23 октября 2017 , понедельник

Известные психологи

Петровский Вадим Артурович, р. 14.08.1950

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.

Заведующий лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Профессор, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Ректор Института системного консультирования.

Член диссертационного совета РГГУ по психологическим наукам. Член Ученого совета НИУ ВШЭ.

Член Большого Жюри (1999-2019) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

Окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 1972 г.

В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Активность субъекта в условиях риска». В 1994 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Феномен субъектности в психологии личности».

Научные интересы: 

  • теория и методология психологии,
  • психология личности,
  • социальная психология,
  • психология развития,
  • психологическое консультирование,
  • математическое моделирование личности,
  • персонология,
  • транзактный анализ. 

Автор идеи персонологии, мультисубъектной теории личности, концепции надситуативной активности субъекта, теории персонализации.

Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973), продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с., 1975-1979). С 1979 по 1980 г. - ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР. С 1980 по 1992 г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания. В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК «Школа», где руководил разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с «природой», «культурой», «другими людьми», «самим собой».

С 1992 по 1996 г. заведовал лабораторией личностно-ориентированной дидактики Института педагогических инноваций РАО. С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых. Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов). Другая линия научных исследований связана с психологией личности.

Результатом экспериментальных исследований было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное «Я»; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное «Я»; 3)персонализации, трактующей отраженное «Я»; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное «Я». В данной теории впервые выделен и критически проанализирован «постулат сообразности» (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также - идея неустранимости противоречия в системе «Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого» как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия «активная неадаптивность», «бескорыстный риск», «избыточные возможности как источник активности», «самотрансценденция», «отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)», «Я как причина себя», «кольцо самоподражания», «действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)», «Мое Я» и «Мое Ты» и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи «инобытия» индивида как формы существования его личности совместно с А.В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных В.А. Петровским методов «виртуальной», «отраженной» и «возвращенной субъектности», представленных многочисленными экспериментальными методиками.

Третье направление исследований В.А. Петровского - теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии. В этом русле предложена идея персонологии - «науки личности», объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология - это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей.

В последние годы В.А. Петровский разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности.

Автор более 80 работ. Основные публикации:

  • Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. (отв. ред. и автор).
  • Воспитателю о личностном общении. М., 1992. (в соавт.).
  • Импульсная модель экзистенциального выбора. М., 2002.
  • Индивидуальность и саморегуляция: метаимпликативная модель // Рефлексивные процессы управления  №1, 2007.
  • Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории // Мир психологии, №1, 2007.
  • К построению алгебры когито. М., 1998.
  • Консультативная психология: Хрестоматия. 2007. (в соавт.).
  • Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993 (в соавт).
  • Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
  • Одаренные дети: экология творчества. Челябинск - Москва, 1993. (в соавт.).
  • Основы практической консультативной психологии, 2007
  • Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. (в соавт.).
  • Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  • Трансактная модель рефлексивного выбора. М., 2001.
  • Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада. М., 1993. (в соавт.).

Награды:

  • медаль К.Д. Ушинского (2001)
  • Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (ноябрь 2012)
  • Благодарность Высшей школы экономики (февраль 2011)
  • Почетная грамота Высшей школы экономики (август 2010)
  • Лауреат премии «Золотая Вышка – 2011» в номинации «Достижения в науке»
  • Лучший преподаватель НИУ ВШЭ – 2014

Статьи и интервью в «Психологической газете»


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение