16+
Выходит с 1995 года
19 марта 2024

Кто есть кто

Борис Герасимович Ананьев

Борис Герасимович Ананьев

14.08.1907 - 18.05.1972

Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР.

В 1924 г. поступил в Горский педагогический институт (сейчас — Северо-Осетинский государственный университет) на общественно-экономическое отделение, досрочно окончил его в 1927 г., защитил дипломную работу в 1928 г. и был направлен в аспирантуру. В 1929-1930 гг. учился в очной аспирантуре Ленинградского института мозга имени В.М. Бехтерева (окончил досрочно).

В 1940 г. защитил докторскую диссертацию.

С 1925 г., обучаясь на 2 курсе, начал научно-исследовательскую и педагогическую работу по психологии в качестве ассистента.

В 1927 г. в трудах Института была напечатана первая экспериментально-психологическая работа Б.Г. Ананьева. Вуз окончил досрочно, в 1927 году. Дипломную работу защитил в 1928 году и был направлен отборочной комиссией в аспирантуру по психологии.

С 1930 г. начал работать в Ленинградском институте мозга им. В.М. Бехтерева в качестве старшего научного сотрудника отдела психологии, в 1934 г. был назначен заведующим лабораторией психологии воспитания, в 1937-1943 гг. возглавлял отдел психологии.

С 1930 г. преподавал в вузах Ленинграда: Педагогическом институте им. Покровского, Педагогическом институте им. Крупской, Педагогическом институте имени Герцена, Ленинградском театральном институте, Ленинградском институте усовершенствования учителей.

Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 г. вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда в Казани, а затем в Тбилиси вёл психопатологическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.

С ноября 1943 года вновь возвратился в Ленинград, где работал профессором психологии Педагогического института им. Герцена до 1947 года.

В 1944 выбран заведующим кафедрой психологии ЛГУ, возглавлял ее до 1953 г.

В 1945 г. был избран членом-корреспондентом и в 1968 г. - действительным членом АПН СССР.

В 1951-1960 гг. был директором Ленинградского НИИ педагогики и одновременно преподавал на отделении психологии философского факультета ЛГУ.

Создатель концепции и декан (1968-1972 гг.) факультета психологии Ленинградского государственного университета.

В работах Б. Г. Ананьева, выполненных в шестидесятые годы, были поставлены, сформулированы, разработаны многие методологические проблемы, имеющие принципиальное значение для отечественной психологической науки.

Известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны.

Автор системной модели человекознания, в которой были обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Он выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека: индивид, субъект (деятельности), личность, индивидуальность, — и считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

Одним из первых в СССР Б.Г. Ананьев организовал психологическую службу на основе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.

Учениками Б.Г. Ананьева были А.А. Бодалёв, Л.М. Веккер, Л.А. Головей, Н.В. Крогиус, Н.А Логинова, Б.Ф. Ломов, Е.Ф. Рыбалко, А.Г. Ковалёв и др. Позднее некоторые из них сформировали самостоятельные научные концепции и создали собственные школы.

Основные работы:

  • Психология педагогической оценки (1935, переиздано в 1980, 2007)
  • Очерки психологии (1945, переиздано в 2007)
  • Очерки русской психологии XVIII—XIX веков (1947)
  • Психология чувственного познания (1960, переиздано в 2001; издано в ГДР на немецком языке в 1963)
  • Теория ощущений (1961).
  • Человек как предмет познания (1969, переиздано в 2001)
  • Избранные психологические труды (в 2 томах, 1980)
  • О проблемах современного человекознания (2001)
  • Психология и проблемы человекознания (2005)
  • Личность, субъект деятельности, индивидуальность (2008)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»