
Доктор педагогических наук. Член-корреспондент Академии наук СССР. Действительный член (академик) АПН РСФСР.
Заведующий сектором психологии Института философии АН СССР.
Член редколлегии журнала «Вопросы психологии».
После окончания Ришельевской гимназии поступил во Фрайбургский университет, но через год перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году.
В 1914 г. защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации) и в учёном звании профессора.
В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях.
В 1919 г. был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это время переименовали в Одесский институт народного образования (ИНО)), в 1921 г. был избран на должность профессора кафедры психологии, с 1928 г. - внештатный профессор.
C 1922 г. - директор Одесской научной библиотеки.
В 1930 г. возглавил вспомогательную кафедру психологии отделения педологии ЛГПИ им. Герцена (Ленинград).
В разные годы преподавал также в ЛИФЛИ, читал курс психологии на кафедре физиологии труда ЛГУ. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики.
В 1939 г. был выдвинут депутатом Ленсовета.
Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г., участвовал в его обороне.
Когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны, с марта по октябрь 1942 г. жил и работал в Кисловодске.
В 1942-1945 гг. - профессор кафедры психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Организатор и первый заведующий кафедрой психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском факультете и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете МГУ.
В 1942-1945 гг. - директор Института психологии АН СССР.
В 1945 г. организовал и возглавил сектор психологии Института философии АН СССР.
В 1943 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
В 1949 г. в ходе кампании по борьбе с космополитизмом освобожден от руководящих должностей заведующего кафедрой психологии МГУ и заведующего сектором психологии Института философии АН СССР, но при этом был оставлен в штате обеих этих организаций.
В 1953 г. участвовал в организации первого послевоенного профильного издания психологов в стране — журнала «Вопросы психологии», входил в первый состав редакционной коллегии.
В 1956 г. возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии.
В 1957 г. С.Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни.
В 1959 г. был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР.
Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей.
Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930 г.
С.Л. Рубинштейн положил начало крупной научной философско-психологической школы. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии. В 1930-е гг. содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками.
Последние несколько лет своей жизни посвятил разработке концепции человека. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни Рубинштейн видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.
Основные публикации:
- Принцип творческой самодеятельности. 1922
- Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Советская психотехника. 1934. Т. VII. №1. С. 3-21; перепубликация: «Вопросы психологии». 1983. №2. С. 8-24
- Основы психологии: учебник для университетов. 1935
- Основы общей психологии: учебник для университетов. 1940; 1946; 1989; 2009
- Пути и достижения советской психологии // Вестник АН СССР. 1945. №4
- Бытие и сознание. 1957
- О мышлении и путях его исследования. 1958
- Принципы и пути развития психологии. 1959
- Проблемы общей психологии (сборник статей разных лет и посмертная публикация рукописи «Человек и мир»). 1973
Награды:
- первый советский психолог — лауреат Сталинской премии в категории «Философские науки» за работу «Основы общей психологии» (1942)
- в 1959 г. был номинирован на Ленинскую премию, но не успел ее получить
- орден Трудового Красного Знамени (1945)
- медали
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Теория и практика психологии кризисных ситуаций
- Воспоминания Н.А.Логиновой о факультете психологии ЛГУ
- Интервью с профессорами МГУ
- Классический «парадокс личности»: есть ли теоретические и методологические основания для решения?
- Поздравляем Наталию Ивановну Чуприкову!
- Компетентностный подход в супервизии
- История прикладной психологии: субъектно-деятельностный подход
- Между текстом и читателем: инструментарий для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов
- Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность
- Совладание с трудностями и жизненный стиль современника
- Обзор жизнедеятельности А.А. Бодалева и развития им психологии общения, персонологии выдающихся личностей и педагогики воспитания учащихся
- Российская психология в пространстве глобальной науки: ответ дискутантам
- Взаимосвязь образа мира и образа жизни
- Автобиографические воспоминания молодых людей о поддержке и наказании любознательности в детстве
- Акмеология как междисциплинарная наука
- Академическая и практическая психология
- Хронотоп культурно-исторической науки о деятельности
- Интервью с В.В.Знаковым о будущем психологии
- Интервью с Т.В.Корниловой о будущем психологии
- Отождествление-разотождествление с собой посредством Другого: парадокс самотождества Я
- Танцевально-двигательная терапия как метод реабилитации пациентов и особенности преподавания ТДТ
- Психологические школы Москвы и Петербурга — от противостояния к дружбе
- Как мысль ушла из психологических исследований?
