• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

29 мая — 1 июня
Москва

Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» пройдет под эгидой ЮНЕСКО

31 мая
Москва

Международная научно-практическая конференция «Влияние психологических воздействий на быт современного человека»

2 — 4 июня
Санкт-Петербург

XIII Санкт-Петербургский саммит психологов

27 июня
Казань

XXIII Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: продуктивное взаимодействие наук в образовательном процессе»

28 — 30 июня
Владивосток

IX-я Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

2 — 5 июля 2019
Москва

XVI Европейский психологический конгресс

Весь календарь
Ясюкова Людмила Аполлоновна, Санкт-Петербург

Кандидат психологических наук.

Заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) факультета социологии СПбГУ. Преподаватель Института практической психологии «Иматон».

Научный руководитель Центра «Диагностика и развитие способностей», психолог лицея №384 СПб.

Окончила факультет психологии ЛГУ им. Жданова в 1976 году. В своей дипломной работе «Некоторые особенности восприятия произведений изобразительного искусства» доказывала, что общая теория художественного восприятия, созданная Л.С. Выготским на основе анализа литературных произведений, применима и для живописи.

Начинала работать в качестве психолога в Государственном институте прикладной химии (ГИПХ), через год перешла в лабораторию социальной психологии НИИКСИ ЛГУ (в тот момент — самостоятельное подразделение, позе вошедшее в состав факультета социологии), где работает до сих пор. Под руководством Аллы Александровны Русалиновой занималась проблемами подбора и рациональной расстановки инженерных и руководящих кадров. В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя». В этом же году получила Серебряную медаль ВДНХ СССР за разработанную Систему подбора и рациональной расстановки инженерных и управленческих кадров в НПО, НИИ и КБ, которая использовалась в НПО «Светлана», на предприятиях Бел.Кам.нефти, Сев.Газ.прома, Камаза, Харцизском трубном и Ленинградском Адмиралтейском заводах.

С начала 90-х годов стала заниматься проблемами развития профессиональных способностей, в основном работала с вузами и школами. Разработала технологию психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, которая позволяет оптимизировать подготовку ребенка к школе, сам процесс обучения и развития ребенка на протяжении всей школьной жизни, выбор вуза и профессии в соответствии со способностями (ТООР). Технология опубликована в виде 3 методик и достаточно широко используется не только на территории России, но в ближнем (Украина, Белоруссия, Казахстан, страны Балтии) и даже удаленном (Германия, Израиль) зарубежье. В 2007 году Л.А. Ясюкова получила за разработку ТООР диплом лауреата на конкурсе «Инновационные технологии в новом столетии», который проводился Российским Психологическим обществом.

С начала 90-х годов также занималась проблемами детей с легкими функциональными нарушениями в работе мозга (ПЭП, ММД, СДВГ). Л.А. Ясюкова разработала методику экспресс-диагностики данного заболевания и создала медико-психологическую систему реабилитации детей с ММД (или с СДВГ), которая позволяет за полгода полностью избавить ребенка от поведенческих и учебных проблем.

Активно занимается разработкой диагностического инструментария, например, тесты для диагностики физико-математических, гуманитарных  способностей, нестандартности мышления, самостоятельности мышления, навыка чтения, жизненных и трудовых ценностей, толерантности, коммуникативных установок, социальной перцепции, правового и гражданского сознания и пр.

Список публикаций:

I Книги:

