16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024

Кто есть кто

Людмила Игнатьевна Ларионова

Людмила Игнатьевна Ларионова

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Руководитель межвузовского семинара «Современные проблемы психологии».

Окончила Иркутский государственный университет им. А.А. Жданова.

В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Взаимосвязь психологической адаптации учащихся в условиях ПТУ и на производстве», в 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития».

Преподавала в Иркутском государственном педагогическом университете. В 1994-2014 гг. заведовала кафедрой психодиагностики и экспериментальной психологии факультета психологии (сейчас - кафедра психодиагностики и практической психологии отделения гуманитарно-эстетического образования Педагогического института ИГУ), основала и возглавила творческую научно-исследовательскую лабораторию «Психология одаренности», которая является Восточно-Сибирским отделением секции «Психология творчества и одарённости» РПО.

Была председателем Иркутского отделения РПО.

Область научных интересов:

  • психология детской одаренности и творчества
  • диагностика и развитие когнитивной сферы школьников
  • психология духовности, кросс-культурные исследования
  • психология ресурсов и личностного потенциала

Основатель научной школы по психологии одаренности в г. Иркутске.

Под научным руководством Л.И.Ларионовой велись лонгитюдные (длительностью более 20 лет) исследования одаренных учащихся и студентов на базе иркутских школ, лицеев, училищ, вузов. В целом исследованием было охвачено более 1000 респондентов. Для выяснения особенностей феномена одаренности в российской культуре было проведено кросс-культурное исследование в России, Америке, Монголии, а также кросс-региональное исследование, направленное на изучение влияния сибирской субкультуры на развитие одаренной личности.

Л.И. Ларионова разработала культурно-психологическую модель одаренности, в структуру которой входит система культурно-психологических факторов развития одаренности (макроуровень – страна; мезоуровень – регион; микроуровень – семья, коллектив, учитель), центральным моментом является трехкомпонентное ядро с высокими уровнями интеллекта, креативности и духовности.

Разработчик и руководитель экспериментальной программы «Одаренный ребенок», реализуемой в школах г. Иркутска и г. Благовещенска.

С 1999 по 2015 гг. под руководством Л.И. Ларионовой проведено 9 международных конференций «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика» в г. Иркутске.

Читает курсы:

  • Общая психология
  • Методология и методы организации научного исследования
  • Психодиагностика
  • Психодиагностика в высшей школе
  • Психодиагностика в дошкольном образовании
  • Психология развития способностей

Основные публикации: более 120 работ, в том числе

  • Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. М. - СПб: Нестор-история, 2017. 287 с.
  • Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности (монография) М.: ИП РАН, 2011. 320 с.
  • Психология детской одаренности и творческих способностей / Под. ред. Л.И. Ларионовой. Иркутск: ИГПУ, 2008. 508 с.
  • Психология одаренности и творческих способностей / Под ред. Л.И. Ларионовой. Иркутск: ВСГАО, 2009. 464 с.
  • Эколого-психологический подход к изучению психического здоровья российских и китайских одаренных школьников // Сибирский психологический журнал. 2012. №46. С. 144-153
  • Кросс-культурное исследование психологических особенностей одаренных студентов (на примере России и Монголии) // Сибирский психологический журнал. 2012. №46. С. 49-60
  • Влияние культуры на развитие одаренности школьников в условиях реформирования общества // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве: Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л. Г. Щукиной (1914–2014). Москва, 22–23 апреля 2014 г. / Альманах Научного архива Психологического института. Вып. 7 / Под общ.ред. В.В. Рубцова. М.: АлькорПаблишер, 2014. С. 388-394.

Награды:

  • дипломом Министерства образования РФ за научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью Министерства образования РФ по итогам открытого конкурса 2002 года на лучшую работу студентов (2002)
  • Почетная грамота мэра города Иркутска - за многолетний добросовестный труд, большой вклад в подготовку квалифицированных педагогических кадров и в связи со 100-летием со дня образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный педагогический университет» (2009)
  • юбилейная медаль «В память 350-летия Иркутска» (2012)
  • диплом Оргкомитета областной выставки достижений НИРС и НТТМ-90 вузов Иркутской области - за большую работу по организации научного и технического творчества студентов
  • Почетные грамоты Иркутского государственного педагогического университета (ныне Восточно-Сибирская государственная академия образования) за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов, активное участие в научно-педагогической, воспитательной и общественной деятельности университета (академии).
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»