16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью»

О гиперподключенности, смешанной реальности, расширенной личности и «новой социальности» как измерениях цифровой социализации профессор кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заместитель заведующего кафедрой, директор Фонда развития Интернет, академик РАО, доктор психологических наук Галина Владимировна Солдатова рассказала на 15-м Санкт-Петербургском саммите психологов.

«Цифровое поколение», по словам Галины Солдатовой, представляет собой влиятельную, однако малоизученную демографическую группу: в России она составляет 54%, в мире — 57%. «За годы работы через наши исследования прошли разные поколения, либо Y, либо Z по известной классификации. Сейчас идут маленькие “альфики”», — отмечает Галина Владимировна.

Один из последних проектов, проходивший при поддержке Российского научного фонда, был посвящен феномену цифровой социализации. Эмпирическое исследование было проведено в 2019 году в 8 федеральных округах России. Выборка составила около 3 тысяч человек, исследовались группа подростков от 12 до 17 лет и группа взрослых — родителей, у которых есть дети-подростки 12–17 лет.

В основе построения рабочей модели цифровой социализации, по словам Галины Солдатовой, лежит т.н. гипотеза «новой нормальности», которая возникла в период экономического кризиса 2008 года. Она была предложена для анализа и объяснения явлений в эпоху перемен, роста неопределенности, непредсказуемости мира. «В период коронакризиса эта гипотеза стала очень популярной, вышла на первый план и под ней сегодня понимают не только экономические, но и социальные, психологические изменения в разных сферах жизни человека. И оптика новой нормальности требует смены привычного взгляда на окружающий мир, нового набора правил и идей. Используя этот термин, мы пытаемся переосмыслить прошлое, как бы утверждая в качестве стандарта настоящее», — отметила Галина Владимировна.

Очень остро, по мнению Галины Солдатовой, сегодня стоит вопрос о том, насколько канонические данные, например, в психологии развития, накопленные в прошлом веке, соответствуют современным реалиям. Ключевое значение приобретает тезис «новой нормальности» о том, что норма динамична и изменчива. В этом контексте понимание «нормальность» в прежнем смысле перестает существовать.

Одним из важнейших трендов «новой нормальности», по словам Галины Солдатовой, являются цифровые трансформации, которые меняют нашу повседневность и картину мира. «Последствием этого становится новая экологическая система развития ребенка, которую мы рассматриваем уже очень давно на основе культурно-исторического подхода Л.С. Выготского и его последователей, включая Ури Бронфенбреннера с его известной теорией экологических систем. Еще одной очень важной основой нашего исследования является историко-эволюционный подход Александра Григорьевича Асмолова», — рассказала Галина Солдатова.

«Как раз с позиции культурно-исторического подхода, как мы уже знаем, цифровые устройства, цифровые среды как культурные орудия опосредуют психические функции, новые виды деятельности, все социальное взаимодействие и новые культурные практики», — отметила Галина Владимировна.

В контексте цифровых трансформаций возникает особый интерес к феномену детства. Изменившаяся социальная ситуация развития ребенка приводит к тому, что за его зону развития конкурирует не только значимый взрослый, но и онлайн-среда.

«Мы начинаем говорить о новом историческом типе детства — о цифровом детстве», — отмечает Галина Солдатова. И здесь вновь возникает вопрос о применении норм доцифрового детства к современному ребенку. «В связи с этим мы посчитали важным и необходимым введение понятия “цифровая социализация”», — отмечает Галина Солдатова.

Цифровая социализация — опосредованный всеми доступными инфокоммуникационными технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн реальности и формирующий его цифровую личность как часть реальной личности.

Особая уникальность подрастающего поколения, по мнению Галины Владимировны, состоит в том, что цифровая социализация соседствует с традиционной. Эти формы совмещаются, конкурируют, вытесняют, замещают друг друга.

