Кто есть кто
Александр Романович Лурия
Доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, профессор. Действительный член (академик) Академии педагогических наук РСФСР и Академии педагогических наук СССР.
Иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики. Почетный член ряда зарубежных психологических обществ: британского, французского, швейцарского, испанского. Почетный доктор университетов Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия).
Патриарх российской психологии (Профессиональные итоги XX столетия, 2000).
В 1921 г. окончил Казанский университет, в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт.
В 1921-1934 гг. вел научные исследования и преподавал в Казани, Москве, Харькове.
В 1922-1930 гг. — член Русского психоаналитического общества.
В 1931-1934 гг. руководил Сектором психологии Украинской психоневрологической академии в Харькове.
С 1933 г. работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы: Медико-биологическом институте (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзном институте экспериментальной медицины, Московском государственном педагогическом дефектологическом институте, Научно-практическом институте специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (в 1929-1934 гг. — Экспериментальный дефектологический институт), Институте нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко.
Во время ВОВ, до конца 1944 г., руководил крупным нейрохирургическим эвакогоспиталем в Челябинской области.
С конца 1944 г. — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н.Н. Бурденко.
С 1945 г. — профессор, в 1966-1977 гг. — заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.
Внёс важный вклад в развитие различных областей психологии, таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.
В 1930-х гг. фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине.
В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских гештальт-психологов.
А.Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внёс в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
Один из основателей нейропсихологии. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения — в годы войны Лурия и группа его сотрудников организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
Основные публикации:
- Психоанализ как система монической психологии. М., 1925 (в сборнике «Психология и марксизм»)
- Речь и интеллект в развитии ребёнка. М., 1927
- Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. М., 1930 (в соавт. с Л.С. Выготским)
- Учение об афазии в свете мозговой патологии. М., 1940
- Травматическая афазия. М., 1947
- Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948
- Речь и развитие психических процессов у ребёнка. М., 1956 (в соавт. с Ф.Я. Юдович)
- Умственно отсталый ребёнок. М., 1960
- Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962, 2-е изд. 1969
- Мозг и психические процессы. Т. 1. М., 1963; Т. 2. М., 1970
- Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966
- Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). М., 1968, 2019
- Психология как историческая наука. 1971
- Основы нейропсихологии. M., 1973
- Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974
- Нейропсихология памяти. Т. 1. М., 1974; Т. 2. М., 1976
- Основные проблемы нейролингвистики. М., 1976
- Язык и сознание. М., 1979
- Потерянный и возвращённый мир
- Культурные различия и интеллектуальная деятельность
- Этапы пройденного пути. Научная автобиография. М., 2001
- Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. М., 2002
- Лекции по общей психологии. СПб, 2007
- Психологическое наследие. М., 2003
Награды:
- Орден Трудового Красного Знамени за научно-практическую работу в годы войны
- лауреат премии имени М. В. Ломоносова I степени за труды по нейропсихологии (1967)
- Профессиональные итоги XX столетия: в 2000 году решением Большого жюри присвоено почетное звание«Патриарх российской психологии»