18+
Выходит с 1995 года
10 декабря 2024

Кто есть кто

Ирина Валерьяновна Черемисова

Ирина Валерьяновна Черемисова

Рязань

Доктор психологических наук, доцент.

Профессор кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии и пробации Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России. Член диссертационного совета при Волгоградском государственном университете.

Член International Organization of Psychophysiology (IOP)

В 1989 г. окончила Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева-Полянского по специальности «Учитель музыки и пения», в 1993 г. - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «Практическая психология для системы образования».

В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства», в 2011 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе».

В 2003-2006 гг. работала в должности психолога в средней общеобразовательной школе № 103 г. Нижнего Новгорода, дневном неврологическом стационаре МЛПУ «Детская городская поликлиника № 39» Советского района г. Нижнего Новгорода.

В 2004-2008 гг. работала доцентом кафедры дошкольного образования Нижегородского института развития образования.

В 2006-2008 гг. работала доцентом Нижегородского филиала Института бизнеса и политики.

В 2008-2012 гг. – доцент Волжского гуманитарного института (филиала) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

В 2012 г. возглавила вновь открытую кафедру психологии ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры».

В 2015-2019 гг. работала в Волгоградском государственном университете: профессор, заведующая кафедрой психологии Института истории, международных отношений и социальных технологий.

С 2019 г. преподает в Академии ФСИН России.

Область научных интересов: 

  • психология развития творческой личности 
  • психология имиджа
  • психология элитарности
  • психологические закономерности музыкального воздействия на человека, музыкальная психотерапия
  • психология массовых коммуникаций. 

Разработала концепцию музыкально-творческого развития личности на основе авторского эстетико-семиотического подхода, обеспечивающего психологическую готовность личности к творческой деятельности на всех ступенях образования, во всех возрастных категориях.

В процессе работы в ГОУ ДПО НИРО разработала учебную программу новой специальности профессиональной переподготовки «Преподаватель дошкольного и домашнего образования (гувернёр)». Руководила экспериментальными площадками НИРО на базе Прогимназии № 117 по теме «Проблема преемственности дошкольного и начального звена образования»; муниципального образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида № 39 г. Нижнего Новгорода по «Психолого-педагогические условия обеспечения преемственности дошкольного и начального звена образования для детей с проявлениями асоциального поведения» (2006-2008).

В 2012 г. разработала программу развития Муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский институт искусств имени П.А. Серебрякова».

Читает курсы:

  • Общая психология
  • Педагогическая психология
  • Методика преподавания психологической науки

Принимает активное участие в программах курсов повышения квалификации для сотрудников Волгоградской областной Думы, Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Администрации городского округа – г. Волжский, Волжской городской Думы; для сотрудников ВГАФК; в рамках Программы «Резерв» – подготовки и повышения квалификации управленческих кадров Волжского трубного завода; в работе методического объединения «Школа кураторов», в работе «Детского университета» ВГИ (филиала) ВолГУ.

Ведет семинары и тренинги:

  • «Этика деловых отношений»
  • «Диагностика и развитие компетентности педагога в межличностном общении в условиях ДОУ»
  • «Проблема развития самосознания детей дошкольного возраста»
  • «Материнская школа» по проблемам подготовки подростков к будущей семейной жизни
  • «Психологический аспект сексуальных взаимоотношений мужчины и женщины»
  • «Здоровая женщина - здоровая семья»
  • «Папа+Мама+Я=Счастливая семья!» для родителей.
  • «Психологические технологии противодействия коррупции в профессиональной деятельности»

