16+
Выходит с 1995 года
21 мая 2024

Кто есть кто

Александр Николаевич Поддьяков

Александр Николаевич Поддьяков

Москва

Доктор психологических наук, старший научный сотрудник, профессор.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Главный научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН.

Член редколлегий и редсоветов журналов: «Вопросы психологии», «Психология. Журнал Высшей школы экономики», «Психологические исследования. Электронный журнал», «Организационная психология», «Culture & Psychology», «Mathematical Thinking and Learning», «International journal of idiographic science», «Integrative Psychological & Behavioral Science».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2014-2014).

В 1985 г. окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование деятельности экспериментирования дошкольников с новыми объектами разной сложности», в 2001 г. — докторскую диссертацию на тему «Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте».

С 1988 г. в течение многих лет работал на кафедре педагогической психологии и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (старший лаборант, научный сотрудник, старший научный сотрудник, доцент).

С 2003 г. работает в НИУ ВШЭ, профессор, ведущий сотрудник лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики; в 2005-2008 гг. — заместитель декана факультета психологии по научной работе.

Научные интересы:

  • исследовательское поведение, мышление и творчество в различных видах деятельности
  • психология решения комплексных проблем
  • компликология - эволюция конструктивных, деструктивных и диагностирующих трудностей
  • помощь и противодействие в социальных взаимодействиях
  • педагогика сотрудничества и педагогика противодействия в современном обществе
  • философия и социология образования

А.Н. Поддьяков — автор оригинальной концепции мышления и исследовательской деятельности в сложных развивающихся областях. Концепция носит междисциплинарный характер, интегрируя положения психологии, педагогики, теории сложных динамических систем, логики, математики и конфликтологии. Одним из ключевых моментов анализа является помощь и противодействие как два фундаментальных вида взаимодействия в различных видах деятельности. В практической области – автор комплекса оригинальных методик по диагностике и развитию мышления, а также методик по изучению социальных взаимодействий в обучении. В области психодиагностики развивает положение о невозможности стандартного теста творческого мышления как «стандарта измерения нестандартности». Автор оригинального комплекса игрушек и компьютерных игр.

В настоящее время разрабатывает новое направление, связанное с изучением развивающих, деструктивных и диагностирующих трудностей, а также конкурентной борьбы в образовании и «троянского» обучения (обучения конкурента тому, что для него невыгодно, но соответствует интересам стороны, организовавшей обучение).

Учебные курсы:

  • Познавательная активность личности
  • Общая психология: мышление и речь
  • Научно-исследовательский семинар кафедры общей и экспериментальной психологии
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Психология исследовательского поведения и решения комплексных задач
  • Исследовательское поведение и познавательное развитие
  • Экономическая психология
  • Педагогическая психология
  • Защита от троянских обучающих технологий

Исследовательские проекты:

  • Психология совладания с преднамеренно созданными трудностями, 2010-2012, грант РГНФ, руководитель
  • Помощь и противодействие в интеллектуальной и творческой деятельности человека, 2006-2008, грант РГНФ, руководитель
  • Психологические закономерности конкурентной борьбы в обучении и образовании, 2004-2005, грант ГУ-ВШЭ, руководитель

