
Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.
Научный руководитель Центра фундаментальной и консультативной персонологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Член диссертационного совета РГГУ по психологическим наукам. Член Ученого совета НИУ ВШЭ.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2023).
Окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 1972 г.
В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Активность субъекта в условиях риска». В 1994 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Феномен субъектности в психологии личности».
Научные интересы:
- теория и методология психологии,
- психология личности,
- социальная психология,
- психология развития,
- психологическое консультирование,
- математическое моделирование личности,
- персонология,
- транзактный анализ.
Автор идеи персонологии, мультисубъектной теории личности, концепции надситуативной активности субъекта, теории персонализации.
Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973), продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с., 1975-1979). С 1979 по 1980 г. - ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР. С 1980 по 1992 г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания. В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК «Школа», где руководил разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с «природой», «культурой», «другими людьми», «самим собой».
С 1992 по 1996 г. заведовал лабораторией личностно-ориентированной дидактики Института педагогических инноваций РАО. С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых. Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов). Другая линия научных исследований связана с психологией личности.
Результатом экспериментальных исследований было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное «Я»; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное «Я»; 3)персонализации, трактующей отраженное «Я»; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное «Я». В данной теории впервые выделен и критически проанализирован «постулат сообразности» (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также - идея неустранимости противоречия в системе «Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого» как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия «активная неадаптивность», «бескорыстный риск», «избыточные возможности как источник активности», «самотрансценденция», «отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)», «Я как причина себя», «кольцо самоподражания», «действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)», «Мое Я» и «Мое Ты» и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи «инобытия» индивида как формы существования его личности совместно с А.В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных В.А. Петровским методов «виртуальной», «отраженной» и «возвращенной субъектности», представленных многочисленными экспериментальными методиками.
Третье направление исследований В.А. Петровского - теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии. В этом русле предложена идея персонологии - «науки личности», объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология - это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей.
В последние годы В.А. Петровский разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности.
Автор более 80 работ. Основные публикации:
- Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. (отв. ред. и автор).
- Воспитателю о личностном общении. М., 1992. (в соавт.).
- Импульсная модель экзистенциального выбора. М., 2002.
- Индивидуальность и саморегуляция: метаимпликативная модель // Рефлексивные процессы управления №1, 2007.
- Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории // Мир психологии, №1, 2007.
- К построению алгебры когито. М., 1998.
- Консультативная психология: Хрестоматия. 2007. (в соавт.).
- Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993 (в соавт).
- Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
- Одаренные дети: экология творчества. Челябинск - Москва, 1993. (в соавт.).
- Основы практической консультативной психологии, 2007
- Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. (в соавт.).
- Психология неадаптивной активности. М., 1992.
- Трансактная модель рефлексивного выбора. М., 2001.
- Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада. М., 1993. (в соавт.).
Награды:
- медаль К.Д. Ушинского (2001)
- Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (ноябрь 2012)
- Благодарность Высшей школы экономики (февраль 2011)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (август 2010)
- Лауреат премии «Золотая Вышка – 2011» в номинации «Достижения в науке»
- Лучший преподаватель НИУ ВШЭ – 2014
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- «Метод сработал». Психотерапевтический детектив
- Вадим Петровский о будущем психологии
- В. Петровский о травме взаимонепонимания
- В. Петровский: Памятка спорщику. Профилактика мордобоя
- Неадаптивность как неизбежность
- Вадим Петровский размышляет об иллюзии смысла
- Валерий Яковлевич Романов: любовь к психологии
- В. Петровский: «Краткий курс футурологии свободы: от самого “от” до самого “для”»
- Асмолов: человек-миссия. В.А. Петровский об Александре Григорьевиче
- Публичный интеллектуал — мастер общения. К юбилею Марии Фаликман
- Вадим Петровский: «Переживание как деятельность»
- «Гауди в психологии». Вадим Петровский о Владимире Лефевре
- Единомножие «Я»: «надситуативное интервью» с Вадимом Петровским о нем самом и его трудах
- Вадим Артурович Петровский отвечает на поздравления с 70-летием
- «Неизъяснимы наслажденья…» с посвящением А.С. Пушкину
- «Наслаждение неизъяснимое»: доклад Вадима Петровского
- Субъектность в образовании
- Подлые, нежные и вечные вопросы: дискуссия на Саммите
- Импликативная модель целеполагания: константы адаптивного действия
- Персонология неадаптивности: человек над ситуацией
- Игры взрослых людей
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- 17-й Саммит психологов о врачевании ран и поисках трансвитального смысла
- Опубликована полная программа Саммита психологов
- Путь в психологию: о становлении экспериментальной психосемантики
- Стратегия самоизменения в процессе преодоления экстремальных спортивных ситуаций
- Воля и произвольность: опыт междисциплинарного исследования
- Миры вероятностного прогнозирования И.М.Фейгенберга объединили медицину, биологию, психологию и педагогику
- Формирование осознанной саморегуляции подростков в учебной деятельности: методические рекомендации
- Опубликована программа конференции по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка
- Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в возрасте поздней зрелости
- Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития
- Б. Братусь: Санкт-Петербургский саммит как зеркало российской психологии
- К проблеме психологии лени и ленивых людей
- Адаптационный процесс и социальная дистанция трудовых мигрантов в принимающем сообществе
- «Все русские виноваты» — что на это ответить? А.Асмолов
- А. Асмолов: Как не расчеловечиться в бесчеловечное время
- Антропологический поворот и образ будущего: двуединство Санкт-Петербургского саммита психологов
- Опубликована полная программа Саммита психологов
- Интервью с Д.В. Ушаковым о будущем психологии
- НК «Золотая Психея»: известны имена финалистов
- Психологические средства личностного саморазвития
- НК «Золотая Психея»: 10 дней до окончания голосования
- Консультативная психология: границы понятия, границы компетентности…
- Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека
- А.Г. Асмолов: «Homo Complexus: индивидуальность в пространстве невозможного»
- Российская психология и российская психотерапия: единство и борьба противоположностей
- Чёрные мыши грядущего. Размышляет Борис Братусь
- Ценности саморазвития как основа самоактуализации
- Валерий Яковлевич Романов: любовь к психологии
- Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
- От обретения смыслов — к созиданию будущего! Что обсуждали на Саммите психологов?
- Саммит психологов: свободные места на дискуссию 6 июня
- «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» О конструктивной роли неадаптации, неудач и излишеств
- Методология обыденной жизни как точная наука: от Систем — к Судьбам
- Виртуальность — часть реальности? Дружеские беседы о цифровизации
- Друзья «Психологической газеты» — о свободе, ценностях, осознанности и жизнестойкости
- 85 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева
- Александр Асмолов: «Курт Левин — созвездие жизненных миров»
- Преадаптациогенез как направление эволюции развивающихся систем
- Человек над ситуацией: психологический профиль Вадима Петровского
- Вершины Вадима Петровского: к юбилею психолога
- Психологические отношения как характеристики самоопределения субъектов экономической деятельности
- Виражи и миражи пандемического сознания: доклад Дмитрия Леонтьева
- Многозадачность как ответ на вызовы сложности: доклад Галины Солдатовой
- «Не-отрефлексированные вызовы современной эпохи»: доклад Михаила Решетникова
- «Самоизоляция и парадоксы сознания»: доклад Евгения Субботского на Саммите психологов
- Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
- Александр Асмолов: «Нет ничего сложнее сопромата профессионального сознания учителей»
- «50 лет я знаю этого героя»: Бориса Братуся с юбилеем поздравляет Александр Асмолов
- Влияние субъектности на настоящее и будущее
- «Социальная психология и общество: история и современность»
- А. Асмолов: новые образовательные стандарты обречены
- Елена Ивановна Николаева «Жизнь без души»
- «Психика» и «личность» в отсутствие «души» и «духа»
- П. Соррентино: Худший способ умереть – продолжать жить…
- Наталия Гришина об экзистенциальной революции
- XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
- НК «ЗП»: новые проекты конкурса к 8 февраля 2019
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «Человек над ситуацией», книга (в номинации «Проект года в психологической науке», 2021 г.), лауреат
- «Идеальный аргумент. 1500 способов победить в споре с помощью универсальных фраз-энкодов», книга (в номинации «Книга года по психологии», 2019 г.), лауреат
- «Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»», 17-18 декабря 2018, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), победитель