  1. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб., ИМАТОН, 1997, 1999, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011.
  2. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., ИМАТОН, 1999, 2002, 2007, 2010.
  3. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб., ИМАТОН, 2001, 2005, 2007, 2010.
  4. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. СПб., ИМАТОН, 2001, 2003, 2006, 20010.
  5. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. СПб., ИМАТОН, 2002, 2006, 2009.
  6. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб., «Речь», 2003
  7. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб., ИМАТОН, 2005.
  8. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. В 2-х частях. СПб., ИМАТОН, 2005, 2010.
  9. Социализация детей через творчество. Сборник статей под ред. Л.А. Ясюковой, А.Е. Зимбули. СПб., «Синтез-Полиграф», 2001.
  10. Учимся творчеству. Интегрированные формы работы в сфере дополнительного образования детей. Под ред. Т.М. Гусенцовой, А.Е. Зимбули, Л.А. Ясюковой. СПб., «Синтез-Полиграф», 2003.
  11. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности. Коллективная монография, под ред. Н.М. Платоновой. СПб, «АСпринт», 2003.
  12. Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие. Коллектив авторов, под ред. Н.М. Платоновой. СПб., «Речь», 2004.
  13. Ясюкова Л.А. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя. Автореф. канд. дисс., Л., 1988.
  14. Курс молодого предпринимателя. Учебное пособие. Коллектив авторов, под ред. В.С. Кабакова. СПб,1993. (Ясюкова Л.А. Глава: «Психология управленческих способностей»).
  15. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ясюкова Л.А. Твой компас на рынке труда. СПб, «РОСТ», 2002.
  16. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. Москва. Институт психологии РАН. 2017.
    Монография по итогам лонгитюдного 15-летнего исследования, выполненного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, гранты РГНФ № 07-06-00782а, № 10-06-00402а. Представлена в номинации «Проект года в психологической науке» XIX Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2017 года (читать отрывок).

II Статьи
Статьи: школьное образование и школьники

  1. Ясюкова Л.А. Возможности теста Бурдона в диагностике функциональных дефектов развития // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. Сборник статей. СПб,1995.
  2. Ясюкова Л.А. Психологическое сопровождение становления профессионала // Довузовское образование на современном этапе. Сборник статей. СПб, 1998.
  3. Ясюкова Л.А., Зимбули А.Е. Создание психолого-педагогиче­ских условий для социализации учащихся через творческую деятельность // Педагогический вестник, № 10, СПб, 1998.
  4. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Профилактика тревожности у учащихся начальной и средней школы // Технологии социальной работы с детьми и подростками. Сборник статей под ред. В.Н. Келасьева. СПб, 2001.
  5. Ясюкова Л.А. Особенности интеллектуального и личностного развития старших подростков (лонгитюдное исследование) // Вестник СПб Госуниверситета, Сер. 6, Вып. 4, №30, 2001.
  6. Ясюкова Л.А. Психолого-социальная помощь «гиперактивным» детям // Вестник СПбГИПСР, №1, 2002.
  7. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Социальная работа в школе: актуальные задачи и возможности их решения // Проблемы социальной работы. Сборник статей под ред. В.Н. Келасьева. СПб., 2003.
  8. Ясюкова Л.А. Исследование зрительно-моторной координации у первоклассников // Вестник СПбГИПСР, №2, 2003.
  9. Ясюкова Л.А. Развивающая среда создается сообща // Пространство для творчества. Сборник статей под ред. Т.А. Бойцовой и др. СПб., 2003.
  10. Ясюкова Л.А. Связь мотивации выбора профессии с психологическими особенностями старшеклассников // Вестник СПб Госуниверситета, сер. 6, 2003, вып. 4 (№30).
  11. Ясюкова Л.А. Изучение адаптации и развития младших школьников // Вестник СПб Госуниверситета, 2004, сер. 6, вып. 3.
  12. Ясюкова Л.А. Зависимость интеллектуального развития учащихся средней школы от особенностей учебных программ // Вестник СПб ГИПСР, №3, 2004.
  13. Ясюкова Л.А. Роль понятийного мышления в обучении // Вестник практической психологии образования, № 1, 2005.
  14. Ясюкова Л.А. Социально-психологические особенности подростков с проблемным поведением // Вестник СПб ГИПСР, №4, 2006.
  15. Ясюкова Л.А. Возможности учреждений дополнительного образования в развитии творческого потенциала и социализации подростков // Новые дети нового века. Научный редактор В.Е. Семенов. СПб., 2006.
  16. Ясюкова Л.А. Взаимосвязи развития личности и творческого потенциала подростков // Человек и общество. Вып. 32. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ, под ред. В.Е. Семенова. СПб., 2007.
  17. Ясюкова Л.А., Матузова Н.Н., Мельн Е.А. Социально-психологические особенности контингента подростково-молодежных клубов // Человек и общество. Вып. 32. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ, под ред. В.Е. Семенова. СПб., 2007.
  18. Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал, №1(2) сентябрь 2007.
  19. Ясюкова Л.А. Методика выявления смысловой единицы восприятия текста // Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева, 2007, № 7.
  20. Ясюкова Л.А. Формирование и диагностика личностной толерантности подростков // Вестник СПб Госуниверситета, 2008. Серия 12, вып. 4.
  21. Ясюкова Л.А. Особенности формирования социального интеллекта одаренных подростков // Ученые записки СПб ГИПСР, 2008. №2 (10).
  22. Ясюкова Л.А. Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2008, №2.
  23. Ясюкова Л.А., Новосельцев С.В. Комплексный медико-социально-психологический подход к реабилитации детей с СДВГ // Международный симпозиум «Интеграция остеопатии в национальный проект «Здоровье», СПб., 2008.
  24. Ясюкова Л.А. Особенности социализации одаренной молодежи // Вестник СПб Госуниверситета, 2009. Серия 12, вып. 2., ч. 1.
  25. Ясюкова Л.А Влияние одаренности на интеллектуальное и социальное развитие подростков. // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие, СПб., 2009.
  26. Ясюкова Л.А. Влияние интеллектуального развития на становление эмоционально-коммуникативной сферы личности старшеклассников / Ученые записки СПб ГИПСР, 2009. №2 (12).
  27. Ясюкова Л.А. Социальный интеллект младших школьников // Сборник статей «Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации» под ред. А.Л.Журавлева, М.А. Холодной, Д.В. Ушакова, М., 2010.
  28. Ясюкова Л.А. Особенности становления социального интеллекта младшего школьника // «Экспериментальная психология в России», под ред. В.А. Барабанщикова, М., 2010.
  29. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Роль интеллектуальных способностей в становлении личности подростка // Вестник РГНФ, вып. 3. М., 2010.
  30. Ясюкова Л.А. Педагогика неграмотности // журнал «Школьные технологии», №2. М., 2011.
  31. Ясюкова Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы // журнал «Школьные технологии», № 5. М., 2011.
  32. Ясюкова Л.А. Современная школа: психологическая технология оптимизации обучения и развития // журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», № 3. М., 2011.
  33. Ясюкова Л.А. Гендерные особенности интеллектуального развития учащихся начальных классов // Ученые записки СПб ГИПСР, 2011, Вып. 2, т.16.
  34. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Возрастные особенности становления социального интеллекта младших школьников // Ученые записки СПб ГИПСР, 2011, Вып. 1, т.15.

Статьи: студенты и взрослые

  1. Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // журнал «Вопросы психологии», 1990, № 5.
  2. Ясюкова Л.А. Система отбора и расстановки руководящих кадров // Совместная деятельность: методы исследования и управления. Под ред. А.Л. Журавлева. М., 1992.
  3. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Мельн Е.А. Социокультурные установки и личностные особенности гуманитарной и технической интеллигенции // Вестник СПб Госуниверситета, 1993, сер. 6, вып. 1, № 6.
  4. Ясюкова Л.А. Самойлова В.А. Проблемы обучения и развития творческого потенциала будущих специалистов // Социальные проблемы молодежи. «Человек и общество», вып.27,СПб,1995.
  5. Ясюкова Л.А. Возможности системы «Школа - Вуз» в повышении качества подготовки специалистов // Вестник СПб Госуниверситета, сер.6, вып. 3, №20,1996.
  6. Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Журнал «Прикладная психология», №4, 2000.
  7. Ясюкова Л.А. Основы профессионализма практического психолога // Психолого-социальная работа в современном обществе. СПб., 2004.
  8. Ясюкова Л.А. Социально-психологические особенности безработных, активно ищущих работу // Вестник СПб ГИПСР, №4, 2005.
  9. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Состояние и тенденции развития правосознания в современном российском обществе // Человек и общество. Вып. 31. Научный альманах НИИКСИ. СПбГУ, СПб., 2005.
  10. Ясюкова Л.А. Методика изучения творческого потенциала педагогического коллектива // Человек и общество. Вып. 31. Научный альманах НИИКСИ. СПбГУ, СПб., 2005.
  11. Ясюкова Л.А., Матузова Н.Н. Моральные и правовые аспекты менталитета российских гуманитариев // Вестник СПб Госуниверситета, сер.6, вып.1, 2006.
  12. Ясюкова Л.А. Качество подготовки современных практических психологов // Национальный психологический журнал, 2006, № 1.
  13. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Профессионально-личностная типология коммерсантов и разработчиков-программистов // Вестник СПб Госуниверситета, сер. 6, вып. 1, 2007.
  14. Ясюкова Л.А., Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Бугин И.В. Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2007, №10 (32).
  15. Ясюкова Л.А. Правовое сознание в менталитете российских бизнесменов // Вестник СПб Госуниверситета, 2008. Серия 12, вып. 1.
  16. Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления // Вестник СПбГУ, серия 12, вып.3, СПб., 2010.

