10 лет назад, 6 февраля 2014 года, ушел из жизни Владимир Петрович Зинченко, академик Российской академии образования, профессор, доктор психологических наук, выдающийся ученый, инициатор формирования специальности «эргономика». Предлагаем вниманию читателей статью В.В. Рубцова и Б.Г. Мещерякова, написанную вскоре после смерти В.П. Зинченко.
Глубокой и незаживающей душевной раной отозвалось известие о смерти доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира Петровича Зинченко.
Более 60 лет назад он связал свою жизнь с психологией и до последних дней жизни продолжал служить этой науке, культуре и обществу. Из скупых строк биографии можно представить широкий диапазон его деятельности: прорывные экспериментальные исследования, блестящие лекции во многих российских и иностранных университетах, руководство лабораториями, кафедрами и даже институтами, многочисленные статьи и книги и т.д.
Вспомним основные вехи его жизни. В.П. Зинченко родился 10 августа 1931 года в семье психологов, в Харькове. В 1948 году поступил на отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, по его окончании в 1953 году — в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, которую окончил в 1956 году. Защитив в 1957 году под руководством А.В. Запорожца кандидатскую диссертацию на тему «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков» (официальными оппонентами были А.Р. Лурия и П.Я. Гальперин), работал в том же институте сначала в качестве младшего, затем старшего научного сотрудника.
В 35 лет В.П. Зинченко в 1966 году стал доктором психологических наук (тема диссертации — «Восприятие как действие», оппонентами были Б.Г. Ананьев, А.А. Смирнов и Б.Ф. Ломов), в 38 — профессором. Будучи избранным в 1974 году членом-корреспондентом, а в 1992 — действительным членом АПН, он неизменно уделял академическим делам много времени и сил. В 1991–98 годах Владимир Петрович — член президиума РАО, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии, а с 2001 года — академик Отделения образования и культуры РАО. Среди его печатных работ специальный очерк посвящен вкладу психологов в работу РАО.
В.П. Зинченко принадлежит к ученым, которым тесно в рамках собственного кабинета и даже лаборатории. Он с неизменным успехом обеспечивал условия профессиональной деятельности для огромного числа психологов и других специалистов. В 30 лет (1961) организовал в НИИ автоматической аппаратуры первую в стране лабораторию инженерной психологии, которой руководил до 1970 года. С 1970 по 1982 год возглавлял созданную им же кафедру психологии труда и инженерной психологии на психологическом факультете МГУ. В течение 15 лет (1969–1984) руководил отделом эргономики ВНИИ технической эстетики, где были развернуты эргономические (теоретические, методологические и экспериментальные) исследования, а также исследования процессов порождения зрительных образов, умственного вращения и визуального мышления. В 1984 году организовал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики. Кроме того, в конце 1980-х годов был заместителем директора Института философии РАН и руководителем Центра наук о человеке, директором-организатором Института человека РАН. С 1998 года — главный научный сотрудник Института общего среднего образования РАО, руководитель Центра наук о человеке при ИО СО РАО, профессор Самарского педагогического университета.
В 1998 году В.П. Зинченко организовал и возглавлял до 2007 года кафедру психологии в Международном университете природы, общества и человека «Дубна». В 2007 году основным местом его работы стал факультет психологии ВШЭ. Многие годы читал лекции в МГППУ, где также был профессором кафедры «Культурно-историческая психология», позднее преобразованной в международную кафедру ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства».
Научные интересы В.П. Зинченко поражают широтой и многосторонностью, с некоторой условностью их можно подразделить на относительно независимые области — общая психология; инженерная психология и эргономика, человеко-машинные системы, взаимодействие человека с компьютером; теория и методология психологической науки; проблемы психического и духовного развития; психологическая педагогика и развивающее обучение; а также российские психологические и философские традиции. Приоритетна, безусловно, психология — культурно-историческая, возрастная, общая, экспериментальная, когнитивная, инженерная.
Первые исследования В.П. Зинченко были нацелены на понимание онтогенеза восприятия и в дальнейшем вылились в разработанную совместно с А.В. Запорожцем концепцию перцептивных действий. Затем впечатляющий цикл работ был посвящен изучению зрелых форм перцепции, движения и действия: формированию зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, развертыванию восприятия как перцептивной деятельности, разработке функциональной модели предметного действия. Исследования в области когнитивной психологии включают работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов. Эти работы, в свою очередь, явились как бы трамплином, введением сразу к трем направлениям дальнейшей научной деятельности. Первое было связано с изучением психологических проблем установки, сознания, деятельности, личности, хронотопии сознательной и бессознательной жизни; второе — с проблемами теории и методологии, а в дальнейшем — истории психологии; и третье — с проблемой «человек — техника», которую В.П. Зинченко трансформировал в проблему «человек — культура — техника». Возможно, что именно этот путь — от изучения восприятия ребенка к изучению когнитивных процессов взрослого и к анализу внутренних средств деятельности оператора — создал предпосылки гуманистически ориентированной инженерной психологии и эргономики, защищающих непридаточность человека к машине и противодействующих технократическим стремлениям выжить человека из системы «человек — машина».
