
Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР.
В 1924 г. поступил в Горский педагогический институт (сейчас — Северо-Осетинский государственный университет) на общественно-экономическое отделение, досрочно окончил его в 1927 г., защитил дипломную работу в 1928 г. и был направлен в аспирантуру. В 1929-1930 гг. учился в очной аспирантуре Ленинградского института мозга имени В.М. Бехтерева (окончил досрочно).
В 1940 г. защитил докторскую диссертацию.
С 1925 г., обучаясь на 2 курсе, начал научно-исследовательскую и педагогическую работу по психологии в качестве ассистента.
В 1927 г. в трудах Института была напечатана первая экспериментально-психологическая работа Б.Г. Ананьева. Вуз окончил досрочно, в 1927 году. Дипломную работу защитил в 1928 году и был направлен отборочной комиссией в аспирантуру по психологии.
С 1930 г. начал работать в Ленинградском институте мозга им. В.М. Бехтерева в качестве старшего научного сотрудника отдела психологии, в 1934 г. был назначен заведующим лабораторией психологии воспитания, в 1937-1943 гг. возглавлял отдел психологии.
С 1930 г. преподавал в вузах Ленинграда: Педагогическом институте им. Покровского, Педагогическом институте им. Крупской, Педагогическом институте имени Герцена, Ленинградском театральном институте, Ленинградском институте усовершенствования учителей.
Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 г. вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда в Казани, а затем в Тбилиси вёл психопатологическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.
С ноября 1943 года вновь возвратился в Ленинград, где работал профессором психологии Педагогического института им. Герцена до 1947 года.
В 1944 выбран заведующим кафедрой психологии ЛГУ, возглавлял ее до 1953 г.
В 1945 г. был избран членом-корреспондентом и в 1968 г. - действительным членом АПН СССР.
В 1951-1960 гг. был директором Ленинградского НИИ педагогики и одновременно преподавал на отделении психологии философского факультета ЛГУ.
Создатель концепции и декан (1968-1972 гг.) факультета психологии Ленинградского государственного университета.
В работах Б. Г. Ананьева, выполненных в шестидесятые годы, были поставлены, сформулированы, разработаны многие методологические проблемы, имеющие принципиальное значение для отечественной психологической науки.
Известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны.
Автор системной модели человекознания, в которой были обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Он выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека: индивид, субъект (деятельности), личность, индивидуальность, — и считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.
Одним из первых в СССР Б.Г. Ананьев организовал психологическую службу на основе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.
Учениками Б.Г. Ананьева были А.А. Бодалёв, Л.М. Веккер, Л.А. Головей, Н.В. Крогиус, Н.А Логинова, Б.Ф. Ломов, Е.Ф. Рыбалко, А.Г. Ковалёв и др. Позднее некоторые из них сформировали самостоятельные научные концепции и создали собственные школы.
Основные работы:
- Психология педагогической оценки (1935, переиздано в 1980, 2007)
- Очерки психологии (1945, переиздано в 2007)
- Очерки русской психологии XVIII—XIX веков (1947)
- Психология чувственного познания (1960, переиздано в 2001; издано в ГДР на немецком языке в 1963)
- Теория ощущений (1961).
- Человек как предмет познания (1969, переиздано в 2001)
- Избранные психологические труды (в 2 томах, 1980)
- О проблемах современного человекознания (2001)
- Психология и проблемы человекознания (2005)
- Личность, субъект деятельности, индивидуальность (2008)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева
- Ушла из жизни Валентина Николаевна Куницына
- Особенности семейных ценностей представителей различных поколений
- История психологической науки в России и российская полиментальность
- Как работа психологов в годы Великой Отечественной войны повлияла на развитие и судьбу отечественной психологии
- Легендарный А.М. Зимичев (эссе к юбилею маэстро)
- Психологические проблемы смысла жизни и акме обсудили в ПИ РАО
- Факторы социально-психологической дезадаптации и ценностные ориентации подростков и молодежи
- М.В. Осорина о сенсорных возможностях человеческого тела
- История психологии как история научных проблем: проблемологический подход
- Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов
- Взаимосвязь одиночества и Я-концепции в подростковом возрасте
- Итоги 40-летней истории каузометрии и её перспективы
- Несказанная радость бытия: в диалоге о теле и душе
- Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии
- Сценарии жизни и социальные аксиомы представителей «Информационного» и «Нового» поколений
- Формирование профессиональной идентичности психолога: телесно-двигательный аспект
- Вклад В.С. Мерлина в развитие отечественной конфликтологии (из опыта восстановительной терапии военноослепших)
- Взаимодействие человека и мира в парадигме конфликтологии
- Пути развития когнитивной и педагогической психологии: к 100-летнему юбилею научной школы С.Л. Рубинштейна
- Поздравляем Людмилу Аполлоновну Ясюкову!