Список опубликованных тезисов — на персональном сайте автора: http://www.ясюкова.рф/articles/

Сотрудничает с Городской лабораторией «Системы оценки качества общего образования» в плане разработки мониторинга оценки формирования УУД (универсальных учебных действий) у школьников с использованием моих методических комплектов. Продолжает сотрудничать с СПб ГПУ (Политехнический университет), с кафедрой валеологии и биомеханики. Проводит исследования по грантам РГНФ (последние — по закономерностям развития социального интеллекта).

 В 2013 году участвовала в фундаментальных исследованиях НИИКСИ СПбГУ в качестве руководителя подтемы «Духовно-нравственные ценности старшеклассников и студенческой молодежи». Опубликовала 12 научных работ, участвовала в пяти международных и трех всероссийских конференциях.

Награды:

В 2013 году Л.А. Ясюкова стала победителем Всероссийского конкурса научно-методических разработок в сфере образования, проводимого Российской Академией Образования — за разработанную ею совместно с  А.Е. Бахмутским, д. пед. наук, профессором кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, зав. лабораторией системы оценки качества образования Комитета по образованию Правительства СПб, «Систему оценки результатов образовательной деятельности».

Лауреат XV Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года в номинации «Личность года в российской психологии».

Номинант XIX Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2017 года в номинации «Проект года в психологической науке».

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Участие в конкурсе «Золотая Психея»

Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2013 г.


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
27 мая 2019 , понедельник

В этот день

Ольга Николаевна Волкова-Куцевалова празднует юбилей ― 35 лет! поздравить!

Ирина Михайловна Улановская празднует день рождения ― 63 года! поздравить!

Скоро

29 мая — 1 июня
Москва

Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» пройдет под эгидой ЮНЕСКО

31 мая
Москва

Международная научно-практическая конференция «Влияние психологических воздействий на быт современного человека»

2 — 4 июня
Санкт-Петербург

XIII Санкт-Петербургский саммит психологов

27 июня
Казань

XXIII Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: продуктивное взаимодействие наук в образовательном процессе»

28 — 30 июня
Владивосток

IX-я Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

2 — 5 июля 2019
Москва

XVI Европейский психологический конгресс

Весь календарь
27 мая 2019 , понедельник

В этот день

Ольга Николаевна Волкова-Куцевалова празднует юбилей ― 35 лет! поздравить!

Ирина Михайловна Улановская празднует день рождения ― 63 года! поздравить!

Скоро

29 мая — 1 июня
Москва

Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» пройдет под эгидой ЮНЕСКО

31 мая
Москва

Международная научно-практическая конференция «Влияние психологических воздействий на быт современного человека»

2 — 4 июня
Санкт-Петербург

XIII Санкт-Петербургский саммит психологов

27 июня
Казань

XXIII Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: продуктивное взаимодействие наук в образовательном процессе»

28 — 30 июня
Владивосток

IX-я Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

2 — 5 июля 2019
Москва

XVI Европейский психологический конгресс

Весь календарь