Кто есть кто
Виталий Владимирович Рубцов
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почетный профессор Висконсинского университета (Мэдисон, США). Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Иностранный член Академии педагогических и психологических наук Армении.
Основатель и первый ректор, с 2018 г. — президент Московского государственного психолого-педагогического университета, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ.
Главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения РФ. Президент Федерации психологов образования России. Член Президиума Российского психологического общества. Президент Ассоциации инклюзивных вузов. Один из организаторов, член Исполнительного комитета Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR). Вице-президент Ассоциации «Педагог XXI века». Член Ассоциации исследователей образования.
Главный редактор журналов «Психологическая наука и образование», «Вестник практической психологии образования», «Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию», председатель редакционного совета журналов «Вопросы психологии», «Экспериментальная психология», «Культурно-историческая психология», член редсовета «Психологического журнала», «Национального психологического журнала», «Российского психологического журнала», член редколлегии журнала «Мир психологии», международного журнала «Обучение, культура и социальное взаимодействие».
Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки. Руководитель секции «Образование в интересах детей» Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства. Член Совета при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействию в их последующем трудоустройстве. Член Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования. Член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Член Экспертного совета по Национальному проекту «Образование». Член Совета по развитию педагогического образования.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2022-2026) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2023).
В 1972 г. окончил Московский инженерно-физический институт.
С 1972 по 2019 гг. работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР — Психологическом институте РАО, где прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института, который он возглавлял с 1992 по 2014 и с 2015 по 2019 гг. С 1972 по 1981 г. работал в лаборатории учебной деятельности младших школьников. С 1981 г. заведовал лабораторией «Средства управления учебной деятельностью» (в 1986 г. была переименована в лабораторию «Психологические основы использования ЭВМ в обучении»). С 1987 г. руководил лабораторией «Психология компьютерного обучения» (с 1992 г. — «Психологические основы новых образовательных технологий»).
В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики)», в 1988 г. — докторскую диссертацию на тему «Психологические основы организации совместной учебной деятельности»
В 1997 г. стал ректором Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ, сейчас Московский государственный психолого-педагогический университет). В 2007 г. под руководством В.В. Рубцова МГППУ прошел конкурсный отбор в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и стал одним из образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. С 2018 г. — президент университета.
В 2010 г. вступил в должность председателя Совета учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование». В 2018 г. вошёл в состав Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, в Экспертный совет по вопросам семьи и детства при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре, в Экспертный состав группы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование». В 2019 г. вошел в состав Совета по развитию педагогического образования.
С 2021 г. — главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения РФ.
С 2023 г. - иностранный член Академии педагогических и психологических наук Армении.
Специалист в области возрастной и педагогической психологии, общей психологии. Руководитель научной школы «Деятельностный подход в психолого-педагогическом образовании». Широко известны работы В.В.Рубцова по психологическим проблемам совместной деятельности, группового обучения и развивающего образования. Под его руководством и при его активном участии выполнены фундаментальные исследования психологических закономерностей и механизмов организации совместной учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка. Им обоснован новый вариант генетико-моделирующего метода, позволяющего глубже изучать возникновение учебно-познавательных действий у детей. Сейчас при участии и под руководством Виталия Владимировича Рубцова выполняется ряд государственных программ и международных проектов, направленных на изучение психологических условий эффективного использования в учебно-воспитательном процессе новых образовательных технологий и моделей обучения различных контингентов детей и взрослых. Результаты этих исследований находят широкое применение на практике.
Один из первых отечественных психологов, исследовавших возможности применения компьютерных технологий в учебной деятельности.
Научный руководитель программы магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании». Научный руководитель 10 докторских и 32 кандидатских диссертаций.
Организатор и руководитель ежегодной Международной летней школы ISCAR для аспирантов и молодых учёных, посвящённой теоретическим и методологическим проблемам культурно-исторической психологии и теории деятельности (с 2010).
В.В. Рубцовым опубликовано более 200 научных работ, 57 из них — за последние несколько лет, включая фундаментальные монографии по общей, возрастной и педагогической психологии. Ряд его работ переведен на английский, немецкий, французский и другие языки.
- Рубцов В.В. Социально-генетическая психология учебных взаимодействий (избранные статьи, выступления, проекты). В 2 т. — М.: Городец, 2024.
- Лексикон Л.С. Выготского / под ред. А.Д. Майданского, В.В. Рубцова. — М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024.
- Развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6–10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий: Коллективная монография / Под редакцией В.В. Рубцова. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023.