- Особенности практического мышления
- Открыватель. К юбилею Товия Васильевича Кудрявцева
- Перспектива развития творческой личности трансфессионала в условиях смены научно-образовательной парадигмы университета
- Памяти Владимира Владимировича Умрихина
- Отчуждение как социально-психологический феномен информатизации общества
- Смысл жизни и время жизни: смыслометрический подход к измерению психологического возраста личности
- К вопросу о психологической помощи и психологической реабилитации человека в кризисной ситуации
- Категория правосознания в системе категориальных пространств сознания
- Анатолия Лактионовича Журавлева поздравляют коллеги!
- Воспоминания о профессоре В.С. Филатове и моем распределении в Ярославский госуниверситет
- Феномен самодетерминации: психологические истоки и современное понимание
- Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева
- Интеграция опыта: между прошлым и будущим
- История психологической науки в России и российская полиментальность
- Как работа психологов в годы Великой Отечественной войны повлияла на развитие и судьбу отечественной психологии
- Полевые исследования: методология, подходы, дизайн. Открытые вопросы
- Общее понятие психомоторики человека в контексте нормы и патологии развития
- Поздравляем Людмилу Александровну Регуш!
- О тенденциях развития современной психологии мышления
- Психогенеалогия: история формирования, первые эксперименты и перспективы развития
- Факторы социально-психологической дезадаптации и ценностные ориентации подростков и молодежи
- Субъективное пространство и субъективное отношение в самоорганизации человека
- Ильин Евгений Павлович: чему нам стоит у него поучиться
- Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов
- Социально одаренные дети: экспериментальный подход к самоопределению личности
- Интервью с А.Г. Асмоловым о будущем психологии
- Развитие отечественного военного профессионального психологического отбора в 20–30-е годы XX века
- Стратегия самоизменения в процессе преодоления экстремальных спортивных ситуаций
- Психическая реальность и предмет психологии
- Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии
- Сценарии жизни и социальные аксиомы представителей «Информационного» и «Нового» поколений
- Проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми с трудностями в обучении и развитии
- Формирование профессиональной идентичности психолога: телесно-двигательный аспект
- Вклад В.С. Мерлина в развитие отечественной конфликтологии (из опыта восстановительной терапии военноослепших)
- Взаимодействие человека и мира в парадигме конфликтологии
- Пути развития когнитивной и педагогической психологии: к 100-летнему юбилею научной школы С.Л. Рубинштейна
- «Строительные леса» на здании, которое называется «психология человека»
- «Золотые имена психологии в РГПУ»: Евгений Александрович Климов
- Звездная плеяда юбилеев в российской психологии 2022 года
- Формирование осознанной саморегуляции подростков в учебной деятельности: методические рекомендации
- Гиперрефлексия как способ взаимодействия с миром: роль, процесс, проявления
- О науке и жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами: Н.И.Чуприкова
- Идеи М.К. Мамардашвили и культурно-диалогическое понимание рефлексии
- Сомнение как процесс и метод самопознания
- Психология в системе Российской академии наук стала темой международной конференции
- Проблемы изучения отношения к жизни и смерти в юридической психологии
- Новые страницы истории Петербургской психологической школы
- Психологические последствия влияния стрессоров высокой интенсивности разного типа
- Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта
- Жизненный опыт человека как основа мудрости
- В.А. Лабунская об опыте развития региональной социально-психологической школы
- Возможность проектирования задач, определяющих зону ближайшего развития дошкольников
- Наталию Владимировну Гришину с юбилеем поздравляют друзья, коллеги и ученики
- Прогностическая направленность образа мира как основа динамического контроля неопределенности
- Комментарий Д.Б.Богоявленской к статье В.Ф.Венды о филогенезе интеллекта и воспитании интеллектуального креативного таланта
- Сетевая организация как путь интеграции психологии
- Содержательная характеристика логотерапии как средство актуализации личностных смыслов
- Вадим Петровский о будущем психологии
- Творчество после творчества. К юбилею Д.Б.Богоявленской
- Д.Б. Богоявленская: От удивления к познанию
- К юбилею Дианы Борисовны Богоявленской
- Представления о партнёрстве мужчин и женщин, состоящих в добрачных отношениях и в браке
- Психология в глобальной науке: современный статус и актуальные задачи развития
- Вклад Е.В. Шороховой в становление и развитие социальной и экономической психологии
- Иной мир, иной человек, иная психология личности
- Общие подходы к изучению личности
- Образ жизни как точка опоры в системе отношений человека с миром
- Восстановление сознания: возможности нейропсихологической оценки и реабилитации
- Поздравляем с Днем Победы!
