16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024

Кто есть кто

Сергей Дмитриевич Смирнов

Сергей Дмитриевич Смирнов

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор МГУ.

Профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Член Научно-методического Совета по психологии Комитета по высшей школе Российской Федерации, заместитель председателя Экспертного Совета фонда РФФИ. Член диссертационных советов при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование», заместитель председателя редсовета журнала «Вопросы психологии», член редсовета журналов «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология», «Национальный психологический журнал».

Член Международной академии наук высшей школы.

В 1968 г. закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Уровни регуляции следящих движений глаз». В исследовании процессов зрительного восприятия С.Д. Смирнов предложил новый метод анализа познавательной деятельности на основе регистрации и анализа следящих (плавных) движений разного типа. Обнаружил связь выраженности этих движений в процессе съема и переработки зрительной информации со степенью напряженности зрительного или интеллектуального внимания.

В 1988 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Принцип активности в построении и функционировании психического образа». В этом исследовании дано экспериментальное и теоретическое обоснование представлений о процессе построения образа восприятия на основе перцептивных гипотез, генерируемых человеком навстречу воздействующей на него стимуляции. Выделены и описаны структура и функциональные свойства «образа мира», выступающего в роли интегрального образования познавательной сферы личности; открыто новое направление изучения образа мира, понимаемого как система познавательных гипотез разного уровня, включая гипотезы, генерируемые «на языке» чувственных модальностей (1983; 1985).

С.Д. Смирновым раскрываются современные тенденции развития высшего образования, в частности, смещение акцентов с деятельностно-центрированной педагогики на личностно-центрированную, рассматриваются методологические проблемы психологии (1983), дается психологическое обоснование основных закономерностей учебного процесса в высшей школе (1995).

С 1971 г. работает на факультете психологии МГУ: на кафедре общей психологии (до 1988 г.) педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе (с 1988 г., 1992-2004 - заведующий), психологии образования и педагогики (2004–2012 - заведующий, с 2012 г. - профессор), зам. декана по научной работе (1975–1983).

Области научных исследований:

  • психология восприятия,
  • методологические и теоретические вопросы психологии,
  • педагогика и психология высшего образования.

Читает курсы лекций:

  • Общая психология
  • Методологические вопросы психологии
  • Основы педагогики и психологии высшей школы (для аспирантов)
  • Творческое мышление и его развитие в процессе обучения
  • Педагогика и психология высшего образования
  • Психология и педагогика воспитания творческой личности в образовательной среде
  • Психологические аспекты в работе преподавателя
  • Психолого-педагогические основы развивающего инновационного образования
  • Педагогическая психология
  • Методологические основы психологии
  • Психологические аспекты в работе преподавателя
  • Педагогическое общение

Основные работы:

  • Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. 1983.
  • Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. 1985.
  • Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие. 1995, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2010, 2014.
  • Экспериментальная психология: Практикум / под ред С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. 2002.
  • Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. 2005, 2017, 2018, 2019, 2020, 2023.
  • Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. 2006, 2007, 2008, 2009, 2011, 2012, 2013, 2014, 2016, 2017, 2019, 2023.
  • Смирнов С. Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы: учебное пособие. 2007, 2014.
  • Принцип развития в современной психологии: коллективная монография. 2016.
  • Смирнов С. Д. Психология и педагогика в высшей школе: учебное пособие. 2018, 2019, 2020.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»