Кто есть кто
Наталья Борисовна Шумакова
Доктор психологических наук.
Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО. Профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета. Педагог-психолог, научный руководитель междисциплинарного обучения ГБОУ Школа №1569 «Созвездие» г. Москвы.
В 1981 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Вопрос о структуре познавательной активности», в 2007 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения».
С 1990 г. - старший научный сотрудник, с 1999 г. - ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.
С 1992 г. - методист по научной работе гимназии №1569 «Созвездие».
С 2007 г. - профессор кафедры возрастной психологии МГППУ.
Область научных интересов:
- психология одаренности
- условия и факторы развития детской одаренности
- диагностика одаренности
- сравнительный анализ возрастного и функционального развития психики ребенка
- обучение и развитие детей с общей одаренностью в школьных возрастах
Создала и реализовала в практике школьного обучения принципиально новую психолого-педагогическую систему поддержки и развития одаренных детей.
Читает курсы:
- Изучение детской одаренности
- Обучение и развитие одаренных детей
- Развитие творческих способностей одаренных детей
- Обучение одаренных детей
Основные публикации:
- Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. - М.: Знание, 1990. - 78 с.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 334 с.
- Шумакова Н.Б. Психология одаренности: обучение младших школьников. - М.: МИОО, 2005. - 159 с.
- Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2006. - 238 с.
- Шумакова Н.Б. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников: пособие. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.
- Шумакова Н.Б. и др. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. - М.: Просвещение, 2014. - 168 с.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одаренных детей в начальной школе. Ч. 3: методическое пособие к курсу междисциплинарного обучения по программе «Одарённый ребёнок». - М.: Перспектива, 2017. - 99 с.
- Шумакова Н.Б. Психология одаренности: творческое междисциплинарное обучение младших школьников: методическое пособие для учителей. - М.: Перспектива, 2018. - 167 с.
- Шумакова Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды // Вопросы психологии. 1986. №1. С. 53-59.
- Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьников / под ред. А.М.Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. С. 10-34.
- Шумакова Н.Б. Развитие одаренности детей в младшем школьном возрасте в условиях экспериментального обучения // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. №1. С. 44-49.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 27-32.
- Shoumakova N. Study of student's curiosity // A Journal on Gifted Education. 1992. Vol. 14, No. 4, May. P. 197.
- Kaplan S., Shoumakova N. Learning side-by-side: The International Curriculum Project // Journal on Gifted Education. 1992. Vol. 14, No. 4, May. P. 193-196.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 34-43.
- Шумакова Н.Б. Что нужно знать для того, чтобы правильно построить обучение одаренных учащихся // Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться. М., 1998. С. 68-83.
- Scheblanova E., Shoumakova N. Identification for Gifted Education Programs in Russia // Communicator. California Association for the Gifted. 2000. Vol. 31, No. 2. P. 32-34.
- Шумакова Н.Б. Как можно учить одаренных детей младшего школьного возраста // Начальная школа: плюс - минус. 2000. №3. С. 42-46.
- Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения // От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников (из опыта работы школы №1624 «Созвездие» по междисциплинарной программе «Одаренный ребенок»). М.: ЮОУО, 2002. С. 5-11.
- Шумакова Н.Б. Проблема обучения детей с общей одаренностью // Одаренность: Рабочая концепция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2002. С. 84-92.
- Шумакова Н.Б. Актуальные проблемы обучения и развития детей с общей (умственной) одаренностью // Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003. С. 82-90.
- Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей // Вопросы психологии. 2004. №2. С. 119-127.
- Шумакова Н.Б. Лонгитюдное исследование развития одаренности школьников // Московская психологическая школа: история и современность: В 3 т. / под ред. В.В. Рубцова. Т. I, Кн. 2. М.: ПИ РАО, МГППУ. 2004. С. 132-140.
- Шумакова Н.Б. Почему так трудно быть пятиклассником // Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления. Выпуск 2. М.: Центр «Школьная книга», 2004. С. 81-86.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одаренных детей младшего школьного возраста // Одаренный ребенок. 2004. № 5. С. 98-103; 106-109.
- Шумакова Н.Б. Принципы построения и реализации программы обучения для одаренных детей // Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / под ред. А.М. Матюшкина. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С. 127-148.
- Шумакова Н.Б. Обучение одаренных детей и проблема возраста // Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / под ред. А.М. Матюшкина. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С. 149-167.
- Шумакова Н.Б. Развитие познавательных процессов в технологии творческого междисциплинарного обучения // Развитие познавательных процессов в образовательных технологиях. Современное образование: стратегия управления. №3. М.: ИД «ГЕНЖЕР», 2006. С. 62-68.
- Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности // Начальная школа плюс До и После. 2006. №10. С. 3-9.
- Шумакова Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одаренности детей школьного возраста // Психология обучения. 2007. №2. С. 4-19.