- Профессиональный отбор: социальный запрос, научные концепции, парадигмы ХХ и XXI столетий
- Вклад С.Л.Рубинштейна в развитие психологии обсудили в РГПУ им. Герцена
- С.Л. Рубинштейну посвятят круглый стол в РГПУ им. Герцена
- Психологические средства личностного саморазвития
- Российская психологическая наука в полиментальном мире
- Категория смысла в отечественной психологии
- Б.Д. Эльконин о культурно-исторической психологии как психологии развития
- Неадаптивность как неизбежность
- Образ Родины: обоснование и апробация диагностического инструментария
- Душа человека: возвращение из изгнания
- Автостратегические способности как основа общей одаренности личности
- Личность ученого: субъективные заметки, посвященные 90-летию Владимира Петровича Зинченко
- Сенсорная абстракция
- Памяти Соломона Григорьевича Геллерштейна (К 125-летию со дня рождения)
- 50 лет Институту психологии РАН
- Мобилизация личностных сил при инвалидности
- Психология творчества и одаренности стала темой онлайн-конференции
- Проблема деятельности в работах Е.А.Климова и А.Н.Леонтьева
- 100-летний юбилей Учителя (памяти М.С. Роговина)
- Лев Ильич Уманский — основатель курской научной школы в социальной психологии
- Воспоминания о моем Учителе (к 100-летию Л.И. Уманского)
- Основные свойства нервной системы как задатки интеллектуальных способностей
- Памяти Алексея Сергеевича Чернышева (воспоминания коллег)
- Социально-психологические технологии работы с социально одаренными детьми
- Личность в пространстве возможного: опубликована программа симпозиума
- Психологический смысл депрессии
- Событие как элемент субъективной картины жизненного пути
- О пространстве возникающего в докладе С.Н. Костроминой и Н.В. Гришиной
- Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего
- От обретения смыслов — к созиданию будущего! Что обсуждали на Саммите психологов?
- Зоны психологического пространства личности
- Поздравляем с Днем Победы!
- Структурно-динамическая организация переживания субъекта
- Проблема возвращения категории «души» в научную психологию
- Елена Кравцова. Воспоминания Владимира Собкина
- Саморегуляция как фактор сохранения идентичности в ситуации неопределенности
- Виртуальность — часть реальности? Дружеские беседы о цифровизации
- Светлана Костромина: «Цифровой мир: ценности и цена»
- Субъективное ощущение неподконтрольности: риски дезадаптации
- «Теория непрактична, а практика нетеоретична» и другие проблемы психологии
- О новом подходе к языку и речевой деятельности в условиях цифровизации
- «Когда кончается проза и начинается лирика…». Интервью с К.А. Абульхановой-Славской
- Психология изменений: методологические предложения Курта Левина
- «Упражняйтесь в уничтожении смысла и в заготовке целей»
- «Двойственность» совместной деятельности как основа становления психологических новообразований
- К 130-летию Курта Левина состоялся симпозиум «Психология жизненного пространства»
- «Гауди в психологии». Вадим Петровский о Владимире Лефевре
- Вадим Артурович Петровский отвечает на поздравления с 70-летием
- Психологические отношения как характеристики самоопределения субъектов экономической деятельности
- Непобедимая наука во время войны. С.Л. Рубинштейн
- Советские психологи: солдаты, ученые, созидатели мирной жизни
- 100-летний юбилей советской/постсоветской психологии
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Г.Л. Выгодская: «Воспоминания о моём отце»
- Как не мешать развитию детской одаренности?
- Автобиография на память