Кто есть кто
Алексей Николаевич Леонтьев
Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член Академии педагогических наук СССР. Почетный доктор Парижского и Будапештского университетов. Почетный член Венгерской академии наук.
Советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Создатель теории деятельности.
Основатель и первый декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Окончил факультет общественных наук МГУ, среди его учителей того времени Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет.
По окончании университета работал в Психологическом институте вместе с Н.А. Бернштейном, А.Р. Лурией, П.П. Блонским, Л.С. Выготским.
С конца 1931 г. — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.
В 1933-1938 гг. — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.
С 1941 г. — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1943 г. заведовал научной частью в восстановительном госпитале.
С 1947 г. - член-корреспондент, с 1950 г. - действительный член АПН РСФСР, с 1968 года — АПН СССР. В 195-0-1957 гг. - академик-секретарь Отделения психологии, в 1959-1961 гг. - вице-президент АПН.
С 1951 г. — заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ.
В 1966 г. основал и стал первым деканом факультета психологии МГУ.
В 1976 г. открыл на факультете лабораторию психологии восприятия, действующую по сегодняшний день.
Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Создатель теории деятельности.
С 1925 г. под руководством Л.С. Выготского работал над проблемами культурного развития памяти (книга «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций» была издана в 1931 г.).
Один из лидеров Харьковской психологической школы. Харьковская психологическая группа под его руководством известна плеядой исследований детского развития, игры, саморегуляции на основе анализа становления психических процессов ребёнка как субъекта деятельности.
Докторская диссертация 1940 г. была посвящена развитию психики в филогенезе (книга «Проблемы развития психики»). А. Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий этого развития (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта) и обосновал критерии анализа психики и сознания.
С 1960-х г. исследовал проблемы личности, обобщив свои идеи в монографии «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). В это же время занимался проблемами восприятия, обосновывал систему категорий для анализа сознания: чувственная ткань, предметное значение и личностный смысл.
Основные работы:
- Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. — М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931
- Восстановление движения. — М., 1945 (соавт.)
- К вопросу о сознательности учения, 1947
- Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. — М., 1947. — Вып. 7.
- Очерк развития психики. — М., 1947
- Анализ системного строения восприятия: Сообщение V: О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3 (соавт.)
- Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948
- Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М., 1950
- Умственное развитие ребёнка. — М., 1950
- Проблемы развития психики. — М., 1959; 4-е изд. 1981
- О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1
- Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960, № 6
- Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (в соавт.)
- Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1973
- Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977
- Воля. - 1978
- Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии, 1979, № 3
- Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопросы психологии, 1986, № 4
- Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990 (соавт.)
- Лекции по общей психологии. - 2000
Награды. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976).