16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024

Кто есть кто

Владимир Дмитриевич Шадриков

Владимир Дмитриевич Шадриков

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный работник науки и техники РФ. Почетный профессор ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Белгородского технологического университета им. Шухова.
Патриарх российской психологии.

Научный руководитель научно-учебной лаборатории психологии способностей, профессор-исследователь департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Член Ученого совета НИУ ВШЭ. Профессор кафедры психологии младшего школьника Института детства Московского педагогического государственного университета. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.

Руководитель секции психологии способностей Российского психологического общества. Член Президиума Федерации психологов образования России.

Член ряда общественных академий, член редколлегий ведущих психологических изданий и журналов, в том числе «Вопросы психологии», «Психологический журнал» РАН, «Ярославский педагогический вестник», «Здоровье и образование в XXI веке».

Лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна РАН.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2026Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2019-2023).

В 1962 году окончил физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского.

По окончании вуза работал учителем в среднюю школу поселка Эвенск Магаданской области. Затем он трудился директором вечерней (сменной) школы рабочей молодежи в том же поселке, инспектором районного отдела народного образования.

В 1965 году В.Д. Шадриков поступил в аспирантуру ЯГПИ по кафедре психологии, которую успешно окончил с защитой кандидатской диссертации в области психологии труда и инженерной психологии. После аспирантуры был оставлен на преподавательской работе в должности старшего преподавателя кафедры психологии.

В 1970 году Владимир Дмитриевич получил приглашение на работу во вновь создаваемый Ярославский государственный университет. Здесь он последовательно занимал должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, проректора по учебной работе. Под его руководством и при непосредственном участии проходило становление психологического факультета, который в короткие сроки вошел в тройку ведущих в стране (наряду с факультетами психологии МГУ и ЛГУ). В.Д. Шадриков внес также существенный вклад в организацию учебной работы университета, определив его развитие в этом направлении на много лет вперед.

Преподавательскую работу Владимир Дмитриевич успешно сочетал с научной деятельностью. За период работы в университете им была подготовлена и защищена в Ленинградском госуниверситете докторская диссертация на тему «Системный подход в психологии производственного обучения» (1977).

Основу диссертационного исследования составила теоретическая концепция системогенеза деятельности, которая в дальнейшем нашла широкое подтверждение в теоретических, эмпирических и экспериментальных исследованиях. На основе данной концепции было подготовлено несколько докторских диссертаций. В настоящее время по концепции системогенеза деятельности регулярно проводятся Российские научные конференции. Данная концепция стала одним из факторов формирования Ярославской психологической школы. За работы, выполненные в этот период, в 1982 году В.Д. Шадриков был избран членом-корреспондентом АПН СССР.

В 1982 году Владимир Дмитриевич Шадриков назначается ректором Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. На этом посту он внес существенный вклад в развитие вуза, совершенствование всех сторон его деятельности.

В 1985 году В.Д. Шадриков получает приглашение в Москву на должность заместителя министра просвещения СССР. В дальнейшем он занимал должности первого заместителя председателя Госкомитета СССР по образованию — министра СССР (1988—1991), заместителя министра образования РФ (1991—2001). На этих постах Владимиром Дмитриевичем внесен существенный вклад в развитие общего среднего образования, при его участии в школах был введен новый предмет «Информатика», базисный учебный план как основа построения учебного процесса, его индивидуализации. Впервые был проведен конкурс школьных учебников, на основе которого в педагогическую практику были рекомендованы несколько учебников по одному и тому же предмету на выбор учеников и учителя. Владимир Дмитриевич участвовал в подготовке Первого (и единственного) съезда работников образования СССР; его решения легли в основу демократизации системы образования в стране. При участии В. Д. Шадрикова был проведен первый общесоюзный конкурс «Учитель года».

В этот же период он активно занимался вопросами организации педагогической науки. В должности исполняющего обязанности Президента АПН СССР (1989—1990) под его руководством была проведена значительная работа по реорганизации деятельности Академии.

В области высшего профессионального образования в 1991—2001 годах под руководством и при участии В.Д. Шадрикова была создана отечественная система государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, служба лицензирования, аттестации и аккредитации высших учебных заведений, разработан классификатор специальностей и направлений подготовки, внесены существенные изменения в правовое и экономическое положение вузов. Впервые Указом Президента РФ высшим учебным заведениям были переданы в оперативное управление учебные здания, оборудование, земля, они были освобождены от всех налогов.

Владимир Дмитриевич участвовал в разработке законов «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), национальной доктрины развития образования (1999).

В этот период приоритетной сферой научных интересов В.Д. Шадрикова были теоретические и практические аспекты изучения и развития способностей человека. На основе проведенных исследований им были определены эффективные методы развития способностей, их диагностика, предложены пути использования вычислительной техники в психодиагностических и профориентационных процедурах.

В трудах по общей и педагогической психологии разработал теорию освоения профессии как процесса формирования психологической функциональной системы деятельности. Выявил ее компонентный состав и закономерности генезиса, указал на неаддитивность ее структурных элементов, а также на оперативность и неравномерность их развития. Опираясь на идеи Л.С. Выготского, П.К. Анохина, Б.Г. Ананьева и на экспериментальные работы, предложил рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психическое функции. На этой основе Шадриковым предложены общие принципы диагностики способностей и обоснован «метод развертывания мнемической деятельности». Разрабатывает теоретические проблемы образования, в их числе: взаимосвязи общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции; принципы и пути индивидуализации содержания образования в условиях массовой школы.

После завершения государственной службы В.Д. Шадриков использовал свой административный опыт и научные знания для организации факультета психологии в Государственном университете — Высшей школе экономики. Был научным руководителем факультета психологии ГУ-ВШЭ, директором Института содержания образования ГУ-ВШЭ.

Под руководством Владимира Дмитриевича выполнен ряд государственных проектов, связанных с разработкой государственных образовательных стандартов, совершенствованием системы лицензирования и аккредитации, модернизацией педагогического образования. Им подготовлены и изданы две монографии, вносящие значительный вклад в понимание сущности человека и развитие его способностей.

В 1990 году В.Д. Шадриков был избран действительным членом АПН СССР.

Член Президиума Российского психологического общества (до 2022 г.).

Под руководством Владимира Дмитриевича подготовлено 11 докторских и 53 кандидатские диссертации.

Автор более 200 научных работ, из них — 15 монографий.

В.Д. Шадриков удостоен звания «Заслуженный работник высшей школы РФ». Лауреат премий Президента РФ (1999) и Правительства РФ (2005), Премии имени С.Л. Рубинштейна Российской академии наук (совместно с В.Н. Дружининым) — за цикл работ по психологии способностей (1996). Награжден орденами Почета (2002, за разработку государственных стандартов ВПО), Св. благоверного князя Даниила Московского, медалями им. Н.К. Крупской (1989), им. К.Д. Ушинского (1989), им. А.С. Макаренко (1990), им. В.В. Давыдова (2020), Золотой медалью «За достижения в науке» Российской академией образования (2007), имеет другие знаки отличия.

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»