16+
Выходит с 1995 года
24 июля 2024

Кто есть кто

Александр Александрович Вихман

Александр Александрович Вихман

Пермь

Кандидат психологических наук, доцент.

Директор Института психологии, доцент кафедры практической психологии факультета психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Психолог-консультант. Экзистенциальный терапевт. Ассоциированный член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии.

В 2007 г. окончил психологический факультет Пермского государственного педагогического университета, в 2010 г. - аспирантуру ПГПУ.

В 2011 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Лживость в структуре интегральной индивидуальности».

С 2013 г. - доцент кафедры практической психологии факультета психологии, заместитель директора Института психологии по работе с магистрантами и аспирантами ПГГПУ.

Основные научные интересы:

  • когнитивная психология
  • психология мышления
  • процесс принятия решения
  • способности к верификации лжи
  • кросс-культурные исследования
  • экспертные системы
  • манипуляцияагрессия
  • стереотипы
  • диагностика универсальных учебных действий
  • профориентация
  • экспертиза деятельности

Читает курсы:

  • Экспериментальная психология
  • Общий психологический практикум
  • Общая и экспериментальная психология
  • Практикум по общей и экспериментальной психологии

Основные публикации:

  • Психология управления: учебное пособие / А.А. Вихман. Пермь: ПГГПУ, 2023. 143 с.
  • Психологические методы развития родительской рефлексии (для занятий офлайн и онлайн): методическое пособие / Д.О. Смирнов, А.А. Вихман. Пермь: ПГГПУ, 2023.
  • Экспериментальная психология: учебное пособие / А.А. Вихман. Пермь: ПГГПУ, 2023. 126 с.
  • Профилактика кибербуллинга с опорой на развитие личностных ресурсов: методическое пособие / А.А. Вихман. Пермь: ПГГПУ, 2021. 35 с.
  • Цифровая социализация и ее когнитивные основания: методическое пособие / А.А. Вихман и др. Пермь: ПГГПУ, 2021. 71 с.
  • Динамика личностных показателей в зависимости от опыта кибербуллинга в ранней юности / Вихман А.А. // Личность в норме и патологии. Материалы Международной научно-практической конференции. Посвящается 45-летию Челябинского государственного университета. Челябинск, 2021. С. 33-35.
  • Эмпирические исследования как основа проектирования программ профилактики кибербуллинга / Вихман А.А. // Ананьевские чтения - 2021. Материалы международной научной конференции. СПб, 2021. С. 633-635.
  • Профессиональные дефициты и временные затраты школьных психологов в работе с субъектами образования в Пермском крае / Вихман А.А. // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности в период распространения COVID-19. Сборник материалов XIII межрегиональной научно-практической конференции учёных, преподавателей, специалистов, аспирантов и студентов. Пермь, 2021. С. 248-252.
  • Связь приемлемости способов введения в заблуждение с личностными чертами и стратегиями социального поведения / Вихман А.А. // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 3. С. 294-301.
  • Определение и структура гражданской позиции школьника: анализ дельфийского опроса экспертов / Вихман А.А. // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 79-85.
  • Традиционные и цифровые возможности профилактики кибербуллинга / Вихман А.А., Волкова Е.Н., Скитневская Л.В. // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 4 (37).
  • Ценностно-смысловые основания функциональных стилей лидерства в управленческой команде крупного предприятия / Вихман А.А., Калугин А.Ю., Смирнов Д.О., Лысак Д.Л. // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. М., 2021. С. 822-836.
  • Студенты-психологи в волонтёрской деятельности: опыт создания отряда мобильных психологов / Вихман А.А., Смирнов Д.О. // Духовно-нравственные аспекты формирования гражданственности. Коллективная монография (по материалам Всероссийской научно практической конференции). Пермь, 2021. С. 326-335.
  • Интегральная индивидуальность растущего человека и психолого-педагогическая поддержка его развития в образовательной среде / Вяткин Б.А., Вихман А.А., Калугин А.Ю. // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 3. С. 350-353.
  • Связь переоценки вероятности, интеллекта и нейротизма в контексте индивидуальных различий в когнитивных искажениях / Вихман А.А. // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. Москва, 2020. С. 1500-1510.
  • Личность и агрессивность студентов, восприимчивых к когнитивным искажениям, в ситуации анализа риска возникновения эпидемии и выбора стратегии ее преодоления / Вихман А.А. // Развитие человека в современном мире. 2020. № 3. С. 61-66.
  • Связь интернет-зависимости, интеллекта и критического мышления на выборке студентов / Вихман А.А. // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2020. № 1 (4). С. 374-381.
  • Формально-динамические свойства индивидуальности во взаимосвязи с проявлениями ценностно-смысловой сферы личности / Калугин А.Ю., Вихман А.А. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 1. С. 76-91.
  • Взаимосвязи приемлемости манипулирования информацией и социального поведения у студентов / Вихман А.А. // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 775-779.
  • Гендерная специфика взаимосвязи ценностей и темперамента в юношеском возрасте / Вихман А.А., Калугин А.Ю. // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. С. 13.
  • Темперамент и ценностно-смысловая сфера как ресурсы развития личности старшеклассника: практическое пособие. Вихман А.А., Митрофанова Е.Н., Скорынин А.А., Вихман Г.Ю., Калугин А.Ю. Пермь, 2019.
  • Связь готовности к материнству с ценностно-смысловой сферой личности беременных женщин / Пермякова Т.О., Вихман А.А. // Взаимодействие теоретико-экспериментальной и практической психологии в системе современного образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 365-369.
  • Взаимосвязи психодинамических и личностных свойств старших школьников с разным уровнем интенционального опыта и ценностей / Вихман А.А. // Пензенский психологический вестник. 2018. № 2 (11). С. 79-87.
