия в план восприятий, представлений и понятий.

С течением времени представления Гальперина о механизмах формирования умственных действий и понятий и их основных характеристиках изменялись, теория развивалась.

В рамках первого периода — периода становления основных понятий — Гальперин выделил 4 первичных параметра действия: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения.

Уровень выполнения действия подразумевает особенности его формирования. Оно начинается во внешней материальной форме, а через внешнеречевой уровень и уровень «речи про себя» переходит во внутренний план. Обобщение действия — это выделение из многообразных свойств его объекта именно тех, которые нужны для выполнения действия. Полнота выполняемых операций состоит в развертывании или сокращении действия. Развернуть действие — значит показать все его операции в их взаимосвязи. По мере выполнения действия операции сворачиваются сознательно или стихийно. При стихийном сокращении ученик не понимает, почему можно пропустить ту или иную операцию, а сознательное сворачивание применяется с целью упрощения. Уровень освоения действия является очень важным и значимым параметром, без достаточного освоения более ранней формы действия нельзя переходить к следующей, с другой стороны, слишком длительная остановка на более ранней форме значительно затрудняет постижение следующей формы. Все вышеуказанные свойства психического действия определяют его качество, которое тем выше, чем выше уровень обобщения, сокращения и освоения каждого действия.

На базе основных, первичных параметров образуются вторичные, как результат их сочетания: разумность и сознательность. Разумность психического действия в теории Гальперина предполагает ориентацию действия на существенные свойства, подразумевает его развернутость и гибкость. Сознательность предполагает умение ученика давать полное и правильное речевое выражение действиям процессе его выполнения. Озвучивание учеником действия является очень важной характеристикой, так как служит признаком произвольности действия.

К концу 1960-х гг. схема образования умственных действий, представленная в докладе 1953 г., превратилась в развернутую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений. Она получила подтверждение в многочисленных экспериментах: Гальперин создал новый метод исследования психических процессов — метод их планомерного поэтапного формирования. Наиболее общие положения теории были представлены на защите докторской диссертации в 1965 г.

В 1970-1980-х гг. происходит более подробное рассмотрение данной теории, выделяются новые параметры психических действий: обобщенность и критичность. Степень обобщенности характеризует тот диапазон вариантов условий, в которых действие может успешно осуществиться. Критичность — это оценка соответствия предпосылок действия объективной действительности.

П.Я. Гальперин занимался также разработкой теории внимания и учения о языковом сознании, изучал проблемы инстинктов у человека, проблемы соотношения психики и мозга, применил совершенно новый подход к классической проблеме соотношения обучения и умственного развития и к вопросу о формировании творческого мышления.

Основные публикации:

  • Об установке в мышлении // Труды республиканской конференции по педагогике и психологии. Киев, 1941 (на укр. яз.)
  • К вопросу о внутренней речи // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 4
  • Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959
  • Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по психологии) по совокупности работ. М., 1965. 51 с.
  • Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966
  • Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с.
  • Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.)
  • Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978
  • Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985
  • Психология как объективная наука. М., 1995

Награды:

  • Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1999, посмертно).

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»


28 ноября 2023 , вторник

В этот день

Лариса Казимировна Чаусова празднует день рождения! Поздравить!

Наталья Борисовна Ковалева празднует день рождения! Поздравить!

Алексей Александрович Краснов празднует день рождения! Поздравить!

76 лет назад родился(ась) Виктор Дмитриевич Балин.