В дальнейшем перечисленные три направления благодаря «судьбы сплетеньям» слились, взаимообогатились и вылились в новую, чрезвычайно широкую область интересов к проблемам личностного и духовного развития. Вызвавшие широкий резонанс работы 1990-х годов посвящены разработке проблем психологии доверия и психологии понимания, вертикали духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулированию принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии.
Особо следует выделить научно-координационную деятельность. В 1960-е годы В.П. Зинченко вместе с Д.Ю. Пановым возглавлял крупные научные проекты по инженерной психологии, проводимые в интересах оборонной промышленности. К выполнению этих работ с соответствующим для того времени техническим обеспечением (например, именно в лаборатории инженерной психологии НИИ автоматической аппаратуры впервые в стране применена ЭВМ для управления ходом эксперимента) и финансированием привлекались психологи Московского, Ленинградского и Харьковского университетов, НИИ психологии АПН, а позднее — психологи университетов Вильнюса, Тарту, Тбилиси. Так, с самого начала к созданию инженерной психологии в стране были подключены ведущие психологические учреждения и ведущие психологи — А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев, П.И. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Бобнева, О.К. Тихомиров, В.Н. Пушкин, М.С. Шехтер и многие другие. Следует отметить, что созданная инженерная психология была не просто ответом на запросы времени: она создавалась именно как наука, и концептуальный каркас этой науки (принципы анализа деятельности оператора, понятие информационной модели и т.д.) также является делом В.П. Зинченко.
В 1970–80-е годы В.П. Зинченко совместно с В.М. Муниповым и со специалистами из научно-исследовательских организаций Министерства обороны СССР — Г.М. Зараковским, В.И. Медведевым, П.И. Шлаеном, а также организаций Министерства авиационной промышленности СССР — А.А. Польским и другими осуществлял большую координационную работу по развитию эргономики в СССР и странах-членах СЭВ. Под редакцией Зинченко (и В.М. Мунипова) с 1970 по 1984 годы было выпущено около 40 сборников по эргономике и психологии, а также разработаны и приняты первые в стране инженерно-психологические требования, принципы и рекомендации по эргономике.
В конце 1980-х годов В.П. Зинченко вместе с И.Т. Фроловым и Е.В. Филипповой на базе Института философии АН СССР начали реализацию достаточно амбициозного замысла — планирование и координация в Советском Союзе работ по человекознанию. Пожалуй, это — единственный проект В.П. Зинченко, которому было не суждено масштабно осуществиться — и отнюдь не по недостатку идей и активности, а вследствие распада Союза. Зато с успехом осуществлена другая программа: в начале 1990-х годов В.П. Зинченко по поручению института «Открытое общество»* (Фонд Дж. Сороса) занимался экспертизой, а затем и заказом нового поколения учебников по психологии, в результате чего было издано более 25 добротных учебников.
Педагогическую деятельность В.П. Зинченко начал еще будучи студентом: в 1951—56 годах преподавал психологию и логику ученикам 593-й и 598-й московских школ. С тех пор преподавание он не прерывал несмотря ни на что (даже после того, как 31 августа 1982 года был по телефону уволен (!!!) тогдашним деканом факультета психологии МГУ с должности зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии). Студенты психологических факультетов, отделений, институтов, университетов Москвы, Ленинграда, Тарту, Дубны, Самары, Надыма, Тобольска, а также студенты-«непсихологи» (педагоги, социологи, литературоведы, «технари») в разные годы имели возможность приобщиться к психологии посредством лекций В.П. Зинченко по общей психологии, инженерной психологии, эргономике, методологии, когнитивной психологии, искусственному интеллекту и другим курсам. В.П. Зинченко многократно читал лекционные циклы учителям Москвы, Самары, Риги, Сочи, Красноярска, Якутска, Усть-Илимска, Биробиджана.