Цифровую социализацию можно рассматривать как процесс непрерывной адаптации изменяющегося человека к возможностям и рискам меняющейся социо-технологической среды. Эта адаптация отражает процесс социальной эволюции психики личности, когда сознание сращивается с цифровыми устройствами как внешними культурными орудиями. И техносистема как важная часть внешней среды встраивается в когнитивную социальную систему человека, интегрируется, выступает как ее часть и изменяет эту систему.

Исследование цифровой социализации проходит по нескольким направлениям: психологическое благополучие и психическое здоровье, индивидуально-личностные особенности, пользовательская активность, образ цифрового мира, цифровое гражданство и другие.

В ходе исследований были выделены следующие ключевые измерения цифровой социализации современного человека, современного ребенка: гиперподключенность, смешанная (совмещенная) реальность, расширенная личность, новая социальность.

Гиперподключенность — синоним экранного времени или пользовательской активности, т.е. время, которое проводит пользователь, используя цифровое устройство, подключенное к Сети.

«Мы замеряем экранное время и видим, что оно увеличивается. Высокая и очень высокая пользовательская активность (в среднем 9 часов в сутки) растет из года в год. Если сравнить два исследования, 2013 и 2019 года, то виден рост практически в 2,5 раза», — отмечает Галина Солдатова.

«Недавно мы закончили очень сложное дневниковое исследование с помощью чат-бота в Telegram. Мы сомневались в том, что отчеты о проведенном в Интернете времени дают нам корректные цифры. Сделали большое дневниковое исследование и получили интересные результаты. Оказалось, что самоотчеты показывают приблизительно реальные цифры. Но они занижены, а не завышены», — подчеркивает Галина Владимировна.

По результатам дневникового исследования 2021 года виден рост в два раза по сравнению с 2019 годом: по словам Галины Солдатовой, уже не четверть, а каждый второй ребенок в возрасте 14–17 лет может быть внесен в категорию гиперподключенных.

Другим важным измерением цифровой социализации является смешанная реальность. «Очень долго эта тема была значима в основном в технологической плоскости. Но сегодня мы начали понимать, что давно уже живем в пространстве, где границы между онлайн и офлайн очень сильно размываются. Происходит их постоянная конвергенция, наше представление о реальности все сильнее меняется. И вот наши дети все осознали первыми и самостоятельно осваивают это практически не исследованное пространство. В 2019 году у нас уже каждый второй ребенок и только каждый пятый взрослый осознали, что живут в смешанной реальности», — рассказывает Галина Солдатова.

Существование в смешанной реальности и гиперподключенность к Интернету как к сложному многофункциональному инструменту — это базовые и определяющие характеристики «новой нормальности».

Третье измерение цифровой социализации — это «расширенное я», которое непосредственно связано с цифровой личностью. Феномен личности как одно из центральных интегративных понятий психологии представляется еще более сложным, чем был до цифровой эпохи. Личность почти каждого современного человека, имеющего хотя бы одно цифровое устройство, приобретает свою цифровую сторону.

«Но если о личности компьютера заговорили не вполне обоснованно на самой заре компьютеризации, то о цифровой личности, как ни странно, совсем недавно», — отмечает Галина Владимировна. Существовали различные попытки концептуализации этого феномена: цифровой близнец / двойник, цифровое существо (аватар), сетевые «самости».

«Обобщая существующие взгляды, можно сказать, что цифровая личность рассматривается сейчас, во-первых, как процесс и результат постоянной оцифровки человека. Все учетные записи, все аккаунты, все наши реквизиты — все это дополняет личность. Как сложные результаты взаимодействия и воздействия информационного пространства на человека. Это то, что мы пытаемся изучать. И все подключенные к сети гаджеты. Все перечисленное становится внешними расширениями, продолжениями и достройками человека. Таким образом, человек расширенный становится очень важным измерением новой нормальности», — отмечает Галина Солдатова.

Еще одним измерением цифровой социализации является «новая социальность». Сознание, расширяясь, сращивается с внешними орудиями (различными цифровыми устройствами) и онлайн-пространствами знаковой реальности, которые опосредуют не только психические процессы, но и новые виды взаимодействия, форматы деятельности, социальный порядок, социальные и культурные практики, а также динамику их постоянных изменений.