Основные публикации: более 100 научных работ, в том числе

  • Психологические особенности управления учебно-воспитательным процессом: учебное пособие / И.В. Черемисова. - Ульяновск: Зебра, 2023. - 48 с.
  • Педагогическая психология: актуальные проблемы, новые подходы: учебное пособие / И.В. Черемисова. - Ульяновск: Зебра, 2023. - 193 с.
  • Общая психология: структура компьютерной презентации: учебное пособие / И.В. Черемисова. - Ульяновск: Зебра, 2023. - 182 с.
  • Элитная личность будущего офицера: эстетико-семиотический подход к развитию в образовательном процессе: монография / Д.О. Кулешов, И.В. Черемисова. - Ульяновск: Зебра, 2023. - 194 с.
  • Виктимологическая безопасность сотрудников УИС: превенция виктимного поведения в пространстве высшего образования: монография / Д.П. Паулкина, И.В. Черемисова. - Ульяновск: Зебра, 2023. - 190 с.
  • Творческое развитие личности на занятиях оздоровительным плаванием: монография / Е.А. Никулова, И.В. Черемисова. - Ульяновск: Зебра, 2023. - 200 с.
  • Психологические условия эффективности полового воспитания в образовательном процессе: учебное пособие / И.В. Черемисова. - Ульяновск: Зебра, 2022. - 49 с.
  • Девиантное поведение личности и группы: коллективная монография / Черемисова И.В. и др. - Ульяновск: Зебра, 2021. - 136 с.
  • Конкурентоспособность личности: эстетико-семиотический подход к развитию в образовательном процессе: монография / И.В. Терелянская, И.В. Черемисова. - Ульяновск: Зебра, 2021. - 237 с.
  • Психолого-педагогические условия повышения эффективности кружковой работы с осужденными в исправительных учреждениях : практические рекомендации / М.И. Кузнецов, И.В. Черемисова. - Рязань: ИП Коняхин А. В., 2020. - 16 с.
  • Психология сексуальности: тексты и задания для самостоятельной работы: учебно-методическое пособие / И.В. Черемисова. - Волгоград: Волгоградский гос. ун-т, 2019. - 224 с.
  • Вторичная музыкальная личность в пространстве элитарного образования: эстетико-семиотический подход: монография / И.В. Черемисова. - Ульяновск: Зебра, 2019. - 235 с.
  • Семья третьего тысячелетия: кризис или эволюция: материалы Международной научно-практической конференции, г. Волгоград, 1-2 ноября 2018 г. / отв. ред. И.В. Черемисова. - Волгоград : ВолГУ, 2018. - 238 с.
  • Психология подросткового возраста: учебно-методическое пособие / И.В. Черемисова, Д.А. Рева. - Волгоград: Изд-во ВолГу, 2017. - 204 с.
  • Психология победы и высших достижений в спорте : учебное пособие / И.В. Черемисова. - Волгоград : Издательство ВолГУ, 2016. - 124 с.
  • Методические рекомендации обучающимся по подготовке к государственному итоговому экзамену по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика») / И.В. Черемисова, О.В. Люсова, В.А. Балуева. Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015. – 46 с.
  • Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению выпускной квалификационной работы для обучающихся по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика») / И.В. Черемисова, В.Н. Зайченко, В.А. Балуева. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015. – 42 с.
  • Методические рекомендации и тексты для самостоятельной работы студентов по «Психологии менеджмента»: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, профиль Менеджмент организации / И.В. Черемисова. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2014. – 521 с.
  • Практикум по решению ситуационных задач для бакалавров: учебно-методическое пособие / И.В. Черемисова, Л.Е. Солянкина, И.В. Терелянская, Н.Б. Савва. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2014. – 48 с.
  • Противодействие депривации личности с позиции эстетико-семиотического подхода // Личностная депривация: юридический, психологический, междисциплинарный аспекты: коллективная монография / отв. Ред. В.М. Мелихов, О.Н. Макаренко, Г.Г. Егоров. – Волгоград : ООО «Царицынская полиграфическая компания», 2014. – С. 196-219.
  • Имидж физкультурного вуза как фактор его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг / И.В. Черемисова. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2013. – 261 с.
  • Добросовестная и развивающая конкуренция: от соперничества к сотрудничеству // Социальный конфликт в различных нормативно-семиотических системах (коллективная монография) / Под ред. В.А. Летяева. - Казань: Издательство КФУ, 2012. Раздел 1, гл. 3. – С. 39-49.
  • Диалогическое общение как путь духовного преображения личности / И.В. Черемисова, С.И. Зинина. - Нижний Новгород: НФ ИБП, 2010. – 253 с.
  • Любимая психология «дошкольника» // Методические рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей с проявлениями асоциального поведения. - Ч. 1. - Н.Новгород: Типография «Поволжье», 2008. – 88 с.
  • Методические рекомендации по подготовке к Государственному экзамену (учебно-методическое 86пособие) / И.В. Черемисова, Е.Г. Виноградова, Н.И. Дунаева, В.Р. Попова, О.В. Суворова. Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008. – С. 56.
  • Программно-методическое обеспечение курса «Психология имиджа». - Н. Новгород: Типография «Поволжье». – 2008. - 72 с.
  • Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства : монография / И.В. Черемисова. - Н. Новгород : НФ ИБП, 2008. - 259 с.
  • Система психопрофилактической работы педагога-психолога в ДОУ / И.В. Курышева, Н.В. Туманова. - Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье». – 2008. – 62 с.
  • Программно-методическое обеспечение курса «Имиджелогия» (учебно-методическое пособие). - Нижний Новгород: НФ ИБП, 2007. – 73 с.

Награды:

  • Дипломом лауреата конкурса на лучшую научную книгу 2010 года Фонда развития отечественного образования.
Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»