Скоро

1 — 5 октября
Москва

Всероссийский конкурс «Педагог-психолог – 2023»

5 октября
Махачкала, online

X Всероссийская научно-образовательная конференция с международным участием «Глазовские чтения»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

6 октября
Москва, online

Научные встречи «Наследие Ф.Е.Василюка: теория, практика, образование»

7 — 8 октября
Воронеж

IV Межрегиональная практическая конференция «Мир глазами ребенка»

7 – 8 октября
Online

Всероссийский научно-практический онлайн-форум с международным участием «Консультативная психология в России»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 октября
Москва, online

Международная научная конференция «Современная психологическая наука через призму категории общения»

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

19 — 21 октября
Ереван

Международная научно-практическая конференция «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

8 — 9 декабря
Москва, online

X Всероссийская конференция «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий»

Весь календарь
Запорожец Александр Владимирович, 12.09.1905 - 07.10.1981

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Действительный член, член Президиума Академии педагогических наук СССР.

Основатель и директор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

В 1930 г. окончил педагогический факультет 2-го Московского государственного университета. В 1920-1930-е гг. входил в состав московских учеников Л.С. Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

В 1958 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Развитие произвольных движений».

В 1929-1931 гг. - сотрудник Академии коммунистического воспитания.

С 1931 г. работал в Украинской психоневрологической академии.

С 1933 г. — доцент, с 1938 г. — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М.Горького.

В 1941-1943 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область).

В 1943-1960 гг. — доцент, профессор кафедры психологии МГУ.

В 1944-1960 гг. — заведующий лабораторией психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП.

С 1960 г. — директор организованного им НИИ дошкольного воспитания.

В 1959 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1965-1967 гг. - академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии. С 1968 г. - действительный член (академик) АПН СССР, в 1968-1981 гг. - член Президиума..

Область профессиональных интересов. Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. Впервые разработал такие важнейшие проблемы и определил такие важные понятия психологии, как аффективные действия ребенка, внутренняя форма движения, в содержание которой входит образ ситуации. Обосновал специфичные возрастные периоды развития психики ребенка.

Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Критически воспринимал переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

В 1930-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, Запорожец занимался изучением проблемы возникновения психики в филогенезе (вместе с А. Н. Леонтьевым). Запорожец вывел тот факт, что в основе любого познавательного процесса находятся практические действия, и в частности что восприятие и мышление являются системой свернутых «перцептивных действий», в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и за счет этого образуется перцептивный, или мыслительный образ.

С середины 1940-х гг. начал разрабатывать положение о развитии эмоций как процессе постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Совместно с А.Н.Леонтьевым он также создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт врача в госпитале по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны.

В 1950-1960-х гг., занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регуляции поведения. Признавая ведущую роль активной деятельности взрослого человека в психическом развитии ребенка, А.В. Запорожец пытался выяснить, каким образом эта развивающая на практике деятельность осуществляет свои функции. Проанализировав достаточно большое число экспериментальных фактов, он пришел к следующему выводу: центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные компоненты деятельности (в отличие от исполнительских); следовательно, важно не просто формировать у ребенка деятельность в целом, а специально строить ее ориентировочную часть. Чрезвычайно важно знать, что именно и с помощью каких конкретно способов и средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности; как эта ориентировочная часть деятельности отражается на психике ребенка и насколько она влияет на исполнительские компоненты.

В последние годы жизни Запорожец разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности.

Основные работы:

  • Психология: Учебное пособие для дошкольных пед. училищ / А.В. Запорожец. - М.: Учпедгиз, 1953. - 188 с.; 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1955. - 192 с.; М.: Учпедгиз, 1959. - 224 с.; М.: Учпедгиз, 1961. - 228 с.; 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1965. - 240 с.
  • О психологии детей раннего и дошкольного возраста / А.В. Запорожец. - М., 1969. - 26 с.; М., 1971. - 16 с.
  • Психология действия: Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 731 с.
  • Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания: Материалы к докладу на Всесоюз. пед. чтениях 1970 г. Ленинград / А.В. Запорожец. - М.: Знание, 1970. - 29 с.
  • Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 430 с.
  • Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец и др. - М. : Педагогика, 1980. - 271 с.
  • Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.
  • Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. - М.: Просвещение, 1967. - 323 с.
  • Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец и др. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
  • Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Науч. ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М.: НИИ общей педагогики, 1978. - 155 с.
  • А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева / Под ред. А.В. Запорожца и др. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 288 с.
  • Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 1000 с.
  • Познавательные процессы: ощущения, восприятие: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца и др. - М.: Педагогика, 1982. - 336 с.
  • Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1966. - 299 с.
  • Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
  • Сенсорное воспитание дошкольников: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 228 с.
  • Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы Симпозиума / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1966. - 351 с.
  • Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологическое исследование / А.В. Запорожец и др. - М.: Педагогика, 1986. - 172 с.
  • Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. - 352 с.
  • Формирование восприятия у дошкольника: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1968. - 278 с.
  • Методика восстановительной трудотерапии при ранении верхних конечностей / А.В. Запорожец, С.Я. Рубинштейн. - М.: Медгиз, 1942. - 28 с.
  • Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: МГУ, 1978. - 118 с.
  • Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1965. - 420 с.
  • Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7-ми лет) / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974. - 288 с.
  • Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника: Сборник научных трудов / Науч. ред. А.В. Запорожец. - М.: НИИ ОП, 1979. - 79 с.
  • Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1976.

Некролог в журнале «Вопросы психологии» - http://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816181.htm

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»


29 сентября 2023 , пятница

В этот день

Скоро

1 — 5 октября
Москва

Всероссийский конкурс «Педагог-психолог – 2023»

5 октября
Махачкала, online

X Всероссийская научно-образовательная конференция с международным участием «Глазовские чтения»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

6 октября
Москва, online

Научные встречи «Наследие Ф.Е.Василюка: теория, практика, образование»

7 — 8 октября
Воронеж

IV Межрегиональная практическая конференция «Мир глазами ребенка»

7 – 8 октября
Online

Всероссийский научно-практический онлайн-форум с международным участием «Консультативная психология в России»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 октября
Москва, online

Международная научная конференция «Современная психологическая наука через призму категории общения»

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

19 — 21 октября
Ереван

Международная научно-практическая конференция «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

8 — 9 декабря
Москва, online

X Всероссийская конференция «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий»

Весь календарь
29 сентября 2023 , пятница

В этот день

Елена Игоревна Рассказова празднует юбилей! Поздравить!

Марат Абубакриевич Асимов празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Альбертовна Свиридова празднует день рождения! Поздравить!

Светлана Владимировна Алехина празднует день рождения! Поздравить!

Надежда Михайловна Воищева празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

1 — 5 октября
Москва

Всероссийский конкурс «Педагог-психолог – 2023»

5 октября
Махачкала, online

X Всероссийская научно-образовательная конференция с международным участием «Глазовские чтения»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

6 октября
Москва, online

Научные встречи «Наследие Ф.Е.Василюка: теория, практика, образование»

7 — 8 октября
Воронеж

IV Межрегиональная практическая конференция «Мир глазами ребенка»

7 – 8 октября
Online

Всероссийский научно-практический онлайн-форум с международным участием «Консультативная психология в России»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 октября
Москва, online

Международная научная конференция «Современная психологическая наука через призму категории общения»

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

19 — 21 октября
Ереван

Международная научно-практическая конференция «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

8 — 9 декабря
Москва, online

X Всероссийская конференция «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий»

Весь календарь