Скоро

8 — 12 января
Ставрополь

«Души Порывы». 29-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»

11 января
Тверь

III Международный конгресс девиантологов «Девиантология XXI столетия»

26 января
Москва, online

II Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

Весь календарь
Алексеев Никита Глебович, 09.08.1932 - 21.03.2003

Доктор психологических наук. Член-корреспондент РАО.

Заведующий отделом философии и методологии проектирования образовательных систем Института педагогических инноваций РАО.

В 1956 г. окончил философский факультет и механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, защитил диплом в МГПИ им. Ленина (так как был сыном репрессированного), в 1966 г. - аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина.

В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Познавательная деятельность при формировании осознанного решения задач», в 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Проектирование условий развития рефлексивного мышления».

В 1950-1970-х гг. - активный участник Московского логического (впоследствии методологического) кружка.

Работал учителем математики в московских школах.

Преподавал на кафедре общей психологии МГПИ им. В.И. Ленина.

С 1967 г. работал в Институте истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова в секторе логики развития науки, затем в секторе психологии научного творчества, сотрудничал с сектором системного исследования науки, заведовал лабораторией квалиметрии.

В 1972-1975 гг. - психолог-консультант в Центральном институте физической культуры и спорта.

С 1975 г. заведовал лабораторией методологии эргономики Всероссийского НИИ технической эстетики. Организатор секции по рефлексии ВНИИТЭ.

В 1978 г. Н.Г. Алексеев совместно с Я.А. Пономаревым и И.Н. Семеновым организовал Всесоюзную секцию «Психология творчества» при Обществе психологов СССР.

В конце 1970-х гг. читал спецкурс по рефлексии на факультете психологии МГУ.

В 1980-1983 гг. создал группу психологии шахмат в Инфизкульте, где как психолог обеспечивал подготовку олимпийского резерва и консультировал гроссмейстеров и олимпийский резерв страны.

В 1980-1990-х гг. - участник и организатор организационно-деятельностных игр. В 1984-1991 гг. проводил ОДИ в НИИ, на промышленных предприятиях, в сферах образовании и госуправления, создавая для этого творческие коллективы в Москве, Киеве, Перми, Харькове, в Прибалтике, Крыму и на Урале.

С 1991 г. в Институте педагогических инноваций РАО создал лабораторию методологии проектирования инновационного образования, а затем отдел философии и методологии проектирования образовательных систем.

В 1992 г. был избран членом-корреспондентом РАО.

Организовал Экспертный совет по экспериментальной и инновационной деятельности при Московском департаменте образования и Научный совет по философии образования при Президиуме РАО.

Проектировал и участвовал в организации инновационных экспериментальных площадок, в частности Республиканского колледжа управления (Судак, Крым) и колледжа «Предпринимательства и социально-трудового проектирования» (Москва).

В течение всей жизни и научной деятельности разрабатывал рефлексивный подход к социально-гуманитарной проблематике и проектированию социотехнических систем.

Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и методологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практической области. Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его двухслойный характер, сформулировал определение эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры деятельности.

Основатель школы рефлексивной психологии развития творческого мышления. В конце 1950 – 1960-х гг. занимался исследованиями мышления как деятельности (в соавторстве с Г.П.Щедровицким). В конце 1960-х — начале 1970-х гг. разрабатывал идею системноструктурного представления мышления как деятельности (в соавторстве с Э.Г. Юдиным). В 1970-1980-х гг. вел исследования мышления при решении творческих задач (в соавторстве с И.Н. Семеновым и В.К. Зарецким).

Именно Н.Г. Алексееву принадлежит формулировка моделирующего представления о динамике мышления: мышление можно представить как определенным образом сбалансированное движение по четырем уровням — личностному, рефлексивному, предметному и операциональному.

Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий).

Вторая магистральная линия исследований и разработок Н.Г. Алексеева — переход от объяснения того, как устроена реальность (деятельность, мышление), к практико-ориентированному, конструктивному взгляду на нее, к разработке таких средств, которые позволяют строить практическое действие.

Еще одно направление научных исследований Н.Г. Алексеева связано с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Сформулировал понятие учебной задачи, разработал специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построил методики формирования осмысленного решения задач этого типа. Обосновал важность коллективной мыслительной деятельности в образовании, разработал понятие коммуникативной трансляции в обучении. На этой основе разработывал принципы реализации новых образовательных технологий, механизмы реализации игровых, активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер. В Московской академии культуры и развития образования, организованной совместно с Ю.В. Громыко, В.В. Рубцовым и В.И. Слободчиковым, разрабатывал проекты федеральной программы развития российского (1993) и столичного (1994) образования.