Нельзя не вспомнить и об опосредованной, пролонгированной стороне педагогической деятельности: в одиночку и с соавторами подготовлены многочисленные учебные пособия по общей и инженерной психологии, эргономике, методологии психологии, психологической педагогике, включая и первые опыты издания психологических хрестоматий (еще в 1970-е годы вышло 4 выпуска «Зрительные образы и феноменология»), а также психологические словари. Творческой продуктивности В.П. Зинченко можно позавидовать и порадоваться, он автор или соавтор более 400 работ: статей, отдельных монографий, коллективных трудов. Его работы публикуют авторитетные издания: «Вопросы психологии» (более 50(!) статей), «Вопросы философии» (более 20 статей), «Научные доклады АПН РСФСР» (около 20 статей), «Journal of Russian and East European Psychology» (более 20 статей), «Педагогика», «Человек», «Общественные науки», «Практическая психология», «Природа», «Курьер ЮНЕСКО», «ИМПАКТ», «Техническая эстетика», «Светотехника», «Психологический журнал» и др.
Серьезным вкладом в развитие детской и общей психологии являются монографии «Восприятие и действие», созданная в 1967 году совместно с А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. (авторы удостоены премии им. К.Д. Ушинского), «Формирование зрительного образа» (1969) (с Н.Ю. Вергилесом), «Функциональная структура действия» (1982) с Н.Д. Гордеевой. Интерес к фундаментальным проблемам вылился в «Методологические вопросы психологии», написанные в 1983 году с С.Д. Смирновым. В.П. Зинченко создал свой неповторимый стиль, особенно заблиставший в монографиях последней декады его жизни: «Возможна ли поэтическая антропология?» (1994), «Аффект и интеллект в образовании» (1995), «Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии» (1997), «Живое знание» (1998), «Психология доверия» (1999), «Мысль и слово Густава Шпета» (2000).
В то же время многие научные труды написаны в соавторстве. Список соавторов по-своему красноречив. В первую очередь вспомним о соавторах-учителях: А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин. Часть работ написана совместно с учениками — Ван Чжи Цином (КНР), Н.Ю. Вергилесом, Г.Г. Вучетич, Н.Д. Гордеевой, В.М. Гордон, А.Б. Леоновой, Е.Б. Моргуновым, А.И. Назаровым, Ю.К. Стрелковым, Т.В. Цыгурой (список можно продолжить). Следует заметить, что под руководством В.П. Зинченко защищено более 50 кандидатских диссертаций.
Естественно, самую внушительную группу соавторов составляют коллеги по профессии, среди которых — Б.М. Величковский, Л.А. Венгер, Джеймс Верч, В.В. Давыдов, В.М. Девиташвили, Ю.М. Жуков, Мирослав Кливер, Т.В. Кудрявцев, Б.Ф. Ломов, Н.И. Майзель, Б.Г. Мещеряков, Ю.Н. Миртов, В.М. Мунипов, В.Ф. Рубахин, А.Г. Рузская, С.Д. Смирнов, Н.Ф. Талызина и многие другие. Можно сказать, что Владимир Петрович обладал по крайней мере тремя талантами общения — личностного, профессионального и межпрофессионального, и неудивительно, что огромное число научных публикаций отражает совместную работу со специалистами самых разных областей: физиком Е.П. Велиховым и философами В.А. Лекторским, М.К. Мамардашвили, Г.Л. Смоляном; математиком Д.Ю. Пановым и инженерами Б.С. Березкиным, В.А. Дракиным, П.Я. Шлаеном; физиологами Н.К. Гонтаревой, А.Н. Лебедевым, В.Д. Трушом; дизайнером А.Г. Устиновым и светотехниками Н.С. Ивановой и С.Г. Юровым, военными и многими другими. Потребуются специальные исследования, чтобы точно определить весь грандиозный «невидимый колледж» В.П. Зинченко.
Еще одно направление деятельности В.П. Зинченко — анализ истории психологии и вообще гуманитарных наук — отражено в различных публикациях, в том числе монографиях «Человек развивающийся» (с Е.Б. Моргуновым) и «К началам органической психологии». Специальные работы посвящены психологическим воззрениям Н.А. Бернштейна и А.А. Ухтомского, П.А. Флоренского и Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина и М.К. Мамардашвили. Его «воспоминания» о П.Я. Гальперине, Ф.Д. Горбове, В.В. Давыдове, А.В. Запорожце, П.И. Зинченко, М.К. Мамардашвили, А.Н. Леонтьеве, А.Р. Лурии, Д.А. Ошанине, С.Л. Рубинштейне, Д.Б. Эльконине — гораздо большее, чем анализ воззрений и даже дань памяти. Эта экстериоризация интериоризированного — живая отечественная психология, щедрый дар всем, и особенно молодым и будущим поколениям психологов. Владимир Петрович умел ценить работы других: его послесловия и предисловия сопровождают многие книги отечественных и зарубежных психологов — достаточно сказать, что он «запустил» на нашу орбиту Р. Аткинсона, М. Вертгеймера, Д. Верча, Р. Грегори, Д. Карнеги, Р. Солсо и др.
