
Доктор психологических наук, профессор. Почетный член РАО. Почетный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, почетный профессор-исследователь ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи». Заслуженный деятель науки РФ.
Патриарх российской психологии.
Руководитель центра междисциплинарных исследований творчества и одаренности Психологического института РАО. Профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ. Зам. председателя Координационного совета президентской программы «Одаренные дети» (1997). Руководитель работы коллектива по разработке отечественной концепции одаренности (1998–2003).
Президент Московского психологического общества (Московского отделения Российского психологического общества — с 1989), член Координационного совета РПО с 1996, вице-президент РПО — 2007–2012, член Президентского совета РПО — с 2012.
Член научных советов ПИ РАО и спец. советов ПИ РАО и МГУ.
Председатель редакционного совета журнала «Образование личности». Член редакционных советов научных журналов: «Теоретические и экспериментальные исследования», «Исследовательская деятельность», «Национальный психологический журнал», «Вестник ЯО РПО», «Одаренный ребенок», «Психология и психотехника». Член редколлегии журналов: «Российский психологический журнал», «Новые исследования», «Alter-ego» (1990–1994), «Психологическое обозрение» (1995–2002).
Действительный член Международных академий: Психологических наук, Естественных наук, Творчества, Российской Академии менеджмента в образовании и культуре.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2004-2019, 2022-2026) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2023).
Д.Б. Богоявленская работает в Психологическом институте РАО после окончания его аспирантуры с 1968 г. по настоящее время. В 1971 г. ею защищена кандидатская диссертация. С 1972 г. — старший научный сотрудник, с 1990 г. — ведущий, с 1994 г. — главный научный сотрудник. В 1988 г. ею защищена докторская диссертация. В 1990 г. она возглавила лабораторию диагностики творчества. Была главным научным сотрудником лаборатории психологии одаренности ПИ РАО. В 1992 г. ей присвоено звание профессора, в 2003 г. звание заслуженного деятеля науки РФ, в 2007 г. звание почетного члена РАО, в 2010 г. — почетного профессора МГУ, почетного профессора ФГБНУ «ЦПВиСППДМ».
Область научных интересов: психология мышления, творчества и одаренности. Тема кандидатской диссертации: «Метод исследования интеллектуальной активности». Тема докторской диссертации: «Психологические основы интеллектуальной активности».
Д.Б. Богоявленская — основатель научной школы. Разработала новое научное направление в данной области. Выделила единицу анализа творчества, дала ее операциональное раскрытие. Разработанный ею метод «Креативное поле» позволяет адекватно идентифицировать творческие способности и одаренность, что дает возможность более эффективно осуществлять работу по их развитию и реализовывать индивидуализацию образования. Валидность метода доказала на выборке более 9 тыс. испытуемых в течение 40 лет. Вместе с учениками изучила структуру и генезис творческих способностей в срезовых и лонгитюдных (до 40 лет) экспериментах. Провела дифференциацию всей феноменологии творчества и построила его типологию. Разработанный подход был положен в основу отечественной теории творчества. Разработанная ею теория является в настоящее время наиболее прогрессивной в области исследований психологии мышления, творчества и одаренности, благодаря выделению единицы анализа творчества (впервые в данной области), разработанному валидному методу ее идентификации «Креативное поле», прогностичность которого доказана в лонгитюдах до 40 лет. Авторская типология творчества позволяет дифференцировать всю разнородную феноменологии творчества на основе теоретически обоснованного критерия.
Д.Б. Богоявленская — организатор науки. С конца 1989 г. — председатель Московского отделения Общества психологов СССР, а затем, с 1994 г., — Московского отделения Российского психологического общества. С 1996 г. — член Президиума Координационного совета РПО, с 2007 г. — вице-президент РПО, с 2012 г. — член Президентского совета РПО. В 1997–1999 гг. Богоявленская выполняла обязанности заместителя председателя Координационного совета Федеральной программы «Одаренные дети». В настоящее время — эксперт Общественной палаты РФ. Только за последние 5 лет по ее инициативе и под председательством проведены 14 Международных и Всероссийских конференций, ответственным редактором материалов которых она являлась. В 2005 г. под ее редакцией вышли 3 тома Ежегодника РПО (90 п.л.). В 2010 г. — 4 тома Ежегодника РПО (160 п.л.). Она ответственный редактор и составитель сборников: «Современные концепции творчества и одаренности» (24 п.л., 1998 г.); Библиотека «Одаренные дети» — «Методики диагностики творческих способностей школьников в образовательных учреждениях, работающих с одаренными детьми» (11 п.л., 2009 г.), «Одаренные дети. Диагностические методики» (10 п.л., 2010 г.).
Разработаны курсы: Психология и диагностика творческих способностей», Психология мышления, «Творческих способностей и духовности», «Развитие творческих способностей одаренных детей».