Основные публикации:

  • Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г., Костеловский В.А. Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований // Доклады АПН РСФСР. 1960. № 2, 4; 1961, № 4, 5.
  • Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР. 1957, № 3; 1958. № 1, 4; 1959. № 1, 4, 5; 1960. № 2, 4, 5, 6; 1961. № 4, 5; 1962. № 4, 5, 6.
  • Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Логико-психологический анализ научного творчества и проблемное обучение // Проблемы научного и технического творчества. М.: Наука, 1967.
  • Алексеев Н.Г. Бихевиоризм. Воля. Доминанта. Гештальт-психология. Мышление. Необихевиоризм. Понятие. Способности. Торндайк. Тесты (в психологии). Эксперимент (в психологии) // БСЭ. 3-е изд. М.: СЭ, 1968—1979.
  • Алексеев Н.Г, Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества. // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971.
  • Алексеев Н.Г, Юдин Э.Г. Проблема системности исследования в психологии // Вопросы психологии. 1977. № 3.
  • Алексеев Н.Г. Типологическая проблематика в изучении целостных образований // Системные исследования. Ежегодник. М.1977.
  • Алексеев Н.Г., Юдин Б.Г. Эволюция проблематики искусственного интеллекта // Кибернетика. Перспективы развития. М.: Наука, 1981.
  • Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Шеин А.Б. Развитие методологических исследований в эргономике // Техническая эстетика. 1983. № 3.
  • Алексеев Н.Г., Злотник А.Б. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. М.1984.
  • Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления // Шахматы: наука, опыт, мастерство. М.: Высшая школа, 1990.
  • Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии. 1991, № 1.
  • Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. Новосибирск, 1991.
  • Алексеев Н.Г. (ред.). Использование ОДИ в системе педагогического образования. Пермь, 1992.
  • Алексеев Н.Г. Стратегические разработки по использованию ОДИ в системе педагогического образования // Кентавр. 1992, № 3.
  • Щедровицкий Г.П., Розин В.М., Алексеев Н.Г. и др. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 415 с.
  • Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Рефлексивно-методологический анализ проблематики философии образования // Инновационная деятельность в образовании. 1995, № 2.
  • Алексеев Н.Г. Конструктивно-инновационный смысл методологии // Кентавр. 1996, № 2.
  • Алексеев Н.Г. Культурное значение методологии // Вопросы методологии. 1997, № 3-4.
  • Алексеев Н.Г. Философско-методологические проблемы педагогической теории // Вопросы методологии. 1997, № 3-4.
  • Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Швырев В.С. Философия образования // Высшее образование в России. 1997, № 3.
  • Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач. М. 2002.
  • Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, № 2.
  • Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / Под ред. И.Н. Семенова, Т.Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО, 2003. С. 50-64
  • Алексеев Н.Г. Философские основания рефлексивного подхода // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. М. - Ярославль, 2004.
  • Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении. М.: ИРПТиГО, 2003.
  • Алексеев Н.Г. Рефлексия // Seminarium Hortus Humanitatis. Альманах № 10. Рига, 2007.

Награды:

  • лауреат Золотой медали РАО им. К.Д. Ушинского

27 ноября 2022 , воскресенье

В этот день

Наталия Ивановна Чуприкова празднует день рождения! Поздравить!

Андрей Юрьевич Федотов празднует день рождения! Поздравить!

Александр Аркадьевич Баранов празднует день рождения! Поздравить!

95 лет назад родился(ась) Эра Александровна Голубева.

Скоро

8 — 12 января
Ставрополь

«Души Порывы». 29-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»

11 января
Тверь

III Международный конгресс девиантологов «Девиантология XXI столетия»

26 января
Москва, online

II Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

Весь календарь
27 ноября 2022 , воскресенье

В этот день

Наталия Ивановна Чуприкова празднует день рождения! Поздравить!

Андрей Юрьевич Федотов празднует день рождения! Поздравить!

Александр Аркадьевич Баранов празднует день рождения! Поздравить!

95 лет назад родился(ась) Эра Александровна Голубева.

Скоро

8 — 12 января
Ставрополь

«Души Порывы». 29-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»

11 января
Тверь

III Международный конгресс девиантологов «Девиантология XXI столетия»

26 января
Москва, online

II Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

Весь календарь