В.П. Зинченко был председателем Совета по Федеральным экспериментальным площадкам Минобразования, зам. председателя ряда межведомственных научных советов — «Эргономика», «Сознание», «Человек», входил в экспертный совет Отдела наук о человеке и обществе РФФИ. В течение длительного периода времени он был председателем международного научного совета «Эргономика» стран-членов СЭВ, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК.
Владимир Петрович принимал активное участие в жизнедеятельности Общества психологов СССР: в разные годы был членом Президиума, вице-президентом и даже первым казначеем.
В разные периоды Зинченко сотрудничал в редколлегиях многих журналов: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», «Техническая эстетика», «Journal of Russian and East European Psychology» (ранее — «Soviet Psychology»), ежегодника «Системные исследования», дубненского психологического журнала и др. С самого начала и до конца жизни он был главным редактором журнала «Культурно-историческая психология».
Владимира Петровича хорошо знают и высоко ценят за рубежом. Более 100 работ были изданы на самых разных языках: «Восприятие и действие» — на японском, «Формирование зрительного образа» — на английском и чешском, «Психология восприятия» — на испанском, «Эргономика и основы организации труда» — на английском и испанском, «Психометрика утомления» — на английском, а монография «За пределами зоны ближайшего развития» (1994) доступна всем англопонимающим.
В качестве докладчика и приглашенного лектора он многократно участвовал в работе международных конференций и конгрессов, посвященных различным психологическим проблемам (личности, деятельности, сознания, бессознательного, установки и пр.), философским проблемам, теории и методологии науки, инженерной психологии и эргономики, технической эстетики и эстетического воспитания, выготсковедению. Его приглашали с лекциями и докладами университеты Нового и Старого света — Калифорнийский университет (в Ирвайне и Сан-Диего), Университет Кларка (Вустер), Вашингтонский университет (Сент-Луис), университет Германии им. Гумбольдта (Берлин), университеты Болгарии, Венгрии, Чехии, Польши, Испании, Словакии, Японии, Кубы.
Возможно, кого-то удивит, что В.П. Зинченко не «удостоен» и не «отмечен» в отечестве никакими государственными наградами. Однако в профессиональной среде он был признанным лидером: еще в 1988 году избран почетным членом Американской академии искусств и наук, почетным профессором университета «Дубна» (октябрь 2001), почётным доктором Тартуского университета (май 2011), почетным профессором Харьковского национального университета (июнь 2013).
«Душа — это дар моего духа другому человеку», — слова М.М. Бахтина, которые Владимир Петрович неоднократно цитировал в своих работах последних лет. В них он искал и усматривал глубокий психологический (более того, культурно-исторический) смысл, а также, возможно, средство самопонимания и самоопределения.
Владимир Петрович был фантастически душевно и духовно щедрым. Он безостановочно дарил нам свою душу — и в непосредственном общении, и общении опосредствованном. Рядом с ним всегда было тепло, весело и уютно. Он был подобен мобильному и просторному кабинету психологической разгрузки. С благодарностью будем помнить этого замечательного человека большого ума и большой души!
Источник: Рубцов В.В., Мещеряков Б.Г. Человек большого ума и большой души // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. №1. С. 4–7.
* Генпрокуратура признала нежелательными на территории России иностранные некоммерческие организации — фонды «Открытое общество» и «Содействие», учрежденные Джорджем Соросом.
Действительно потрясающей души был человек. До сих пор с благоговением вспоминаю его лекции по поэтической антропологии. Слушалось на одном дыхании. Его работы до сих пор перечитываю с удовольствием и рекомендую студентам.
Долгая память светлому человеку.
, чтобы комментировать
Аспирантам МИРЭА в начале 90-х повезло иметь возможность учиться у Владимира Петровича. Вспоминаю, с каким интересом мы его слушали. Мой интерес к психологии укрепился и увеличился под влиянием семинаров В.П. Спустя много лет, на конференции в РГГУ я подошёл к нему, напомнил про аспирантуру в МИРЭА и поблагодарил, а он пожелал мне успехов. Вспоминаю о Владимире Петровиче с самыми добрыми чувствами.
, чтобы комментировать