Цифровое «расширение» происходит по нескольким направлениям:

  • память и знания (Википедия, Google, облачные хранилища, папки с файлами на компьютере, электронные «связки ключей», фото, контакты);
  • саморегуляция (приложения для контроля времени, напоминания смартфона, чат-боты с напоминаниями, приложения по отслеживанию трат);
  • здоровье (приложения, отслеживающие физическую активность, цикл, вес, сон, питание);
  • самопрезентация и коммуникация (профили в соцсетях, посты, сторис, лайки / дизлайки, комментарии, список френдов, переписка в мессенджерах);
  • профессиональная идентичность (программы и приложения для работы, индивидуальные настройки, профили в профессиональных соцсетях).

По словам Галины Солдатовой, чем моложе человек, тем чаще он воспринимает цифровые объекты как часть себя. Смартфон является одним из первых и наиболее значимых видов собственности у подростка, гаджет всегда рядом: у трети подростков, по данным дневникового исследования, он находится под рукой даже ночью. Также среди опрошенных в возрасте 7–16 лет очень велика эмоциональная привязанность к гаджетам (41%).

Значимость цифрового мира проявляется в возникновении новых страхов. Номофобию (страх остаться без телефона) называет каждый третий подросток, страх репутационных потерь в соцсетях — каждый второй, страх остаться без доступа к социальным сетям — более 70%. Для подростков характерен высокой уровень технофилии и достаточно высокий уровень доверия к приложениям и программам (каждый четвертый).

Рассмотрение формирования личности современного ребенка через призму гиперподключенности, неизученного ранее пространства смешанной реальности и беспрецендентного технологического расширения личности, определяющих ее новую социальность, предполагает, во-первых, необходимость иного взгляда на нормы когнитивного и личностного развития, во-вторых, подтверждает значимость не только орудийного опосредствования деятельности как одного из существенных условий развития психики, но и механизмов переопосредствования — включения уже опосредствованных форм деятельности в новые системы опосредствования.

Поэтому закономерно намечающееся в исследованиях смещение фокуса с изучения процессов главным образом интериоризации на психологический анализ процессов экстериоризации, в частности на вопросы эффективного овладения цифровыми устройствами и техносистемой в целом.

Представленная социально-когнитивная модель цифровой социализации, в центре которой находится цифровая личность, отражает современный этап социальной и когнитивной эволюции человеческой психики, когда развивающееся сознание личности в познавательном и коммуникативном плане фактически сращивается с внешними орудиями (гаджетами) и знаковой реальностью (Интернетом).

Доклад был сделан на 15-м Санкт-Петербургском саммите психологов в рамках панельной дискуссии «От рефлексии — к действию! От обретения смыслов — к созиданию будущего! Как год пандемии с его утратами, испытаниями и запретами повлиял на человечество?». Смотрите полную видеозапись выступления:

В статье упомянуты
Комментарии
  • Александр   Шмелев
    Александр Шмелев
    Москва, Россия
    03.11.2021 в 19:15:45

    Галина Владимировна, прочел этот текст про "цифровую личность" и "новую нормальность". Осталось, честно говоря, двоякое впечатление. На философском уровне, на уровне макропонятий все кажется очень убедительным, хотя немножко не хватает остроты. Эмпирические данные (в основном полученные, как я понял, простыми методами прямых социологических опросов) вроде тоже выглядят правдоподобными. Но... остро не хватает операциональных конструктов мезоуровня (среднего уровня обобщенности). Ну, например. таких как как "когнитивные стили" или "клиповое мышление", в частности. Что происходит со стилями в эпоху цифровой трансформации? Куда уходит аналитический когнитивный стиль с опорой на логико-дискурсивное речевое мышление? Уходит ли он? Заменяет ли его синтетический когнитивных стиль с опорой на визуальное мышление (клиповый)? А что происходит с когнитивной сложностью-простотой? А с рефлексивностью? Это кто-нибудь замеряет? Как?

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»