
Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР. Член-корреспондент Академии наук СССР. Почётный член Саксонской АН (ГДР).
Основатель и первый директор Института психологии АН СССР. Член ряда научных советов АН СССР и межведомственных советов по гуманитарным наукам.
Организатор и главный редактор «Психологического журнала», член редколлегии журнала «Вопросы психологии». Редактор периодического сборника «Проблемы инженерной психологии».
В 1951 г. окончил психологическое отделение философского факультета ЛГУ. Ученик Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева и Б.М. Теплова.
В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию по психологическим проблемам психологии политехнического образования, в 1963 г. — докторскую диссертацию по инженерной психологии.
В 1959 г.организовал в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии, в которой проводились эмпирические исследования.
Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР.
Основатель (совместно с Б.Г. Ананьевым) и первый декан факультета психологии ЛГУ (1966-1968 гг.).
С 1967 г. — заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лабораторией сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Первый заведующий кафедрой социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при СМ СССР.
В 1968-1983 гг. - президент Общества психологов СССР.
Основатель и первый директор (1971-1989 гг.) Института психологии АН СССР.
В течение многих лет был председателем экспертного совета по педагогике и психологии ВАК СССР.
В 1972 г. и 1980 г. был избран членом исполнительного комитета Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science), в 1976-1988 гг. - вице-президент IUPS.
В 1986-1989 гг. - председатель Научного совета АН СССР по комплексному изучению человека.
Активный пропагандист психологической науки, выступал в СССР и за рубежом с лекциями перед студентами, учителями, инженерами, организаторами производства.
Инициатор издания первой советской «Психологической энциклопедии». Организатор и руководитель всесоюзных форумов по инженерной психологии в Москве (1964 г., 1967 г.).
Область профессиональных интересов:
- общая психология
- педагогическая психология
- инженерная психология
- психология познавательных процессов
Б.Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в том числе принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики. Он рассматривал психические процессы как системные, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выступающие по отношению к ним как органическое единство при раскрытии своих уникальных качеств. В этой связи им ставилась задача выявления множественности систем бытия человека по отношению к единству его психических свойств.
По мнению Б.Ф. Ломова, система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на те или иные уровни. Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании — свойства, их раскрывающие, а грани представляют собой различные категории психических свойств. Плэтому при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.
Целостное познание психического явления подразумевает учёт множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредствующие звенья, различные внешние и внутренние факторы. Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития человека как их носителя, жизнь которого сама представляет собой полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие человека и можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование его основных качеств и свойств.
Некоторые работы Б.Ф. Ломова были посвящены анализу общепсихологических проблем (экспериментальное изучение особенностей пространственных представлений и зрительного восприятия, выявление роли осязания в осуществлении практических действий, применение эксперимента в психофизических исследованиях, рассмотрение особенностей формирования и преобразования чувственных образов, исследование памяти и воображения). Показал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации. Изучал коммуникативные функции психики, проблемы общения, психологии управления и психологии личности; исследовал взаимосвязи познания и общения, общения и деятельности.
Б.Ф. Ломов исследовал категориальный аппарат психологической науки, показал место и роль психологии в системе других наук, внутреннее единство психологического знания. В его работах содержится анализ современного состояния и развития психологии, определяются пути построения её теории, раскрываются взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии. В последние годы большое внимание уделял вопросам истории психологии в России.
Б.Ф. Ломов — один из инициаторов разработки инженерной психологии в СССР, создатель научной школы в инженерной психологии. С конца 1950-х годов занимался проблемами применения психологических законов в производственной сфере жизни людей. Изучал вопросы информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиска средств отображения информации и оптимальных (с позиции человека) форм и способов управления механизмами и технологическими процессами, исследовал ряд теоретических и практических проблем психологической оценки и проектирования современной техники.
Разработал и читал оригинальные курсы лекций по общей и экспериментальной психологии, инженерной психологии и психологии труда.
Под руководством Б. Ф. Ломова были выполнены и защищены около 60 кандидатских и 10 докторских диссертаций.
Основные публикации: более 300 работ, в том числе
- Формирование производственных навыков у школьников (1959)
- Формирование графических знаний и навыков у учащихся (1959)
- Осязание в процессах познания и труда (1959, в соавт. с Б.Г. Ананьевым)
- Человек и техника: очерки инженерной психологии (1963, 2-е изд. 1966)
- Человек в системах управления (1968)
- Правовые и социально-психологические аспекты управления (1972, в соавт. с В.В. Лаптевым, В.М. Шепелем и В.Г. Шориным)
- Психологическая наука и общественная практика (1973)
- О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. №2
- Основы построения аппаратуры отображения в автоматизированных системах (1975, в соавт.)