  • Ментальные ресурсы индивидуальности как предикторы склонности к когнитивным искажениям / Вихман А.А., Калугин А.Ю., Мишкевич А.М. // Восьмая международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. 2018. С. 1154-1156.
  • Технологии психологического мониторинга метапредметных результатов для оценки качества образования: инновационный опыт Пермского края / Вихман А.А., Сибиряков Е.С., Черепанов М.С. // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Аспекты результативности региональной политики в сфере оценки качества образования. Сборник материалов III межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С. 21-25.
  • Личностные черты, защитное и совладающее поведение детей в связи с уровнем склонности к виктимному поведению их матерей / Ковалевская К.А., Вихман А.А. // XXI век - время молодых. Сборник студенческого научного общества ПГГПУ (статьи магистрантов, аспирантов и молодых ученых). Пермь, 2018. С. 77-84.
  • Аксиологическая направленность личности в психологической структуре готовности к материнству / Пермякова Т.О., Вихман А.А. // XXI век - время молодых. Сборник студенческого научного общества ПГГПУ (статьи магистрантов, аспирантов и молодых ученых). Пермь, 2018. С. 89-96.
  • Полисистемное исследование связи стиля педагогического общения учителя, критического мышления ученика начальных классов и особенностей детско-родительских отношений в его семье / Вихман А.А. // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II Международной научно-практической конференции. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. 2017. С. 176-183.
  • Образовательная навигация как технология системной организации образовательной среды / Вихман А.А., Смирнов Д.О., Шведчикова Ю.С. // XXXII Мерлинские чтения: Способности. Одаренность. Индивидуальность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 54-57.
  • Взаимосвязь полового аспекта макиавеллизма подростков с типом детско-родительских отношений / Шабалина Е.И., Вихман А.А. // Всероссийская весенняя психологическая сессия. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 250-252.
  • Перфекционизм и учебные мотивы как факторы академической успешности / Балмасова А.В., Вихман А.А. // Ярмарка научно-практических инициатив студентов «ЯНПИС». Материалы XIII межрегиональной научно-практической конференции. 2016. С. 45-46.
  • Метаэффект стиля педагогического общения учителя начальных классов на полисистему «ученик» — «родитель»: первые результаты / Вихман А.А. // XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию выхода в свет труда В.С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности». 2016. С. 97-103.
  • Опыт создания системы диагностики профессиональной компетентности руководителей школ и заведующих детскими садами / Вихман А.А., Попов А.Ю. // Современные инструменты управления человеческими ресурсами: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Челябинского государственного университета, в рамках Фестиваля науки и творчества ЧелГУ. 2016. С. 43-46.
  • Факторы развития метапредметных компетенций и академической успеваемости учащихся / Вихман А.А., Попов А.Ю. // Начальная школа. 2016. № 10. С. 32-36.
  • Два тестовых подхода к диагностике метапредметных результатов обучения в начальной школе / Вихман А.А., Попов А.Ю. // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 50-53.
  • Влияние школьной службы примирения на психологическое благополучие и адаптацию школьников / Фёдорова Е.О., Вихман А.А. // Ярмарка научно-практических инициатив студентов «ЯНПИС». Материалы XIII межрегиональной научно-практической конференции. 2016. С. 60-63.
  • Взаимосвязь манипулятивности подростков с субъективными и объективными характеристиками их родителей / Шабалина Е.И., Вихман А.А. // Ярмарка научно-практических инициатив студентов «ЯНПИС». Материалы XIII межрегиональной научно-практической конференции. 2016. С. 104-107.
  • Механизмы управления сетевой формой магистратуры психолого-педагогического образования / Долгова В.И., Курунов В.В., Вихман А.А., Дмитриева Л.Г. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 15-20.
  • Рефлексивность учителя младших классов и ее метаиндивидуальное проявление в личности учеников / Ознобишина А.А., Вихман А.А. // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 115-124.
  • Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология / Попов А.Ю., Вихман А.А. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 5-16.
  • Эмпирическая проверка альтернативных моделей когнитивных искажений / Вихман А.А., Попов А.Ю. // Глобальный научный потенциал. 2013. № 6 (27). С. 12-17.
  • Когнитивные искажения: единый фактор или компенсаторные взаимодействия? / Вихман А.А., Попов А.Ю. // Научное мнение. 2013. № 6. С. 174-180.
  • Диагностика познавательных аспектов универсальных учебных действий в средней школе / Попов А.Ю., Вихман А.А. // Научное мнение. 2013. № 5. С. 158-163.
  • Особенности индивидуальности с учётом разных уровней информационно-манипулятивной активности (на примере юношеского возраста) / Вихман А.А., Щукин М.Р. // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2011. № 2. С. 88-98.
  • Связь принятия различных типов введения в заблуждение со свойствами темперамента и личности / Вихман А.А. // Второй международный конгресс по педагогическим, психологическим и социокультурным аспектам поведенческих проблем и делинквентности детей и подростков. 2010. С. 52-55.
  • Лживость как информационно-манипулятивная активность / Вихман А.А. // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 7 (64). С. 68-72.
  • Некоторые особенности индивидуальности лжецов юношеского возраста / Вихман А.А. // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11. С. 237-244.
  • Манипулятивные качества как фактор ценностно-смыслового самоопределения личности / Вихман А.А., Нурлыгаянов И.Н. // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 2. С. 654-657.

Награды:

  • победитель конкурса «Преподаватель ПГПУ 2010 года»
Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»