- Шумакова Н.Б. Развитие идей А.М.Матюшкина в теории и практике обучения одаренных детей // Психология и школа. 2008. №1. С. 11-17.
- Шумакова Н.Б. От вопроса «чему учить» одаренного ребенка к вопросу «как» учить // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика / под ред. Л.И. Ларионовой. Иркутск, 2009. С. 585-595.
- Шумакова Н.Б. Развитие познавательных интересов и исследовательских способностей младших школьников в системе творческого междисциплинарного обучения // Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник. В 2 т. / Под общ. ред. А.С. Обухова. Т. 1.: Теория и методика. - М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. С. 71-74.
- Шумакова Н.Б. Развитие одаренного ребенка как психологическая и педагогическая проблема // Другое детство: Сборник научных статей. М.: МГППУ, 2009. С. 26-38.
- Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2012. №4.
- Shoumakova N. An International Reach // Conceptual Foundations. Network Newsletter. 2012. Vol. 20. Issue 2. Pp. 14-15.
- Шумакова Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одаренности младших школьников // Начальная школа: плюс до и после. 2013. №5. С. 3-7.
- Шумакова Н.Б. Обычные проблемы необычных детей // tochkapsy.ru
- Шумакова Н.Б., Рыжова Е.А. Креативность младших школьников с разными видами одаренности // У истоков развития: Сборник научных статей / под ред. Л.Ф.Обуховой, И.А. Корепановой. - М.: МГППУ, 2013. С. 159-168.
- Шумакова Н.Б., Богпомочева О.А. Роль исследовательской активности в становлении образа мира у одаренных подростков // Вопросы психологии. 2015. №3. С. 30-38.
- Шумакова Н.Б. Учительские оценки креативности школьников и «эффект Пигмалиона» // Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования. XI Международная научно-практическая конференция. М., 2015. С. 296-300.
- Шумакова Н.Б. Креативность и самооценка в период перехода учащихся из начальной в среднюю школу // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. №4. С. 53-62.
- Шумакова Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. №4. С. 108-117.
- Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. №1. С. 1-7.
- Шумакова Н.Б. «Подводные камни» профессионального самоопределения одаренных подростков и их сверстников // Сборник статей «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты» / под ред. Л.М. Митиной. М.: Перо, 2018. С. 65–68.
- Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. №1. С. 57-69.
- Вучичевич Б., Шумакова Н.Б. Интеллектуальное развитие младших школьников и способы выполнения задания методики Выготского — Сахарова // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. №4. С. 63-71.
- Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. №3. С. 110-123.
- Шумакова Н.Б. Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. №1. С. 34-46.
- Шумакова Н.Б. К вопросу профессиональной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. №2. С. 97-105.
- Ориентация на будущее одаренных младших школьников: ближние и дальние цели // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. №1. С. 3-19.
- Шумакова Н.Б. Дистанционное обучение одаренных школьников глазами педагога // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021. С. 60-63.
- Шумакова Н.Б. Познавательные предпочтения у интеллектуально одаренных подростков // Психология творчества и одаренности. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 2021. С. 168-172.
- Шумакова Н.Б., Белова Е.С. Образовательная микросреда как условие развития одаренности в старшем дошкольном возрасте // Образовательный вестник Сознание. 2021. Т. 23. № 1. С. 4-11.
- Шумакова Н.Б., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Учебная мотивая младших школьников с разным уровнем интеллектуальных способностей // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 3 (56). С. 169-179.
- Белова Е.С., Шумакова Н.Б. Возможности использования цифровых технологий для познавательного развития старших дошкольников: позиция родителей // Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках. Материалы международного конгресса по культурно-исторической психологии, посвященного памяти Ж. М. Глозман. Новосибирск, 2022. С. 36-44.
- Белова Е.С., Шумакова Н.Б. Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников // Современное дошкольное образование. 2022. № 6 (114). С. 42-53.
- Струнгис И.Г., Шумакова Н.Б., Ющенко М.Е. Творческое междисциплинарное обучение старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателя / под ред. Н.Б. Шумаковой. М., 2022.
- Шумакова Н.Б. Интеллектуально одаренные пятиклассники: нужна ли практика обогащенного обучения в начальной школе? // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 3. С. 61-77.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Сорокова М.Г. «Климат в классе» - стандартизация русскоязычной версии модифицированного опросника «Школьный климат» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 2. С. 231-256.
Награды:
- Лауреат премии Президента РФ за вклад в создание и внедрение междисциплинарной технологии поддержки и развития в обучении интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей для общеобразовательных школ (1998)
- Отличник народного просвещения
- медаль имени Г.И. Челпанова (II степени)
- Серебряный знак «Пси»
- Почетный знак «Золотая Пси»
- «Рабочая концепция одаренности», печатное издание (в номинации «Проект года в психологической практике», 2003 г.), номинант
- Анастасия Захаровна Ченцова, 10.12.2020