Диана Борисовна Богоявленская много работает с молодежью: с аспирантами, докторантами, стажерами, читает авторский спецкурс в ведущих университетах (МГУ, МГППУ, МПГУ и др.). в процессе подготовки 2 докторских диссертаций и защищено 12 кандидатских.
Автор более 500 научных публикаций, в том числе книг:
- Пути к творчеству, 1981;
- Интеллектуальная активность как проблема творчества, Р-Д: РГУ: 1983;
- Психология творческих способностей: учебное пособие. М.: Академия, 2002;
- Психология одаренности: понятие, виды, проблемы, М.: МИОО, 2005 (в соавторстве);
- Психология творческих способностей: монография. С.: Учебная книга, 2009;
- Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда, М.: МГППУ, 2011 (в соавторстве);
- Одаренность: понятие и диагностика. 2013;
- Одаренность: природа и диагностика. Монография. М.: Образование личности, 2018. 240 с. (в соавторстве).
Д.Б. Богоявленская — лауреат премии Президента РФ в области образования. Награждена: Орденом «За служение науке»; 11 медалями: 850-летия Москвы; Отличник просвещения; медалью ВДНХ; им. К.Д.Ушинского; им. П.Г. Челпанова; им.В.И. Вернадского; лауреата премии Президента в области образования; «Человеческий фактор» — МАПН; «За вклад в развитие военной науки»; «За содружество во имя спасения» — МЧС; «Патриот России». Пятью почетными знаками: тремя знаками «ПСИ» — РПО и РАО; «Петра Великого» — МГСУ; «Ника» — за вклад в психологическую науку. Дважды победитель и трижды лауреат конкурса «Золотая Психея» в различных номинациях в разные годы; Лауреат премии Президентской программы «Дети России» за особый вклад в работу с одаренными детьми (2001); победитель Всероссийского интернет-проекта «Учитель нашей новой школы». Победитель в номинации «Женщина – ученый» 1 женского конгресса РФ — 2014 г. Победитель IV Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы». Ей вручены Почетные грамоты: РАО, ЮЗ ОУ МКО, МО РФ, РПО, в том числе «За верность психологии». В 2021 г. награждена медалью имени Л.С. Выготского РАО. Лауреат Общенациональной премии Российского профессорского собрания «Профессор года — 2022» в категории «Психологические науки».
Экзистенциальное интервью:
1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?
«Познай себя» гласила надпись при входе в античный храм Апполона. Психология взяла эстафету у богословия и искусства в познании человека. В отличие от них она достигает истины естественно- научными методами. Это знание помогает человеку. Однако в настоящее время возникает опасная тенденция усиления прагматики: уделяется меньшее значение фундаментальному знанию, превращая психологию в сферу услуг.
Миссию психологии четко определил Бонифатий Михайлович Кедров, поместив ее в центр квадрата системы наук.
2. Что бы Вы могли посоветовать начинающему психологу?
Серьезно заняться философией и фундаментальными проблемами психологии. Без методологии нет подлинного профессионализма.
3. Что такое любовь для Вас?
Познание и любовь делают нас счастливыми и людьми…
4. Как Вы относитесь к смерти?
…ее побеждает любовь. Проверено жизнью.
5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?
То, что уже понято человечеством: надо посадить дерево; родить ребенка; сказать свое слово в профессии; ни разу в жизни не «наступить себе на горло».
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Комментарий Д.Б.Богоявленской к статье В.Ф.Венды о филогенезе интеллекта и воспитании интеллектуального креативного таланта
- Д.Б. Богоявленская: От удивления к познанию
- Поздравляем Виктора Михайловича Аллахвердова!
- «Психологическая газета» выходит с октября 1995 года: нам — 25!
- Креативность и творчество: лекция Дианы Богоявленской. Часть 3
- Творчество – инсайт или способность к развитию? Лекция Дианы Богоявленской. Часть 2
- Факторы одаренности: лекция Дианы Богоявленской. Часть 1
- «Он настоящий ученый»: Диана Богоявленская о Дмитрии Леонтьеве в его юбилей
- Посвящение моему отцу Борису Яковлевичу Туровскому
- Стандартно о нестандартном
- МПО поздравляет с юбилеем факультет психологии СПбГУ
- «Неужели прошло 75 лет?»
- Поздравление Д.Б. Богоявленской с юбилеем газеты
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Предложения по Проекту постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей»
- Д.Б. Богоявленская. Экзистенциальное интервью
- Открытое письмо Д.Б.Богоявленской В.В.Путину
- «Пояснительная записка к новой редакции Комплекса мер по реализации "Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов"»
- Настоящее и будущее российской психологии: мнения ведущих психологов. Диана Борисовна Богоявленская
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- В.В. Петухов — подвижник общей психологии
- Интервью с М.А. Холодной о будущем психологии
- Предмет психологии творчества: Богоявленская vs. Пономарев
- И.А. Петухова: «Спасибо тебе, родной факультет!»
