
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный профессор МГУ. Патриарх российской психологии.
Профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Член Учёного совета факультета и специализированных советов по защите диссертаций, заместитель председателя диссертационного совета по общей психологии, истории психологии и психологии личности. Член Совета по психологии УМО университетов РФ. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.
Член редсовета «Национального психологического журнала», член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2024) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2023).
В 1966 г. окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1969 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом», в 1989 г. — докторскую диссертацию на тему «Психологические механизмы волевой регуляции».
Сфера научных интересов: общая психология и психология личности.
При подготовке кандидатской диссертации экспериментально исследовал роль прогнозирования событий субъектом в организации поведения в ситуации неопределенности. В докторской диссертации разрабатывается новое представление о потребностях как жизненных задачах, характеризующих отношения в системе «организм, субъект, личность — среда». Мотивация рассматривается как особое внутреннее действие по созданию побуждения к действию, намеренное изменение смысла действий выступает как психологический механизм волевой регуляции, а сама волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции. Результаты исследований представлены в третьем издании монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (2006 г.).
Автор концепции медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и концепции социальной работы с населением. Главная идея концепций — восстановление возможностей человека самостоятельно решать свои проблемы. Разработан проект службы помощи детям, основанной на совместной работе социальных работников, психологов, педагогов, врачей, юристов и других специалистов.
Преподавательская и административная деятельность:
- 1972–1992 гг. — доцент, с 1992 г. по наст. время — профессор кафедры психологии личности, в 1973–1983 и 2000–2005 гг. — зам. декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
- 1973–1983 гг. — ответственный секретарь Учебно-методического совета по психологии при Минвузе СССР
- 1983–1992 гг. — член Центрального Совета, член Президиума Общества психологов СССР
- 1993–1997 гг. — зам. председателя Научно-методического совета по психологии при Комитете по высшей школе РФ
- 1992–2003 гг. — руководитель федеральной программы «Дети Чернобыля»
- 1993–2003 гг. — соруководитель российско-нидерландской программы «Дети группы риска»
- 1995–1998 гг. — руководитель программы «Дети сироты»
- 1995–2003 гг. — руководитель президентской программы «Дети России» в системе образования РФ
- 1997–2003 гг. — ответственный секретарь Координационного совета по психологии Министерства образования Российской Федерации
Подготовил 13 кандидатов наук.
Основные публикации:/strong> более 80 научных работ, в том числе
- Культурно-историческая психология волевого действия: от прогноза — к поступку. Избранные труды. М.: Когито-Центр, 2021.
- Общая психология. М.: Юрайт, 2014, 2019, 2020.
- Введение в психологию. М.: АСОУ, 2006, 2011 (3-е изд.); М.: Юрайт, 2017, 2019.
- Психология. М.: Юрайт, 2016.
- Мотивационная сфера личности. Курс лекций. М.: АСОУ, 2008, 2011.
- Познавательная сфера личности. Курс лекций. М.: АСОУ, 2011 (2-е изд.).
- Основы психологии. Курс лекций. М.: Питер, 2010.
- Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991; М.: УРАО, 1998; М.: Питер, 2006.
- Психология сегодня. М.: Знание, 1981.
- Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / Фейгенберг И.М., Иванников В.А. М.: МГУ, 1978.
Награды:
- Медадь «Ветеран труда» (1987)
- Мeдаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
- Медаль К.Д.Ушинского (2000)
Экзистенциальное интервью:
1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?
Как науки - создание адекватной теории психики; как практики - разработка технологий помощи людям в трудной для них ситуации.
2. Что бы Вы могли посоветовать начинающему психологу?
Учиться!
3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?
Один из смыслов жизни.
4. Как Вы относитесь к смерти?
С ожиданием.
5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?
Что жизнь конечна и жить надо не как попало.
О себе
Мое кредо. Вера в науке значит не меньше чем вера в жизни. Она определяет область поиска решений различных научных проблем, она не допускает в сознание никаких аргументов «против», она заставляет защищать то, что не подтверждается или опровергается разумом. Любая наука имеет в своем основании допущения, принимаемые на веру.
Во что верю я?
