16+
Выходит с 1995 года
14 апреля 2024

Кто есть кто

Елена Игоревна Щебланова

Елена Игоревна Щебланова

Москва

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник.

Заведующая лабораторией психологии одаренности Психологического института РАО.

Член диссертационных советов при ПИ РАО и МГППУ.

Член Российского психологического общества, Европейского Совета по высоким способностям (ECHA, в 2006-2010 гг. избиралась членом Генерального комитета).

В 1970 году окончила биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Физиология», специализация «Физиология высшей нервной деятельности». В том же году поступила на работу младшим научным сотрудником в лабораторию «Психология мышления и речи« НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сегодня Психологический институт РАО).

В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Региональная избирательность ЭЭГ активации как показатель мыслительной деятельности». В 2006 году - докторскую диссертацию на тему «Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте».

С 1988 г. работает в лаборатории психологии одаренности ПИ РАО, с 2004 г. заведует этой лабораторией. Является руководителем и исполнителем многих научно-исследовательских проектов, получивших поддержку РГНФ и других фондов.

Преподавала на кафедре дифференциальной психологии факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

В итоге выполнения международного лонгитюдного исследования общей одаренности школьников Е.И. Щеблановой разработаны, теоретически и экспериментально обоснованы структурно-динамическая модель одаренности и системная технология психологической диагностики, направленная на поиск и выявление одаренных учащихся, мониторинг и прогноз развития их одаренности в течение всего периода школьного обучения.

Научные интересы:

  • психология одаренности и ее развитие в детском и школьном возрасте
  • личностные особенности одаренных детей
  • психологические трудности одаренных детей и подростков в учении, общении, поведении и социализации, причины этих трудностей и подходы к их преодолению

Читает курсы:

  • Одаренный ребенок
  • Диагностика одаренности
  • Диагностика психологических особенностей одаренных детей
  • Одаренные дети с двойной исключительностью

Основные публикации: более 200 работ, в том числе

  • Щебланова Е.И. и др. Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы. М.: ПИ РАО; Самара: ИД «Бахрах», 2022. 276 с.
  • Щебланова Е.И., Петрова С.О. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. №4. С. 97-106.
  • Щебланова Е.И. Психолого-педагогическая оценка одаренности младших школьников: Проблема выявления одаренных детей в начале школьного обучения // Дарын. Журнал Казахстан Республикасы Медениет, 2014. №1. С.48-66.
  • Щебланова Е.И., Петрова С.О. Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы // Психологические исследования. 2014. Т. 7. №38.
  • Щебланова Е.И. Взаимосвязи когнитивных способностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных учащихся младших и средних классов // Вопросы психологии. 2013. №1. С. 13-23.
  • Щебланова Е.И., Цой А.Б. Социально-психологическая адаптация одаренных учащихся с разными видами интеллектуальных способностей // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 31. С. 7.
  • Моросанова В.И., Щебланова Е.И., Бондаренко И.Н., Сидиков В.А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции, учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2013. №3. С. 18-32.
  • Щебланова Е. И. Структура и динамика общей одаренности детей в школьном возрасте. Лонгитюдное исследование. Saabrucken (Germany): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 316 c. на русском языке.
  • Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 245 с.
  • Белова Е.С., Щебланова Е.И. Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 2(16).
  • Щебланова Е.И., Шумакова Н.Б. Одаренность как психологическая система: выявление и развитие в школьном возрасте // Мир психологии. 2011. №1. С. 150-161.
  • Петрова С.О., Щебланова Е.И. Соотношение вербальных и невербальных способностей у школьников с высокой общей одаренностью // Теоретическая и экспериментальная психология, 2010. №3. С. 5-18.
  • Белова Е.С., Щебланова Е.И. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Вопросы психологии. 2010. №6. С. 14-23.
  • Щебланова Е.И. Проблема гендерных различий в психологии одаренности // Теоретическая и экспериментальная психология, 2008. Т. 1. №1. С. 56-66.
  • Sheblanova E., Barsky Ph. Gifted and Talented in Russia // 2008 International symposium on public policy in gifted education: focusing on disadvantaged students, Seoul: Metropolitan office of education, 2008. P. 205-2014.
  • Щебланова Е.И. Психологическая оценка одаренности детей как необходимый компонент обучения // Одаренный ребенок: особенности обучения / Под редакцией Н.Б. Шумаковой М.: Просвещение, 2006. С. 12-33.
  • Щебланова Е.И. Что нужно знать учителю о диагностике одаренных // Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. Ред. Л.В. Попова, В.И. Панов. Астана: Дарын, 2006. С. 31-38.
  • Щебланова Е.И. Диагностика творческого мышления школьников с помощью тестов Торренса. Диагностические показатели одаренности младших школьников // Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. С. 34-75.
  • Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 368 с.
  • Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Щебланова Е.И. Исследование способностей и одаренности в начале XX века // Московская психологическая школа. История и современность. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 58-69.
  • Щебланова Е.И. Лонгитюдное исследование развития одаренности школьников // Московская психологическая школа. История и современность. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 132-140.
  • Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников // Вопросы психологии. 2003. №3. С. 132-145.
  • Scheblanova E. The dynamics of cognitive and non-cognitive personality indicators of giftedness in younger schoolchildren // Russian education and society (Boston). 2000. Vol. 42. № 5. P. 5-27.
  • Scheblanova E., Shoumakova N. Identification for gifted education programs in Russia // Communicator. California association for the gifted. 2000. Vol. 31. №2. P. 32-33.
  • Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. 1999. №6. С. 36-47.
  • Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. 1998. №4. С. 111-122.
  • Flanagan C.A., Bowes J.M., Csapo B., Scheblanova E. Ties that bind: Correlates of adolescents' civic commitments in seven countries // Journal of Social Issues. 1998. Vol. 54. P. 457-475.
  • Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К.А., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 97-107.
  • Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления. Пособие для школьных психологов. М.: Соборъ, 1996.
  • Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Пособие для школьных психологов. М.: Интор, 1995.
  • Аверина И.С., Щебланова Е.И., Задорина Е.Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей. Пособие для школьных психологов. Обнинск: Принтер, 1995.
  • Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 27-32.
  • Аверина И.С., Щебланова Е.И., Перлет К. Адаптация Мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопросы психологии. 1991. №5. С. 173-177.
  • Perleth C., Averina I., Scheblanova H. Measuring intelligence in gifted German and Russian students: results of a cross-cultural project. Munich: University of Munich, Institute of educational psychology and psychological diagnostics, 1991.

Награды:

  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, 1998
  • Медаль «Ветеран труда», 2001
  • Почетная грамота Российской академии образования, 2004, 2012
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2007
  • Почетный знак РАО «Серебряная Психея», 2011
  • Медаль Челпанова I степени за вклад в развитие психологической науки, 2014

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»