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • Поддьяков А.Н. Орудия изучения поведения и деятельности: изобретения психологов как составляющая культурно-исторического процесса // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. №1. C. 30-34.
  • Poddiakov A. Creativity of creativity researchers: invention of problems and experimental objects to study thinking // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2023. V. 57. No. 1. P. 43–64.
  • Поддьяков А.Н. Сочетание традиционных игрушек и игрушек — искусственных интеллектуальных агентов в исследовательских играх детей // Исследователь / Researcher. 2022. Т. 1-2. С. 113-117.
  • Поддьяков А.Н. Принцип нетранзитивности превосходства в разных парадигмах // Вопросы психологии. 2019. №2. С. 3-16.
  • Поддьяков А.Н. Рефлексивная игра с циклами конкурентно-кооперативных взаимодействий как часть психологического практикума // Вопросы психологии. 2019. №5. С. 143-152.
  • Поддьяков А.Н., Пляскина А.С. Инициативная саморефлексия при решении моральной дилеммы (на материале задачи «Азиатская болезнь») // Мир психологии. 2018. № 3(95). С. 96-104.
  • Поддьяков А.Н. Опыт разработки объектов, находящихся в нетранзитивных отношениях превосходства // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 15 июня 2017 г. М.: Буки Веди, 2017. С. 277-282.
  • Пляскина А.С., Поддьяков А.Н. Роль эмоционального интеллекта во взаимодействии мышления и эмоций личности при решении моральных дилемм: постановка проблемы // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 1237-1242.
  • Поддьяков А.Н. Добытчики социального знания и его доноры: психология взаимодействия исследователей и респондентов // Социальная психология знания / Под общ. ред.: А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2016. Гл. 10. С. 250-271.
  • Поддьяков А.Н. Изучение создания трудностей в контексте совладающего поведения // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие : материалы IV Международной научной конференции. Кострома, 22–24 сент. 2016 Т. 1. Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. С. 67-69.
  • Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Национальное образование, 2016.
  • Поддьяков А.Н. Личность в условиях помощи и противодействия приобретению знаний, обучению, развитию // Социальная психология знания / Под общ. ред.: А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2016. Гл. 4. С. 113-140.
  • Поддьяков А.Н. Развитие способностей создания трудностей // Принцип развития в современной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 169-190.
  • Поддьяков А.Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 278 с.
  • Пермогорский М.С., Поддьяков А.Н. Отношение превосходства между объектами и нетранзитивность их предпочтений человеком // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 3-14.
  • Поддьяков А.Н. Копируем ли разум: полемика с трансгуманизмом // Культурно-историческая психология. 2013. №4. C. 110-113.
  • Поддьяков А.Н. Так ли просто поймать летящий мяч: к критике подхода Г.Гигеренцера // Психология когнитивных процессов. Материалы 4-ой всероссийской научно-практической конференции. Смоленск: Универсум, 2013. С. 83-86.
  • Поддьяков А.Н. Решение комплексных проблем в PISA 2012 и 2015: взаимодействие со сложной реальностью // Образовательная политика. 2012. № 6. C. 34-53.
  • Поддьяков А.Н. Атрибуция враждебных и добрых намерений и совладающее поведение // Психологические исследования. 2013. Т. 6. №30.
  • Поддьяков А.Н., Елисеенко А.С. Связи субъективной неопределенности и эффективности решения комплексной проблемы (на материале деятельности управления виртуальной фабрикой) // Психологические исследования. 2013. Т. 6. №28.
  • Poddiakov A., Valsiner J. Intransitivity cycles and their transformations: How dynamically adapting systems function // Qualitative mathematics for the social sciences: Mathematical models for research on cultural dynamics / Ed. by Lee Rudolph. Abingdon, NY: Routledge, 2013. P. 343-391.
  • Поддьяков А.Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей для других субъектов // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. 2012. № 10. С. 1-80.
  • Поддьяков А.Н. Психология счастья и процветания и проблема зла // Нравственные проблемы современного российского общества: психологический анализ / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: ИП РАН, 2012. С. 109-136.
  • Поддьяков А.Н. Матрицы игр человеческого метакапитала: игры на повышение и понижение столяров, грабителей и профессоров // Экономическая социология. 2012. № 3. С. 71-95.
  • Поддьяков А.Н. Особенности совладания с преднамеренно созданными трудностями: возможности эмпирического исследования // Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Вып. 2 / Отв. ред. А.К.Болотова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 104-120.
  • Поддьяков А.Н. Компликология – изучение субъектов и управление ими путём создания трудностей: от биологических механизмов к нравственной рефлексии // Психологические исследования духовно-нравственных проблем / Отв. редакторы А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. С. 435-479.
  • Поддьяков А.Н. Взаимные психологические оценки и взаимодействия исследователя и участника исследования: от сотрудничества до противодействия // Социальная психология малых групп: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского. 25-26 октября 2011 г. М.: МГППУ, 2011. С. 556-560.
  • Поддьяков А. Н. Изменение представлений о непереходности превосходства под влиянием ознакомления с "нетранзитивными" объектами // Современная экспериментальная психология: В 2 т. / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. Т. 2. С. 193-205.
  • Poddiakov A. Didactic objects for development of young children's combinatorial experimentation and causal-experimental thought // International journal of early years education. 2011. Vol. 19. No. 1. P. 65-78.
  • Поддьяков А.Н. Типы противодействия в помогающем поведении // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 3-13.
  • Поддьяков А. Н. Ложь злоумышленнику о местонахождении жертвы и полемика о нравственном принципе правдивости [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 1 (9).
  • Поддьяков А. Н. Типы соотношений интеграции и дифференциации в развивающихся системах // Теория развития: дифференционно-интеграционная парадигма / Сост. Н. И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур, 2009. С. 91-102.

Награды:

  • Почетная грамота Высшей школы экономики (сентябрь 2013)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (ноябрь 2012)
  • Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2007)
  • Лауреат премии «Золотая Вышка – 2005» в номинации «Достижения в преподавательской деятельности»
  • Лучший преподаватель НИУ ВШЭ – 2012
  • 1-е место на Всероссийском конкурсе психологических изданий в номинации «Лучшая монография по психологии - 2007» за книгу «Психология конкуренции в обучении» (М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 231 с.)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»