- Пути развития когнитивной и педагогической психологии: к 100-летнему юбилею научной школы С.Л. Рубинштейна
- «Золотые имена психологии в РГПУ»: Евгений Александрович Климов
- Звездная плеяда юбилеев в российской психологии 2022 года
- Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики
- Поздравляем лауреатов премии Российского профессорского собрания
- Культурно-историческую психологию и цифровизацию социальных практик обсудили на международном конгрессе
- Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем креативности
- Творческий путь Ф.Е.Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии
- Творчество после творчества. К юбилею Д.Б.Богоявленской
- К юбилею Дианы Борисовны Богоявленской
- Национальный конкурс «Золотая Психея»: имена победителей
- Поздравляем с Днем Победы!
- НК «Золотая Психея»: известны имена финалистов
- Вклад С.Л.Рубинштейна в развитие психологии обсудили в РГПУ им. Герцена
- С.Л. Рубинштейну посвятят круглый стол в РГПУ им. Герцена
- «Эффект расщепления» показателей креативности
- Вручены награды Российской академии образования
- Развитие идей Льва Выготского в разных странах обсудили в день его 125-летия
- Психология творчества и одаренности стала темой онлайн-конференции
- «Психология творчества и одаренности»: опубликована программа конференции
- Поздравляем с Днем Победы!
- К 135-летию Московского психологического общества
- Одаренность – норма, ненормальность – ее отсутствие. Интервью с А.Мелик-Пашаевым. Часть 2
- Креативность в контексте «soft skills» и метакомпетенций современного человека
- О механизмах понимания в учебном процессе
- Основатель нейропсихологии Александр Лурия
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Требуем широкого обсуждения проектов профстандартов!
- Лидеры спорят: нужен ли закон о психологической помощи?
- 12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
- Как не мешать развитию детской одаренности?
- Самые цитируемые российские учёные-психологи
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
В 2017 году решением Большого жюри присвоено почетное звание «Патриарх российский психологии»
Победитель конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2014 г.
Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2011 г.
Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального сообщества России», 2006 г.
- «Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Психология творчества и одаренности"», 15 - 17 ноября 2021 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2021 г.), победитель
- «Общемосковский методологический семинар к 135-летию Московского отделения Российского психологического общества», сентябрь 2019 года, сентябрь 2020 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2020 г.), номинант
- «Всероссийская конференция с международным участием "От истоков к современности" 130 лет организации психологического общества при Московском университете», 29 сентября - 1 октября 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), победитель
- «Одаренность: природа и диагностика», монография (в номинации «Проект года в психологической науке», 2013 г.), победитель
- «Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж.Гилфорда», монография (в номинации «Проект года в психологической науке», 2011 г.), номинант
- «IV Всероссийский съезд Российского психологического общества "Психология – будущему России"», 18-21 сентября 2007 года, Ростов-на-Дону (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2007 г.), победитель
- «Рабочая концепция одаренности», печатное издание (в номинации «Проект года в психологической практике», 2003 г.), номинант
- «Психология и ее приложения», всероссийская конференция (в номинации «Лучший проект в области интеграции психологов в профессиональное сообщество», 2002 г.), победитель
- «Психология творческих способностей», монография (в номинации «Лучший проект в научной психологии», 2002 г.), лауреат
Поздравления с днём рождения
Дорогая Дина Борисовна! Самые тёплые поздравления с Днём рождения!Желаю Вам успеха и радости, процветания Московскому психологическому обществу и межрегиональной секции "Психология одарённости и творчества" РПО, благополучия Вашей огромной семье, в которой всегда найдётся место усталому путнику...Пусть Ваши научные открытия вдохновляют новые поколения исследователей психологии творческих способностей!Многая лета, Диана Борисовна! Ваша ученица и последовательница Юлия Ивановна Кузнецова, зав. научно-практической лаборатории психолого-педагогических проблем развития творческих способностей, научный консультант Центра развития мозга и пр. г. Нижний Новгород
27.07.201815:54:38
С днем рождения, уважаемая Диана Борисовна! Желаю долгих лет, крепкого здоровья, семейного благополучия! Пусть Ваши ученики и последователи всегда Вас радуют, пусть рядом будут друзья и близкие! Счастья, мира и тепла!
27.07.202012:37:51
Дорогая Диана Борисовна!
Возможность читать Ваши книги и статьи, слушать Ваши лекции и выступления – это настоящий подарок! Огромный подарок профессии всем нам – Вашим читателям и почитателям! От всей души и от имени многих и многих коллег, с нетерпением ждущих каждой новой встречи с Вами, желаю Вам сил, душевной крепости и только отличного самочувствия!
Обнимаю Вас!
27.07.202018:23:04
Дорогой Патриарх! Спасибо за Ваш лонгэтюд длиною в жизнь и вечность.
27.07.202309:05:35