- Ментальные репрезентации психических состояний: теоретические и экспериментальные аспекты
- Звездная плеяда юбилеев в российской психологии 2022 года
- Гиперрефлексия как способ взаимодействия с миром: роль, процесс, проявления
- Социальная фрустрированность как фактор психогенеза расстройств психической адаптации
- Развитие идей Н.Н.Обозова обсудили на онлайн-конференции
- Психология в системе Российской академии наук стала темой международной конференции
- Новые страницы истории Петербургской психологической школы
- Особенности конструктивной Я-концепции и условия ее формирования у юных спортсменов
- Определение и виды возраста профессионала
- Идентичность как ресурс выживания
- Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в возрасте поздней зрелости
- Наталию Владимировну Гришину с юбилеем поздравляют друзья, коллеги и ученики
- Интегративный подход и принципы психологии развития человека
- Психология в глобальной науке: современный статус и актуальные задачи развития
- Вклад Е.В. Шороховой в становление и развитие социальной и экономической психологии
- Общие подходы к изучению личности
- Путь к вершине (светлой памяти академика А.А.Деркача)
- Психологическая безопасность консультирующего психолога/психотерапевта
- Советская психология в условиях Великой Отечественной войны
- Поздравляем с Днем Победы!
- Российская психологическая наука в полиментальном мире
- Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы
- Поздравляем Артура Александровича Реана!
- Толерантность к неопределенности и конструирование будущего
- Ленинградские психологи в годы войны
- Психология развития человека: цели психического развития
- 55 лет назад открыты факультеты психологии в МГУ и СПбГУ: как это было?
- Современный клиент/пациент — какой он? Кто сегодня обращается за психологической помощью?
- Проблема деятельности в работах Е.А.Климова и А.Н.Леонтьева
- Ф.М. Достоевский и психология
- 100-летний юбилей Учителя (памяти М.С. Роговина)
- Памяти историка психологии
- Событие как элемент субъективной картины жизненного пути
- Геронтопсихология — наука о будущем
- Психологическая антропология: от истоков в будущее
- О гипотезе нематериальности психики
- Поздравляем с Днем Победы!
- Структурно-динамическая организация переживания субъекта
- Гарник Акопов: «Сознание в эпоху глобализации»
- Слова прощания c Капитолиной Дмитриевной Шафранской
- Отношения в системе «учитель — ученик» в развивающейся школе
- К вопросу о связи понятий «взаимоотношения» и «социально-перцептивный образ»
- «Теория непрактична, а практика нетеоретична» и другие проблемы психологии
- Зарождение интегративной психологии в ленинградской школе профессора Б.Г. Ананьева
- С юбилеем Марию Владимировну Осорину поздравляют друзья и коллеги
- М.В. Осорина рассказала о факультете психологии и своих учителях
- О ленинградских психологах — защитниках родной страны
- Борис Герасимович Ананьев – учёный и защитник Отечества
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Приглашение к диалогу о наследии Е.И Зуева и его системе БЭСТ
- Владимир Николаевич Панферов — ученый и личность
- Разведчик на войне, разведчик в науке
- О трех акме-личностях питерской психологической школы
- В психотерапии сейчас много лишних людей
- Нина Васильевна Кузьмина — доктор психологических наук