- Верю, что существует сам по себе мир / вселенная/; что он меняется; что в нем происходят какие-то события, которые можно описать на языке человека; что некоторые события можно предсказать на основе сформулированных человеком законов /подчеркиваю,- именно сформулированных, а не увиденных учеными в природе. Возможно, они могут, а в идеале, должны совпадать с реальными правилами жизни вселенной/.
- Верю в то, что жизнь на Земле когда-то возникла, реализуя возможность мира быть живым и неживым.
- Верю, что жизнь на Земле развивается, эволюционируя в сторону усложнения, ибо у нее есть одна программа,- использовать для развития жизни среду обитания полностью. Отсюда множество видов живых существ, которые есть лишь формы и способы жизни.
- Верю, что то, что принято называть психикой, возникло в эволюции живого как одно из его свойств и стало использоваться живыми существами для обслуживания его поведения. Это не отменяет того факта, что на уровне человека психика из служанки превращается в хозяйку жизни.
- Верю, что психика возникла не на пустом месте, а на основе более простых форм отражения, управления и регуляции жизни живых существ. Это значит, что психика есть лишь одна из форм отражения, управления и регуляции, которые могут осуществляться как на физической и физиологической основе, так и на основе субъективных переживаний.
- Верю, что понятие деятельности как «единицы жизни» адекватно описывает жизнь животных и человека и без анализа деятельности не может быть научной психологии.
- Верю, что психику человека нельзя адекватно объяснить без понятия высших психических функций, понимаемых как особая активность человека с внешними и внутренними звеньями («психическая работа»), направленная на получение таких же результатов, как и производимых природными натуральными психическими процессами.
- Верю, что психика функционирует как единое целое и только в зависимости от задачи проявляется то как восприятие, то как память, то как мышление, то как мотивация.
- Верю, что социальная жизнь людей заставляет их, а возможности людей позволяют им, создавать особое пространство человеческой жизни – пространство культуры и в том числе, пространство нравственных отношений или пространство духовной жизни человека. Переходя в это пространство жизни, человек становится личностью, т.е. субъектом, способным совершать поступки на основе нравственных выборов.
Свою задачу я вижу в том, чтобы продолжать исследования психических процессов человека как высших психических функций, понимая их как особые действия человека. Вторая задача – это исследование механизмов личностного поведения.
Понимая, что многие понятия психологии в истории науки введены как теоретические конструкты, я пытаюсь выделить те реальности деятельности животных и человека, для решения которых вводились эти понятия, и исследовать их, а не объяснительные понятия.
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Памяти Владимира Владимировича Умрихина
- И.А. Петухова: «Спасибо тебе, родной факультет!»
- Феномен самодетерминации: психологические истоки и современное понимание
- Взлет и трагедия А.Н.Леонтьева: сквозь марксизм к звездам
- Миры вероятностного прогнозирования И.М.Фейгенберга объединили медицину, биологию, психологию и педагогику
- О 50-летии кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ
- Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации
- Проблемы изучения отношения к жизни и смерти в юридической психологии
- Категория смысла в отечественной психологии
- Памяти Соломона Григорьевича Геллерштейна (К 125-летию со дня рождения)
- Как «делается деятель». Николай Николаевич Нечаев — ученый, учитель, учащийся
- 85 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева
- Саморазвитие личности: мода, выбор или необходимость?
- К 130-летию Курта Левина состоялся симпозиум «Психология жизненного пространства»
- НК «Золотая Психея» и премия «Рыцарь культуры достоинства»: имена победителей
- «Человек с отменным чувством юмора»: поздравления с юбилеем В.А. Иванникова
- 100-летний юбилей советской/постсоветской психологии
- НК «ЗП»: новые проекты конкурса к 8 февраля 2019
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
В 2020 году решением Большого жюри присвоено почетное звание «Патриарх российский психологии»
- «Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»», 17-18 декабря 2018, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), победитель
Поздравления с днём рождения
Дорогой Вячеслав Андреевич!
Примите мои искренние поздравления!
Каждая встреча с Вами большая радость, жаль, что это бывает так редко.
Обнимаю, АБ.
01.03.202010:24:42