Кто есть кто
Сергей Леонидович Рубинштейн
Доктор педагогических наук. Член-корреспондент Академии наук СССР. Действительный член (академик) АПН РСФСР.
Заведующий сектором психологии Института философии АН СССР.
Член редколлегии журнала «Вопросы психологии».
После окончания Ришельевской гимназии поступил во Фрайбургский университет, но через год перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году.
В 1914 г. защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации) и в учёном звании профессора.
В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях.
В 1919 г. был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это время переименовали в Одесский институт народного образования (ИНО)), в 1921 г. был избран на должность профессора кафедры психологии, с 1928 г. - внештатный профессор.
C 1922 г. - директор Одесской научной библиотеки.
В 1930 г. возглавил вспомогательную кафедру психологии отделения педологии ЛГПИ им. Герцена (Ленинград).
В разные годы преподавал также в ЛИФЛИ, читал курс психологии на кафедре физиологии труда ЛГУ. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики.
В 1939 г. был выдвинут депутатом Ленсовета.
Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г., участвовал в его обороне.
Когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны, с марта по октябрь 1942 г. жил и работал в Кисловодске.
В 1942-1945 гг. - профессор кафедры психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Организатор и первый заведующий кафедрой психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском факультете и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете МГУ.
В 1942-1945 гг. - директор Института психологии АН СССР.
В 1945 г. организовал и возглавил сектор психологии Института философии АН СССР.
В 1943 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
В 1949 г. в ходе кампании по борьбе с космополитизмом освобожден от руководящих должностей заведующего кафедрой психологии МГУ и заведующего сектором психологии Института философии АН СССР, но при этом был оставлен в штате обеих этих организаций.
В 1953 г. участвовал в организации первого послевоенного профильного издания психологов в стране — журнала «Вопросы психологии», входил в первый состав редакционной коллегии.
В 1956 г. возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии.
В 1957 г. С.Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни.
В 1959 г. был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР.
Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей.
Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930 г.
С.Л. Рубинштейн положил начало крупной научной философско-психологической школы. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии. В 1930-е гг. содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками.
Последние несколько лет своей жизни посвятил разработке концепции человека. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни Рубинштейн видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.
Основные публикации:
- Принцип творческой самодеятельности. 1922
- Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Советская психотехника. 1934. Т. VII. №1. С. 3-21; перепубликация: «Вопросы психологии». 1983. №2. С. 8-24
- Основы психологии: учебник для университетов. 1935
- Основы общей психологии: учебник для университетов. 1940; 1946; 1989; 2009
- Пути и достижения советской психологии // Вестник АН СССР. 1945. №4
- Бытие и сознание. 1957
- О мышлении и путях его исследования. 1958
- Принципы и пути развития психологии. 1959
- Проблемы общей психологии (сборник статей разных лет и посмертная публикация рукописи «Человек и мир»). 1973
Награды:
- первый советский психолог — лауреат Сталинской премии в категории «Философские науки» за работу «Основы общей психологии» (1942)
- в 1959 г. был номинирован на Ленинскую премию, но не успел ее получить
- орден Трудового Красного Знамени (1945)
- медали