
Академик Российской академии образования, профессор, доктор психологических наук.
Автор первых отечественных учебников по эргономике, инициатор формирования специальности «эргономика». Внес существенный вклад в дело гуманитаризации сферы труда и системы образования.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2012).
В 1953 г. окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
На педагогической работе с 1951 г., в МГУ с 1960 по 1982 г. (организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии - с 1970 г.); в 1969-1984 гг. зав. отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР. В 1984 году им была основана в МИРЭА кафедра эргономики, которую он возглавляет по сей день. Профессор международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, профессор НИУ ВШЭ, основатель и главный редактор журнала «Культурно- историческая психология».
В.П. Зинченко является членом различных научных обществ, входит в состав редакционных коллегий ряда журналов. Область его научных исследований - теория и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика. Он экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа, информационный поиск и информационную подготовку решений, представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности.
Результаты научных исследований В.П. Зинченко использованы в рационализации существующих и проектировании новых информационных моделей систем управления техническими объектами, в формировании адекватных и эффективных образно-концептуальных моделей реальности в сознании операторов такого рода систем. На основе экспериментальных исследований разработана функциональная модель структуры предметного действия человека, развито учение о сознании как функциональном органе индивида, о структуре его основных компонентов и слоев.
Труды В.П. Зинченко внесли существенный вклад в дело гуманитаризации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманитаризацию системы образования. Он автор первых в стране отечественных учебников по эргономике для вузов (1979; 1998), один из инициаторов формирования новой вузовской специальности "эргономика", автор более 300 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий.
Академик Российской академии образования (1992), доктор психологических наук (1967), профессор (1968).
Интервью на сайте НИУ ВШЭ: «Учу студентов не только знанию, но и незнанию»
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Путь от образа к смыслу
- Взлет и трагедия А.Н.Леонтьева: сквозь марксизм к звездам
- Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева
- Конфликт поколений: вчера, сейчас и всегда!
- Путь в психологию: о становлении экспериментальной психосемантики
- Вопрошание о Психике
- Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов
- Интервью с А.Г. Асмоловым о будущем психологии
- Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии
- Проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми с трудностями в обучении и развитии
- Формирование профессиональной идентичности психолога: телесно-двигательный аспект
- Ментальные репрезентации психических состояний: теоретические и экспериментальные аспекты
- Постановка проблем и формулировка гипотез в психологическом исследовании
- Парадоксы профессиональной идентичности у психологов
- Сомнение как процесс и метод самопознания
- К проблеме понимания протестного поведения в психологии личности
- Ритм и пластическую культуру личности обсудили в Психологическом институте РАО
- Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде
- Я-концепция как механизм собирания себя
- Творческий путь Ф.Е.Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии
- «Цветоассоциативный эксперимент» в психологическом консультировании студентов
- Образ будущего у людей, имеющих обязательства по ипотечному кредитованию
- А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
- Т. Черниговская: «Основная задача человека — порождать смыслы»
- Движение и становление личности
- Эволюция человеческой психики: горе от ума?
- В.М. Аллахвердов: Приглашение к абсурду
- Душа человека: возвращение из изгнания
- Личность ученого: субъективные заметки, посвященные 90-летию Владимира Петровича Зинченко
- Памяти Бориса Митрофановича Величковского
- Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями
- О философско-лингвистических истоках понятия «смысл»
- Наследие Выготского и основы коучинга. Зона ближайшего развития
- Прообразы психологов в романе Достоевского «Братья Карамазовы»
- Мистика транс-субъектности на фоне пандемии: ключ к антихрупкости
- Российская психология и российская психотерапия: единство и борьба противоположностей
- Личностные образовательные результаты в контексте девиантного поведения школьников
- Неустранимый разброс (к юбилеям В.П. Зинченко и Н.А. Бернштейна)
- Ушёл из жизни Борис Гурьевич Мещеряков
- Непрерывное образование в контексте культуры
- Культурные практики: от свободного танца к свободному действию
- Андрей Агафонов: «Теория для практиков должна быть эвристична»
- К юбилею Бориса Алексеевича Сосновского
- Структурно-динамическая организация переживания субъекта
- Проблема возвращения категории «души» в научную психологию
- «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» О конструктивной роли неадаптации, неудач и излишеств
- Гарник Акопов: «Сознание в эпоху глобализации»
- Елена Кравцова. Воспоминания Владимира Собкина
- Саморегуляция как фактор сохранения идентичности в ситуации неопределенности
- Памяти Натальи Дмитриевны Гордеевой
- Методология обыденной жизни как точная наука: от Систем — к Судьбам
- Искусство в категориях сознания: хронотопы, образы, дискурсы
- Психология культурной патологии: теневая сторона технологического прогресса
- Ирина Дубровина: «Слово стоит в начале культуры…»
- Светлана Костромина: «Цифровой мир: ценности и цена»
- Психология человека в потоке изменений: понимающая психотерапия Фёдора Василюка
- Вадим Петровский: «Переживание как деятельность»
- «Упражняйтесь в уничтожении смысла и в заготовке целей»
- Вадим Артурович Петровский отвечает на поздравления с 70-летием
- НК «Золотая Психея» и премия «Рыцарь культуры достоинства»: имена победителей
- Основатель нейропсихологии Александр Лурия
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Самые цитируемые российские учёные-психологи
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «Культурно-историческая психология», международный научный журнал (в номинации «Проект года в психологической науке», 2006 г.), номинант
- «Введение в психологию. Учебник для студентов университетов», печатное издание (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2003 г.), лауреат
- «Большой психологический словарь», (в номинации «Лучший проект в психологическом образовании», 2002 г.), лауреат