«Итоги работы сотрудников МГППУ за 10 лет: Психологический университет как форма становления психологического профессионального сообщества»
Психологический Университет как форма становления профессионального психологического сообщества.
Московский городской психолого-педагогический университет создан в 1996 г. Постановлением Правительства Москвы для решения задач психологического обеспечения различных областей социальной сферы города, в первую очередь, системы столичного образования. МГППУ является уникальным вузом психологического профиля, первым в России психологическим университетом. Он становится одним из наиболее востребованных вузов страны, о чем свидетельствует высокий конкурс абитуриентов (до 11 человек на 1 место в 2006 году), имеет высокую репутацию в психологическом сообществе.
Университет укоренен в традиции отечественной психологической науки. Он образован на базе старейшего в стране Психологического института Российской академии образования. Московская психологическая школа, созданная трудами выдающихся отечественных ученых Выготского, Лурии, Леонтьева, Эльконина, Давыдова и др. стала фундаментом для создания системы психологического образования в МГППУ. Многие сотрудники Университета являются непосредственными учениками этих ученых, развивают их идеи.
В настоящее время МГППУ и ПИ РАО объединены в единый научно образовательный комплекс «Психология», что создает уникальную возможность для интеграции психологов в единое профессиональное сообщество.
Университет, способный создать условия для объединения разного типа профессионалов-психологов – исследователей, преподавателей и практиков, одновременно соединяющих в себе эти три ипостаси, является, несомненно, новым, актуальным и общественно значимым явлением.
Университет видит свою миссию в развитии психологической науки и образования, психологического просвещения и психологической культуры населения России. Миссия Университета определяет стратегию и цели его деятельности: создание новой методологии психологического образования, основ инновационной университетской педагогики, формирование современных моделей деятельности психолога в различных видах практики; создание системы психологического обеспечения социальной сферы региона.
Всего в Университете 10 факультетов, из них 5 психологических: психологии образования, социальной психологии, психологического консультирования, клинической и специальной психологии, юридической психологии. Подготовка на них ведется по 8 психологическим специализациям, в аспирантуре – по 5 психологическим специальностям.
В МГППУ действуют 32 кафедры и 23 научные лаборатории, в нем работает около 1000 преподавателей, среди них 40 лауреатов премий Президента и Правительства Российской Федерации в области образования и других государственных наград.
Сотрудники Университета за 2003-2006 гг. приняли участие более чем в 190 научных конференциях, опубликовали 36 монографий, 456 учебников и учебных пособий с грифами УМО, свыше 120 научных и научно-методических работ общим объемом 1312,8 п.л. Университет входит в Президиум УМО по психоогии.
В целях дальнейшей интеграции образования, науки и практики на базе МГППУ в 2004г. создан Университетский округ, в который вошло свыше 50 образовательных учреждений.
Университет реализует многоуровневую систему подготовки, начиная от довузовского до последипломного образования (аспирантура, интернатура, повышение квалификации).
Особое внимание в МГППУ уделяется обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья, подготовке специалистов, способных работать с этим контингентом. Для этого в Университете создан Институт гуманитарных технологий, в котором получают высшее профессиональное образование студенты-инвалиды.
Научная деятельность Университета определяется Программой научных исследований МГППУ, ведомственными целевыми программами «Столичное образование-2, 3, 4», федеральными научными программами.
Значимым направлением деятельности Университета является разработка системы психологической помощи, создан Центр экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях, его специалистами оказана психологическая помощь более 7000 человек, пострадавшим в результате терактов в Москве, на Северном Кавказе, детям из зон военных конфликтов Сербии и Черногории.
Университет издает журналы «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», рекомендованные ВАК, а также «Московский психотерапевтический журнал», адресованные разным категориям специалистов.
По инициативе МГППУ в 2003 году создана Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», объединившая более 80 субъектов Российской Федерации. Это является большим вкладом в развитие профессионального сообщества, в развитие университета.
Городская фундаментальная библиотека МГППУ насчитывает около 300000 ед. хранения, имеет разветвленную сеть каталогов, в том числе, с дистанционным доступом. Через систему сайтов библиотекой могут пользоваться психологи всей России.
Официальный сайт МГППУ www.mgppu.ru содержит подробную информацию об Университете. Созданы сайты всех структурных подразделений Университета, система сайтов, адресованная разным категориям специалистов, родителям (www.psyparents.ru, www.childpsy.ru, www.psytoys.ru и др.).
МГППУ тесно взаимодействует с профессиональным сообществом в нашей стране и зарубежом. Благодаря усилиям сотрудников университета, Россия представлена в исполкоме ISCAR (Международном обществе культурно-деятельностных исследований). Примерами сотрудничества являются совместный с МГТУ им.Баумана проект по разработке компьютерных систем для инвалидов с ДЦП, создание совместно с РУДН 10 учебно-методических комплексов для подготовки психологов, в кооперации с Департаментом по делам семьи и молодежи Москвы – городской службы «Телефон доверия» и другие.
Совместно с МО РФ развивается уникальная программа по подготовке офицеров по специальности "Психология".
Международными партнерами МГППУ являются более 15 ведущих зарубежных университетов США, Франции, Италии и др., в нем учатся студенты из 8 стран ближнего зарубежья.
Сейчас более 60% выпускников работают в образовательных учреждениях Москвы, около 20% – в системе соцзащиты и здравоохранения.
Университет является победителем второго раунда конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы.
Таким образом, можно говорить о том, что МГППУ – инновационный вуз, обеспечивающий высокий уровень комплексной подготовки специалистов, которые отвечают требованиям современного общества.
Рубцов Виталий Владимирович - доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования. Основные последние труды:
1.Организационно-психологические основы развивающего образования в регионе: управление, новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход. М., изд-во МГППИ, 2002;
2. Г.И.Челпанов. Психология. Философия. Образование. Избранные труды. Воронеж, 1998;
3. Сборник научных трудов «Традиции. Культура. Образование». Центральное региональное отделение РАО. Ч. I, Ч. II, 1996;
4. Школа развивающего обучения В.В.Давыдова: проблемы и перспективы проектирования образовательной практики // Известия Российской академии образования М. , 2000 № 2.