Кто есть кто
Даниил Борисович Эльконин
Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент АПН СССР.
Заведующий лабораторией Института психологии АПН СССР.
В 1924 г. по командировке Наркомпроса УССР поступил на психолого-рефлексологический факультет Ленинградского института социального воспитания (впоследствии объединённого с Ленинградским педагогическим институтом им. А.И. Герцена), в 1927 г. окончил педологическое отделение педагогического факультета ЛГПИ.
В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников, в 1962 г. - докторскую диссертацию.
До поступления в институт работал делопроизводителем военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей.
После окончания ЛГПИ работал педологом-педагогом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги.
С 1929 г. работал на кафедре педологии ЛГПИ.
С 1937 г., после упразднения педологических структур, работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера.
Участник ВОВ. После окончания войны получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии.
Заседание комиссии, посвящённое «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 года, но было отложено, а затем отменено, Д.Б. Эльконин был уволен в запас.
С 1953 г. работал в Институте психологии АПН РСФСР (сейчас - Психологический институт РАО), заведовал несколькими лабораториями.
Преподавал на факультете психологии МГУ.
В 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР.
Автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Основным вкладом Д.Б. Эльконина в советскую и мировую педагогику была разработка и внедрение новой системы обучения — «развивающее обучение».
Д.Б. Эльконин опубликовал несколько монографий и научных статей, которые были посвящены обзору проблем теории и истории изучения детства, его периодизации и психодиагностикой. Занимался проблемами психологического развития детей в разном возрасте, психологией игры и вопросами учебной деятельности школьников, развития речи и обучения чтению.
Несколько статей Д.Б. Эльконина были посвящены анализу взглядов Л.С. Выготского. Положение о том, что детство развивается и имеет конкретно-исторический характер, означает, что детство в периоды разных исторических эпох имеет разные закономерности и содержание. Поэтому важно понять теорию исторического развития детства, опираясь на историю психологии, этнографию, историю образования и т. д.
Д.Б. Эльконин считал, что все виды деятельности детей общественны по своей природе, содержанию и форме, поэтому ребёнок с первой минуты рождения и с первых ступеней своего развития является общественным существом. Также Эльконин считал ребёнка активным субъектом в преобразовании и присвоении достижений человеческой культуры, которые всегда носят деятельностный характер. Благодаря процессам преобразования ребёнок воспроизводит и создает в себе человеческие способности.
Работы Д.Б. Эльконина были также посвящены психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности. В своих работах он описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности.
Разработал периодизацию, в которой выделил две стороны в деятельности: познавательную и мотивационную; эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде.
Основные публикации:
- Учение об условных рефлексах. М., Л., 1930
- Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938
- Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940 (опубликовано в 1998)
- Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946
- Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М., 1948
- Мышление младшего школьника // Очерки психологии детей. М., 1951
- Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951
- Психическое развитие ребёнка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956
- Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957
- Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958
- Детская психология. М., 1960
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1962
- Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964
- Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1965
- Возрастные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1967
- Психология обучения младшего школьника. М., 1974
- Как учить детей читать. М., 1976
- Психология игры. М., 1978
Награды:
- орден Отечественной войны II степени
- орден Красной Звезды
- медаль «За боевые заслуги»
- медаль «За оборону Ленинграда»
- Виктор Ефимович Каган, 16.02.2022