Кто есть кто
Владимир Петрович Зинченко
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) Российской академии образования.
Автор первых отечественных учебников по эргономике, инициатор формирования специальности «эргономика». Внес существенный вклад в дело гуманитаризации сферы труда и системы образования.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2012).
В 1953 г. окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1956 г. - аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР.
В 1957 г. под руководством А.В. Запорожца защитил кандидатскую диссертацию на тему «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков». Официальными оппонентами были А.Р. Лурия и П.Я. Гальперин. В 1966 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Восприятие и действие». Официальными оппонентами были Б.Г. Ананьев, А.А. Смирнов и Б.Ф. Ломов.
В 1969 г. присвоено звание профессора.
В 1974 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1988 г. - почетным членом Американской академии искусств и наук, в 1992 г. - академиком РАО по Отделению психологии и возрастной физиологии. В 1991-1998 гг. - член президиума РАО, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии. В 2001 г. перешел в Отделение образования и культуры РАО.
В 1951-1956 гг. - учитель психологии и педагогики 593 и 598 средних школ г. Москвы.
В 1954-1961 гг. - младший научный сотрудник, затем старший научный сотрудник НИИ ОПП АПН СССР.
С 1960 по 1982 гг. работал в МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1970 г. создал и возглавил кафедру психологии труда и инженерной психологии.
В 1961 г. создал лабораторию инженерной психологии в НИИ автоматической аппаратуры и возглавлял ее до 1969 г.
В 1969-1984 гг. заведовал отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР.
В 1984 году в Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) основал и возглавил кафедру эргономики.
В 1988-1991 гг. был заместителем директора Института философии РАН и директором-организатором Института человека РАН.
Сооснователь (1998 г.) и заведующий кафедрой психологии Государственного университета природы, общества и человека «Дубна».
Профессор международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, профессор НИУ ВШЭ, Самарского государственного педагогического университета и ряда других вузов. Главный научный сотрудник Института общего среднего образования Российской академии образования.
Основатель и главный редактор журнала «Культурно-историческая психология», входит в состав редакционных коллегий ряда журналов.
В.П. Зинченко является членом различных научных обществ.
Область его научных исследований - теория и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика. Он экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа, информационный поиск и информационную подготовку решений, представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности.
Результаты научных исследований В.П. Зинченко использованы в рационализации существующих и проектировании новых информационных моделей систем управления техническими объектами, в формировании адекватных и эффективных образно-концептуальных моделей реальности в сознании операторов такого рода систем. На основе экспериментальных исследований разработана функциональная модель структуры предметного действия человека, развито учение о сознании как функциональном органе индивида, о структуре его основных компонентов и слоев.
Труды В.П. Зинченко внесли существенный вклад в дело гуманитаризации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманитаризацию системы образования. Он автор первых в стране отечественных учебников по эргономике для вузов (1979; 1998), один из инициаторов формирования новой вузовской специальности "эргономика", автор более 300 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий.
Интервью на сайте НИУ ВШЭ: «Учу студентов не только знанию, но и незнанию»
- «Культурно-историческая психология», международный научный журнал (в номинации «Проект года в психологической науке», 2006 г.), номинант
- «Введение в психологию. Учебник для студентов университетов», печатное издание (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2003 г.), лауреат
- «Большой психологический словарь», (в номинации «Лучший проект в психологическом образовании», 2002 г.), лауреат