
Кандидат педагогических наук (по психологии), доктор психологических наук. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Почетный академик Российской академии образования.
Главный научный сотрудник Института психологии РАН.
Основатель и председатель Всесоюзной секции «Психология творчества» Общества психологов СССР.
В 1939 г. поступил на философский факультет Всесоюзного института философии, литературы и истории, и в этом же году был призван в армию, где служил до 1946 г.
В 1946-1951 гг. учился на отделении психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления», в 1972 г. - докторскую диссертацию на тему «Проблемы психологии творчества».
В 1952-1956 гг. работал старшим экскурсоводом и зоопсихологом в «Живом Уголке им. Дурова».
В 1957-1961 гг. - научный редактор отдела педагогики и психологии Издательства АПН РСФСР, подготовил к изданию (1960) фундаментальный двухтомник «Психологическая наука в СССР».
В 1961-1966 гг. работал младшим, а затем старшим научным сотрудником лаборатории психологии детей младшего школьного возраста Института психологии АПH РСФСР.
В 1966-1973 гг. работал в Институте истории естествознания и техники АH СССР.
С 1972 г. работал в Институте психологии АH СССР, сначала старшим, потом ведущим и главным научным сотрудником.
С 1978 г. - основатель и председатель Всесоюзной секции «Психология творчества» Общества психологов СССР.
Был членом Московского методологического кружка.
В дипломной работе Я.А. Пономаревым было проведено исследование решения задач с подсказкой, ставшее классикой советской психологии. В начале 1960-х гг. разрабатывал проблему психодиагностики умственного развития школьников и одновременно изучал проблему интуиции. С начала 1970-х гг. работал над изучением проблем психологии творчества и методологии психологии.
Создатель общей концепции творчества как всякого взаимодействия, ведущего к развитию; творчество - это механизм развития. Психология творчества, по мнению Я.А. Пономарева, должна заниматься изучением взаимодействий человека (субъекта) с любым объектом, приводящих к изменениям в субъекте и в объекте, и самих этих изменений.
Предложил концепцию развития внутреннего плана действий. Распространяя принцип «ЭУС» с индивидуального на общественно-историческое познание, описал 6 этапов развития знания о явлении.
Основные публикации:
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М. 1960.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., Просвещение, 1967
- Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., Политиздат, 1967.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.
- Пономарев Я.А. (ред.) Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения. Сборник научных трудов. Новосибирск, НГУ, 1979.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.
- Пономарев Я.А. (ред.). Исследование проблем психологии творчества. Сборник статей. М., Наука, 1983.
- Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Итоги и перспективы развития психологии творчества // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 4.
- Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова. М., 1988.
- Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.
- Пономарев Я.А. Психология творения. Воронеж, 1999.
Награды:
- орден Отечественной войны и несколько медалей
- орден «Знак Почёта» за достижения в области науки
- Золотая медаль им. В.М. Бехтерева за цикл работ по психологии творчества, проблемам развития интеллекта, методологическим проблемам психологии
- бронзовая медаль ВДНХ за книгу «Психология творчества»
- нагрудный знак «Изобретатель СССР» за внедрение изобретений
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Интервью с А.Н.Поддьяковым о будущем психологии
- Вклад В.С. Мерлина в развитие отечественной конфликтологии (из опыта восстановительной терапии военноослепших)
- Пути развития когнитивной и педагогической психологии: к 100-летнему юбилею научной школы С.Л. Рубинштейна
- О науке и жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами: Н.И.Чуприкова
- Комментарий Д.Б.Богоявленской к статье В.Ф.Венды о филогенезе интеллекта и воспитании интеллектуального креативного таланта
- Вадим Петровский о будущем психологии
- Интервью с Д.В. Ушаковым о будущем психологии
- Неадаптивность как неизбежность
- 50 лет Институту психологии РАН
- 100-летний юбилей Учителя (памяти М.С. Роговина)
- «Теория непрактична, а практика нетеоретична» и другие проблемы психологии
- Эмоциональный интеллект, творчество, креативность: соотношение понятий и практика
- Эволюционный процесс на индивидуальном и социокультурном уровне
- ИП РАН. Творчество в современном мире: человек, общество, технологии
- Преадаптациогенез как направление эволюции развивающихся систем
- К 135-летию Московского психологического общества
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Самые цитируемые российские учёные-психологи