16 декабря 2017 , суббота

Известные психологи

Солдатова Галина Владимировна, р. 24.11.1956

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.

Профессор кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заместитель заведующего кафедрой. Руководитель специализации «Психология переговоров и разрешение конфликтов». Координатор факультета психологии по связям с общественностью и СМИ.

Директор Фонда Развития Интернет.

Член диссертационных советов при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и при МГОУ.

Главный редактор журнала «Дети в информационном обществе».

В 1980 г. окончила отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета, в 1985 г. - аспирантуру Института психологии АН СССР.

В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений», в 2001 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности».

Научные интересы:

  • психология межэтнических отношений,
  • психология межкультурных коммуникаций,
  • психология идентичности, конфликта и межэтнической напряженности,
  • психология миграций,
  • психология ксенофобии,
  • психология толерантности,
  • психология переговоров,
  • исследование социально-психологических аспектов влияния интернета на развитие личности и общества.

Работает на факультете психологии МГУ с 1988 г.

Читает курсы:

  • Психология личности и дифференциальная психология
  • Современные тренды психологии переговоров
  • Культурная антропология многомерной реальности
  • Теория и практика переговоров
  • Межкультурная компетентность личности
  • Введение в психологию переговоров
  • Психологическая устойчивость личности
  • Практикум по психологии межкультурных коммуникаций
  • Базовые навыки ведения переговоров
  • Культурно-историческая психология конфликта
  • Основы психологии переговоров
  • Диагностика толерантности
  • Психология межкультурных коммуникаций
  • Методы изучения и диагностики психологической устойчивости личности
  • Методы групповой психологической работы
  • Психология межэтнической напряженности

Была руководителем свыше 20 научно-исследовательских проектов и практических программ (УВКБ ООН, Фонд МакАртуров, Федеральные целевые программы Министерства образования, Национальный фонд подготовки кадров, РГНФ, Благотворительная организация United Way, Национальный фонд подготовки кадров и др.).

Опыт практической работы: многолетний опыт проведения полевых психологических, этносоциологических и кросскультурных исследований; организация первой в стране службы психологической помощи вынужденным мигрантам и беженцам из дальнего зарубежья; опыт психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего и дальнего зарубежья, а также их адаптации и реабилитации к другой социокультурной среде; опыт организации психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; разработка и проведение тренингов толерантности, тренингов межкультурной компетентности, профилактики ксенофобии, снижения агрессивности и разрешения конфликтов с детьми разных возрастных групп, со студентами, учителями и представителями других социальных групп; проведение популяционных всероссийских исследований по использованию детьми и подростками интернета, оценки уровня цифровой компетентности.

С 2005 года является директоро Фонда Развития Интернет. Фонд одним из первых в нашей стране начал заниматься вопросами безопасности детей в сети, работа ведется в различных направлениях, от исследований «цифрового поколения» до практической поддержки детей и родителей специалистами организованной Фондом горячей Линией помощи «Дети онлайн» (телефонное и онлайн-консультирование по проблемам использования и безопасности интернета для детей и подростков).

Основные публикации: автор свыше 230 научных и научно-методических работ

  • Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., Мысль, 1996 (в соавторстве Дробижева Л.М,, Коротеева В.В.)
  • Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.
  • Разные, но равные. Большие психологические игры. М., МГУ, 2004. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Лютой Т.А.)
  • Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместной деятельности. М. Смысл, 2006. ( в соавторстве с Асмоловым А.Г., Макарчук А.В., Шляпниковым В.Н.)
  • Методология и технология оценки социальной напряженности в образовательной среде. М., АСОУ, 2007. ( в соавторстве с Стебаковым Д.А., Филилеевой Е.В., Хохловой О.А.)
  • Толерантность как фактор противодействия ксенофобии (Глава 1 "Методология Социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире" (в соавторстве: В.А. Лекторский, В.Ф. Петренко, Т.А. Нестик, Л.А. Шайгерова). М.: Издательство «Наука». Под ред. Ю.П.Зинченко и А.В. Логинова, 2011.
  • Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. ( В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
  • Дети России онлайн. Результаты международного проекта EUKIDSONLINEII в России. М., 2012. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Роггендорф П.) http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf
  • Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С. 144. (В соавторстве с Нестик Т., Рассказовой Е., Зотовой Е.)
  • Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантности для подростков. (Программа тренинга). М., Генезис, 2000. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Шаровой О.В.).
  • Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности. М., Смысл, 2002. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Калиненко В.К., Кравцовой О.А.).
  • Позволь другим быть другими. Тренинг толерантности по профилактике и преодолению мигрантофобии. (Программа тренинга). М., МГУ, 2002. (В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А., Щепиной А.И., Хухлаевым О.Е.).
  • Тренинги повышения межкультурной компетентности. М., МГУ., 2004. ( В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А.).
  • Тренинги толерантности. М., МГУ. 2005. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Щепиной А.И., Хухлаевым А.Е., Лютой Т.А.).
  • Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. (программа тренингов) . М., Генезис, 2006. ( В соавторстве с Макарчук А.В.).
  • Тренинг повышения социальной компетентности педагогических кадров. М., АСОУ, 2006 (В соавторстве с Макарчук А.В., Лютой Т.А., Шляпниковым В.Н., Щепиной А.И.).
  • Психодиагностика толерантности личности. М., Смысл., 2007. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Прокофьевой Т.Ю.).
  • Искусство жить с непохожими: психотехники толерантности. М.: Московия, 2009. (в соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В.).
  • Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Лекции. Часть 1 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 165. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
  • Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).

Награды:

  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010 г.).
  • Благодарность Министра связи и массовых коммуникаций РФ за организацию Года безопасного интернета и работа по повышению безопасности интернета для детей и подростков (2010 г.).
  • Медаль К.Д. Ушинского за многолетний плодотворный труд в сфере образования (2011 г.).
  • Медаль РАО имени Л.С.Выготского (2016 г.)
  • Медаль Г.И.Челпанова (I степени) (2017 г.)

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение