18+
Выходит с 1995 года
1 декабря 2024

Кто есть кто

Александр Романович Лурия

Александр Романович Лурия

16.07.1902 - 14.08.1977

Доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, профессор. Действительный член (академик) Академии педагогических наук РСФСР и Академии педагогических наук СССР.

Иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики. Почетный член ряда зарубежных психологических обществ: британского, французского, швейцарского, испанского. Почетный доктор университетов Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия).

Патриарх российской психологии (Профессиональные итоги XX столетия, 2000).

В 1921 г. окончил Казанский университет, в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт.

В 1921-1934 гг. вел научные исследования и преподавал в Казани, Москве, Харькове.

В 1922-1930 гг. — член Русского психоаналитического общества.

В 1931-1934 гг. руководил Сектором психологии Украинской психоневрологической академии в Харькове.

С 1933 г. работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы: Медико-биологическом институте (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзном институте экспериментальной медицины, Московском государственном педагогическом дефектологическом институте, Научно-практическом институте специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (в 1929-1934 гг. — Экспериментальный дефектологический институт), Институте нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко.

Во время ВОВ, до конца 1944 г., руководил крупным нейрохирургическим эвакогоспиталем в Челябинской области.

С конца 1944 г. — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н.Н. Бурденко.

С 1945 г. — профессор, в 1966-1977 гг. — заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.

Внёс важный вклад в развитие различных областей психологии, таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

В 1930-х гг. фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине.

В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских гештальт-психологов.

А.Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внёс в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Один из основателей нейропсихологии. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения — в годы войны Лурия и группа его сотрудников организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.

Основные публикации:

  • Психоанализ как система монической психологии. М., 1925 (в сборнике «Психология и марксизм»)
  • Речь и интеллект в развитии ребёнка. М., 1927
  • Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. М., 1930 (в соавт. с Л.С. Выготским)
  • Учение об афазии в свете мозговой патологии. М., 1940
  • Травматическая афазия. М., 1947
  • Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948
  • Речь и развитие психических процессов у ребёнка. М., 1956 (в соавт. с Ф.Я. Юдович)
  • Умственно отсталый ребёнок. М., 1960
  • Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962, 2-е изд. 1969
  • Мозг и психические процессы. Т. 1. М., 1963; Т. 2. М., 1970
  • Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966
  • Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). М., 1968, 2019
  • Психология как историческая наука. 1971
  • Основы нейропсихологии. M., 1973
  • Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974
  • Нейропсихология памяти. Т. 1. М., 1974; Т. 2. М., 1976
  • Основные проблемы нейролингвистики. М., 1976
  • Язык и сознание. М., 1979
  • Потерянный и возвращённый мир
  • Культурные различия и интеллектуальная деятельность
  • Этапы пройденного пути. Научная автобиография. М., 2001
  • Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. М., 2002
  • Лекции по общей психологии. СПб, 2007
  • Психологическое наследие. М., 2003

Награды:

  • Орден Трудового Красного Знамени за научно-практическую работу в годы войны
  • лауреат премии имени М. В. Ломоносова I степени за труды по нейропсихологии (1967)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»