Скоро

30 ноября — 1 декабря
Москва, online

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: ментальное здоровье молодежи»

1 декабря
Санкт-Петербург

Международная конференция «III Эйдемиллеровские чтения. Психотерапия, медицинская психология и психиатрия: эволюция и интеграция»

1 — 3 декабря
Ярославль, online

Ежегодная конференция по когнитивной науке «Психология познания», посвященная памяти Дж.С.Брунера

1 — 2 декабря
Online

Ежегодная онлайн-конференция «Командный менеджмент в XXI веке»

2 — 3 декабря
Online

Всероссийский онлайн-форум с международным участием «Супервизия в России: профессиональное развитие, современные вызовы и решения»

6 декабря
Нижний Новгород

V Всероссийская научно-практическая конференция «Ментальное здоровье — интеграция подходов»

8 — 9 декабря
Москва

Международная юбилейная научная конференция «Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований»

8 — 9 декабря
Москва, online

X Всероссийская конференция «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий»

8 декабря
Санкт-Петербург

VII Ежегодная научно-практическая конференция «Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья подростков и молодёжи. Кротинские чтения»

10 декабря
Санкт-Петербург

Конференция «Букет помогающих практик»: «Особенности онлайн и офлайн консультирования, групповой работы и коучинга»

15 — 16 декабря
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Язык и личность: социокультурные и психологические трансформации»

19 декабря
Сергиев Посад, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей и молодых инвалидов со сложными сенсорными и множественными нарушениями: традиции и перспективы развития»

8 — 12 января
Ставрополь

30-й Международный фестиваль «Святочные встречи»: «НОРМАЛЬНО?»

11 — 13 февраля
Санкт-Петербург

X Зимний фестиваль Психологической газеты «Счастливая семья — это...»

15 февраля
Online

III Всероссийская межведомственная научно-практическая конференция «Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере»

28 марта
Санкт-Петербург

XXI Мнухинские чтения «Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и другие актуальные психические расстройства: вызовы современной реальности»

9 — 10 апреля
Москва

XVII Международная научно-практическая конференция «Подросток в мегаполисе — 2024»

Весь календарь
28 ноября 2023 , вторник

В этот день

Лариса Казимировна Чаусова празднует день рождения! Поздравить!

Наталья Борисовна Ковалева празднует день рождения! Поздравить!

Алексей Александрович Краснов празднует день рождения! Поздравить!

76 лет назад родился(ась) Виктор Дмитриевич Балин.

Скоро

30 ноября — 1 декабря
Москва, online

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: ментальное здоровье молодежи»

1 декабря
Санкт-Петербург

Международная конференция «III Эйдемиллеровские чтения. Психотерапия, медицинская психология и психиатрия: эволюция и интеграция»

1 — 3 декабря
Ярославль, online

Ежегодная конференция по когнитивной науке «Психология познания», посвященная памяти Дж.С.Брунера

1 — 2 декабря
Online

Ежегодная онлайн-конференция «Командный менеджмент в XXI веке»

2 — 3 декабря
Online

Всероссийский онлайн-форум с международным участием «Супервизия в России: профессиональное развитие, современные вызовы и решения»

6 декабря
Нижний Новгород

V Всероссийская научно-практическая конференция «Ментальное здоровье — интеграция подходов»

8 — 9 декабря
Москва

Международная юбилейная научная конференция «Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований»

8 — 9 декабря
Москва, online

X Всероссийская конференция «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий»

8 декабря
Санкт-Петербург

VII Ежегодная научно-практическая конференция «Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья подростков и молодёжи. Кротинские чтения»

10 декабря
Санкт-Петербург

Конференция «Букет помогающих практик»: «Особенности онлайн и офлайн консультирования, групповой работы и коучинга»

15 — 16 декабря
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Язык и личность: социокультурные и психологические трансформации»

19 декабря
Сергиев Посад, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей и молодых инвалидов со сложными сенсорными и множественными нарушениями: традиции и перспективы развития»

8 — 12 января
Ставрополь

30-й Международный фестиваль «Святочные встречи»: «НОРМАЛЬНО?»

11 — 13 февраля
Санкт-Петербург

X Зимний фестиваль Психологической газеты «Счастливая семья — это...»

15 февраля
Online

III Всероссийская межведомственная научно-практическая конференция «Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере»

28 марта
Санкт-Петербург

XXI Мнухинские чтения «Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и другие актуальные психические расстройства: вызовы современной реальности»

9 — 10 апреля
Москва

XVII Международная научно-практическая конференция «Подросток в мегаполисе — 2024»

Весь календарь