18+
Выходит с 1995 года
1 декабря 2024

Редакция «Психологической газеты» направила в адрес Председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Н.А. Останиной письмо с результатами обсуждения психологическим сообществом проекта Федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации».

Коллеги, благодарим вас за активное участие в дискуссии!

Публикуем текст письма.

Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей

Председателю комитета Н.А. Останиной

Уважаемая Нина Александровна!

В ответ на предоставленный Вами для обсуждения профессиональным сообществом психологов текст законопроекта «О психологической помощи в Российской Федерации» сообщаем следующее:

1. Публикация с текстом законопроекта на сайте «Психологической газеты» (Приложение 1) получила максимальный охват аудитории. За период, отведенный на обсуждение, были опубликованы 20 материалов: новостей, авторских статей и коллективных писем психологов, — их охват превысил 380000 просмотров; материалы получили сотни развернутых комментариев коллег на основном сайте издания и в социальных сетях.

В «Психологическую газету» поступили и были опубликованы открытые письма от практикующих психологов на имя руководителей Российского психологического общества, Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Российской психотерапевтической ассоциации (Приложения 2, 3, 10, 11, 20). В Телеграм-канале «Психологической газеты» более полутора тысяч респондентов приняли в участие в опросе о тексте законопроекта — лишь 5% опрошенных согласны с принятием закона в предложенной редакции; 77% настаивают на необходимости его доработки (Приложение 4). Петицию «За отправку на доработку Федерального Закона о Психологической помощи в РФ» на момент отправки этого письма подписали более девяти тысяч психологов, сбор подписей продолжается (Приложение 5).

2. Наибольшее число возражений вызвала статья 6 предложенного законопроекта:

  • согласно пункту «а» статьи 6 законопроекта, к психологу предъявляется требование наличия высшего психологического образования не ниже специалитета или магистратуры — таким образом, права на работу лишаются многочисленные выпускники бакалавриата: «Не учтены права… тех, кому уже присвоена квалификация и дано право осуществлять психологическую деятельность в соответствии с действующим законодательством и различными приказами и стандартами Минобразования. Нельзя называть этих людей псевдоспециалистами, если государство собственноручно выдало звание психолога», — пишут авторы петиции «За отправку на доработку Федерального Закона о Психологической помощи в РФ» (Приложение 5);
  • в статье 6 законопроекта не предусмотрена возможность оказания психологической помощи на базе дополнительного профессионального образования в соответствующей сфере психологии, реализуемого в Российской Федерации в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — таким образом, права на работу лишается основная часть практикующих специалистов: «Дефицит специалистов, действительно способных оказывать людям психологическую помощь, а также обучать этому мастерству других, станет практически тотальным. Исторически в России профессионализация в области психологического консультирования связана с переподготовкой людей, имеющих высшее образование любого профиля. Попытка выкинуть этих людей из обоймы… нанесет ущерб не просто целому отряду профессионалов, но и всей стране в трудные времена, — пишет директор Института практической психологии «Иматон» О.И. Муляр (Приложение 6). В ходе обсуждения законопроекта в Общественной палате РФ 4 октября 2022 президент Российского психологического общества, декан факультета психологии Московского государственного университета, профессор Ю.П. Зинченко подчеркнул: «Но у нас задача не сделать шлагбаум и запретить людям приходить в психологию как в профессиональную деятельность, задача, наоборот, привлечь сюда как можно больше специалистов. Сейчас катастрофически не хватает кадров по всем направлениям. Поэтому также мы говорим, что система дополнительного образования является теми дополнительными воротами, которые должны привлечь в нашу сферу специалистов иной профессии…» (Приложение 7).

3. Критику коллег вызвало наделение функциями регулирования и контроля оказания психологической помощи единственной уполномоченной общероссийской профессиональной психологической организации (статья 2.1), членство в которой становится обязательным для всех психологов страны, независимо от направления и особенностей работы (статья 10.4) — авторы петиции отмечают: «Законопроект направлен на создание монополии Общества, которое будет осуществлять функцию контроля, а также получать финансовую выгоду. Монополии противоречат законодательству РФ и могут способствовать коррупции» (Приложение 5).

4. Законопроект предусматривает добавление в перечень условий оказания психологической помощи несовершеннолетним без согласия законных представителей (статья 14.6) пункта 3 о психологической профилактике в учреждениях образования, организациях здравоохранения и органов социальной защиты — в настоящее время такая работа проводится психологом в школах только с письменного согласия законных представителей несовершеннолетнего: «Не знаю, кто из родителей согласится, чтобы без его согласия с ребенком проводились подобные мероприятия», — отметила директор Центра экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, кандидат психологических наук Ю.С. Шойгу (Приложение 7).

5. Кроме того, коллеги обратили внимание на отсутствие в законопроекте достаточного по длительности переходного периода — в результате принятия законопроекта в действующей редакции практикующие в настоящее время психологи будут вынуждены скрывать свою работу от регулирующих и контролирующих организаций. Предлагаемая коллегами длительность переходного периода для подготовки нормативной и кадровой базы к процедуре аттестации специалистов — 10 лет (Приложение 3).

Описывая контекст обсуждения законопроекта, президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», профессор В.В. Макаров отмечает: «Сегодня перед нашим профессиональным сообществом стоят … задачи: работа с последствиями пандемии COVID-19, специальной военной операции, наложенного на нашу страну и её граждан санкционного режима, кампании русофобии, а также связанного с ними агрессивного информационного поля, предотвращение социальных эпидемий… Мирное время ушло в прошлое, и, на наш взгляд, эффективному и быстрому решению этой задачи способствовало бы формирование и принятие специальной государственной программы по массовой подготовке … кадров психотерапевтов и психологов» (Приложение 8).

К настоящему письму прикладываем все материалы, связанные с обсуждением в профессиональном сообществе предоставленного Вами законопроекта с комментариями, возражениями и предложениями.

Список приложений — публикаций в «Психологической газете»:

С уважением, и.о. главного редактора «Психологической газеты» В.А. Трифонова.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»