- Методологические проблемы инженерной психологии (1977)
- Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике (1978, в соавт. с Г.Т. Береговым, Н.Д. Заваловой и В.А. Пономаренко)
- Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников (1979, в соавт. с А.Д. Ботвинниковым)
- Антиципация в структуре деятельности (1980, в соавт. с Е.Н. Сурковым)
- Человек и автоматы (1984)
- Методологические и теоретические проблемы психологии (1984)
- Образ в системе психической регуляции деятельности (1986, в соавт.)
- Вербальное кодирование в познавательных процессах (1986, в соавт. с А.В. Беляевой и В.Н. Носуленко)
- Основы инженерной психологии: учебник (1986, в соавт.)
- Системность в психологии (1996)
- Психическая регуляция деятельности: Избранные труды (2006)
- Награды и звания
Награды:
- орден «Знак Почёта»
- орден Трудового Красного Знамени
- золотая медаль Словацкой АН (ЧССР)
- медаль «Выдающемуся зарубежному учёному» (США, общество «Human factors»)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Воспоминания Н.А.Логиновой о факультете психологии ЛГУ
- Поздравляем Наталию Ивановну Чуприкову!
- История прикладной психологии: субъектно-деятельностный подход
- Обзор жизнедеятельности А.А. Бодалева и развития им психологии общения, персонологии выдающихся личностей и педагогики воспитания учащихся
- Категориальный анализ понятий «общение» и «коммуникация»
- Рефлексия как механизм формирования Он-концепции: диалогический подход рассмотрения
- Взаимосвязь образа мира и образа жизни
- Интервью с Ю.И.Александровым о будущем психологии
- Интервью с М.А. Холодной о будущем психологии
- Ушел из жизни Юрий Константинович Корнилов
- Социально-психологические факторы расстройств адаптационного спектра с позиций биопсихосоциального подхода
- Психологические школы Москвы и Петербурга — от противостояния к дружбе
- Анатолия Лактионовича Журавлева поздравляют коллеги!
- Системообразующий актор Анатолий Лактионович Журавлев: юбилейные заметки
- Заметки об Анатолии Лактионовиче Журавлеве (к 50-летию факультета психологии ЯрГУ)
- Функции и принципы наукометрического подхода в психологии
- Феномен самодетерминации: психологические истоки и современное понимание
- Взлет и трагедия А.Н.Леонтьева: сквозь марксизм к звездам
- Интервью с В.Н. Носуленко о будущем психологии
- «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности
- История психологии как история научных проблем: проблемологический подход
- Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов
- Социально одаренные дети: экспериментальный подход к самоопределению личности
- Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии
- Пути развития когнитивной и педагогической психологии: к 100-летнему юбилею научной школы С.Л. Рубинштейна
- «Строительные леса» на здании, которое называется «психология человека»
- Надежность в структуре профессиональных и личностных качеств специалиста МЧС России
- Звездная плеяда юбилеев в российской психологии 2022 года
- О науке и жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами: Н.И.Чуприкова
- К проблеме понимания протестного поведения в психологии личности
- Новые страницы истории Петербургской психологической школы
- Прогностическая направленность образа мира как основа динамического контроля неопределенности
- Д.Б. Богоявленская: От удивления к познанию
- Психология в глобальной науке: современный статус и актуальные задачи развития
- Иной мир, иной человек, иная психология личности
- Общие подходы к изучению личности
- Когнитивно-коммуникативная парадигма Б.Ф. Ломова в изучении совместной деятельности по управлению космическим полетом
- Российская психологическая наука в полиментальном мире
- Памяти Соломона Григорьевича Геллерштейна (К 125-летию со дня рождения)
- 50 лет Институту психологии РАН
- Социально-психологические технологии работы с социально одаренными детьми
- Саморегуляция как фактор сохранения идентичности в ситуации неопределенности
- Психологическая служба уголовно-исполнительной системы России
- К вопросу о связи понятий «взаимоотношения» и «социально-перцептивный образ»
- «Когда кончается проза и начинается лирика…». Интервью с К.А. Абульхановой-Славской
- С 80-летием профессора Ю.М. Забродина поздравляет И.В. Дубровина
- ИП РАН. Творчество в современном мире: человек, общество, технологии
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Самые цитируемые российские учёные-психологи
- О трех акме-личностях питерской психологической школы