- Совместная учебная деятельность и развитие детей: коллективная монография / под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021.
- Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сборник материалов. Т. 1. / Сост.: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020.
- Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог - 2019 : XV Международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством», Москва, 20-22 ноября 2019 г.: коллективная монография / под ред. В.В. Рубцова и др. — М.: МГППУ, 2019.
- Общепсихологический практикум / под ред. В.В. Рубцова. — М.: Юрайт, 2014, 2015, 2016, 2019.
- Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы / под науч. ред. В.В. Рубцова, Г.В. Семьи. — М.: Издание Совета Федерации, 2018.
- Рубцов В.В. (руководитель проекта). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» (квалификация — бакалавр психолого-педагогического образования). Утвержден Минобрнауки. — М., 2010.
- Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Характеристики и проблемные ситуации современного дошкольника // Мир психологии. — 2010. — №1(61).
- Рубцов В.В., Марголис А.А. Учитель для новой школы: модернизация педагогического образования в России // Образовательная политика. — 2010. № 4 (42).
- Рубцов В.В., Марголис А.А. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. — 2010. — №5-6(43-44).
- Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Психологическая наука и образование. — 2010. — №1.
- Технология оценки образовательной среды школы. Учебно-методическое пособие для школьных психологов / Под ред. Рубцова В.В. и Улановской И.М. — М., 2010.
- Медицинские и психосоциальные проблемы школьников-подростков. Методические пособия для специалистов, работающих в области здравоохранения и образования / Под ред. Рубцова В.В. и Панкова Д.Д. — М.: Московский центр качества образования, 2010.
- Рубцов В.В. (руководитель проекта). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (квалификация — магистр психолого-педагогического образования). Утвержден Минобрнауки. — М., 2009.
- Московская психологическая школа: история и современность / под ред. В.В. Рубцова. — М.: МГППУ, ПИ РАО, 2008. — в 4-х т.
- Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008.
- Рубцов В.В., Малых С.Б. Психология экстремальных ситуаций. — М.: ПИ РАО, 2007.
- Рубцов В.В., Поливанова К.Н. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся. — М.: ПИ РАО, 2007.
- Выдающиеся психологи Москвы / под ред. В.В. Рубцова. — М.: ПИ РАО, 2007.
- Рубцов В.В., Ивошина И.Т. Проектирование развивающей образовательной среды школы. — М.: МГППУ, 2003.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. — Воронеж, 1996.
- Рубцов В.В. и др. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды: психология проектирования. — М., 1996.
- Рубцов В.В. и др. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. — Новосибирск, 1995.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. — М., 1987.
- Рубцов В.В., Мульдаров В.К. Метод нормативной диагностики учебно-познавательных действий у школьников. — М., 1987.
Награды:
- медаль «За вклад в развитие психологии и педагогики» Общественного совета при Министерстве образования Саратовской области (2023)
- медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)
- медаль им. Л. С. Выготского (2012)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009)
- Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2007)
- Медаль Министерства обороны РФ (2001, 2002 за организацию Психологической службы)
- орден Дружбы (1999)
- лауреат премии Президента РФ в области образования (1998) за создание и внедрение авторской модели «Система психологического обеспечения развивающего образования на основе теории социогенеза» (руководитель научного коллектива)
- Медаль им. Г. И. Челпанова (1997)
- Медаль им. К. Д. Ушинского (1995, 1998)
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2012 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального сообщества России», 2004 г.
- «Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Психология творчества и одаренности"», 15 - 17 ноября 2021 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2021 г.), победитель
- «Век психологии: к 100-летию создания Психологического института на Моховой», конференция, издания, исследовательский проект (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), лауреат
- «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования», VIII Всероссийская научно-практическая конференция, 11–13 декабря 2012 г., Москва (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), номинант
- «PsyJournals.ru», Портал психологических изданий (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), лауреат
- «IV Всероссийский съезд Российского психологического общества "Психология – будущему России"», 18-21 сентября 2007 года, Ростов-на-Дону (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2007 г.), победитель
- «Культурно-историческая психология», международный научный журнал (в номинации «Проект года в психологической науке», 2006 г.), номинант
- «Итоги работы сотрудников МГППУ за 10 лет: Психологический университет как форма становления психологического профессионального сообщества», (в номинации «Коллективный вклад в становление единого профессионального сообщества России», 2006 г.), лауреат
- Татьяна Николаевна Удина, 20.10.2023
- Любовь Дмитриевна Битехтина, 20.10.2021