16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Будущая школа – подготовка к жизни в мире неопределённости

В рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов 3 июня 2019 года состоялся мастер-класс Людмилы Аполлоновны Ясюковой «Будущая школа – подготовка к жизни в мире неопределённости. Hard и soft skills: как с водой не выплеснуть младенца?»:

Реформа образования, которая и раньше постоянно волновала просвещенные умы человечества, в настоящее время, похоже, приобрела хронический характер. Мнением по данному вопросу делится известный специалист в области психологии образования и психологического сопровождения школьного обучения:

«Как подготовить детей к жизни в условиях неопределённости? Условия неопределённости –  тогда, когда мы не знаем, с чем мы имеем дело. Что в этом случае надо делать?... Выступая на Саммите психологов, Александр Асмолов предложил в условиях неопределённости действовать неадаптивно: то есть, лучше всего действует тот, кто действует нелогично, как попало и так далее. Не дай Бог нам следовать этим советам! Если мы не понимаем, с чем мы имеем дело, в первую очередь надо проанализировать, с чем мы имеем дело...
 
Кто больше всего говорит о проблеме того, что жизнь быстро меняется? Больше всего говорим мы, взрослое наше поколение. Потому что чувствуем: то, что мы знали, умели и умеем,  уже не очень годится, для детей это бессмысленно и нам надо быстро меняться, чтобы совершенно не отстать от жизни. Про это думают, в основном те, кто занимается наукой и преподаванием, потому что неизвестно, чему учить студентов, если передавать свой опыт бессмысленно. Как менять науку?... Проблема в том, что преподавать и кому...

С другой стороны, (я давала интервью Обществу российских предпринимателей, они озабочены тем, что некому работать) нет смены – старшее поколение уходит, а новое - непрофессионально. Нет предпринимателей, ну ладно, их всегда было мало, но нет инженеров, нет техников, нет работников, которые могли бы работать более-менее самостоятельно. Они не имеют никаких знаний, не понимают, что надо делать. В умеренно-нестандартной ситуации они обращаются к начальству.

В чем проблема?... Я со многими вузами работала, тестировала, начиная с начала 80-х годов, с 90-х и по сию пору работаю с Санкт-Петербургским политехническим университетом. У меня эти данные опубликованы: как только ввели ЕГЭ, начал сильно падать уровень мышления детей, которые поступают в вуз. И в последние годы, по сравнению с началом двухтысячных, в два раза упал уровень мышления. И фактически, только 38-40% могут получить высшее образование. Это вуз, который входит в сотню лучших вузов мире, а что говорить о других?!

Это связано не только с тем, что ввели ЕГЭ, но и с тем, что качественно ухудшается образование. Я, к сожалению, не отношусь к ситуации с оптимизмом, лучше не становится.

Что делать, чтобы ребенок выжил в эпоху перемен или неопределённости? В первую очередь, нужно научить его думать… Если в школах не будут изучаться науки, мышления не будет...».

«...Когда в первый день обсуждали на Саммите то, как жить в быстро меняющемся мире, в неопределенной среде - слово «мышление»  не упоминалось ни разу... Если есть понятийное мышление - человек разберется в любой ситуации...»:

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    23.08.2022
    Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    Во всем мире именно развитию психологической службы уделяется большое внимание. Психологов, работающих в системе образования, все чаще рассматривают как важных провайдеров в сфере услуг охраны психического здоровья детей, подростков и молодежи.
  • К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    16.03.2021
    К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    О проблемах школьного образования, которые обострились в период пандемии из-за коронавирусной инфекции, рассказала Людмила Аполлоновна Ясюкова, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости…
  • Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    16.09.2020
    Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    Подростки поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом – такие результаты показывают тестирования школьников. Как на это влияет тип мышления и можно ли изменить ситуацию, рассказала Людмила Ясюкова...
  • Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
    06.04.2020
    Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
    Как формируется понятийное мышление? Какую роль в этом процессе играет школа? С какого возраста надо помогать ребёнку выстраивать картину мира? И почему важно приучать его к логике науки? На эти и другие вопросы ответила Людмила Ясюкова...
  • Три пика образования взрослых: вызовы и возможности
    30.07.2019
    Три пика образования взрослых: вызовы и возможности
    Мастер-класс Елены Николаевны Морозовой «Три пика образования взрослых. Вызовы и новые возможности в цифровую эпоху» состоялся в рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов. Готовы ли сегодняшние психологи, педагоги, коучи и бизнес-тренеры содействовать обучению и развитию клиентов зрелого и старшего возраста? Елена Морозова рассказывает о трех пиках образования взрослых, которые выделяют эксперты; о кризисах, вызовах и ресурсах возраста...
  • Механизм аттестации педагогов-психологов
    07.08.2018
    Механизм аттестации педагогов-психологов
    В рамках 12-го Саммита психологов Елена Николаевна Волкова (профессор, доктор психологических наук, директор Института психологии, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, директор Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости», независимый эксперт по подготовке материалов для Международного общества предотвращения насилия над детьми (ISPCAN) о состоянии проблемы в России) рассказала об итогах выполнения проекта по разработке механизмов аттестации педагогов-психологов...
  • А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
    08.08.2022
    А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
    Жизнь в пространстве травмы и жизнь в пространстве агрессии — в определенном смысле можно между ними ставить знак равенства. Ибо травматический опыт в ситуации агрессии приобретает не только жертва, но и агрессор. А также свидетели, наблюдатели.
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Психологическое консультирование педагогов в образовательном учреждении
    19.03.2021
    Психологическое консультирование педагогов в образовательном учреждении
    Насколько комфортно работать психологу в современной школе? Как сделать так, чтобы школьный психолог и учитель эффективно сотрудничали? У многих педагогов складывается впечатление, что психолог бесполезен для учителя: он ни за что не отвечает, не имеет опыта работы в классе...
  • Школьная готовность без специальной подготовки
    13.03.2021
    Школьная готовность без специальной подготовки
    «Наши исследования показывают, нет ничего вредоноснее для системы образования в целом, чем ранняя специальная школьная подготовка. Тогда у ребенка в начальной школе складывается впечатление, что все уже было», — отмечает Владимир Товиевич Кудрявцев…
  • Перезагрузка: «цифра» на «удалёнке». Опыт применения цифровых компетенций
    04.09.2020
    Перезагрузка: «цифра» на «удалёнке». Опыт применения цифровых компетенций
    Как жила семья и школа весной 2020 года? Как смогли реализоваться цифровые компетенции? Создан уникальнейший прецедент. Мы хотим понять, какие технологии работают на данной этнопсихологической ментальности...
  • Анализ параллельных процессов между семьей ко-терапевтами
    15.07.2020
    Анализ параллельных процессов между семьей ко-терапевтами
    Одним из способов консультирования семей является работа в ко-терапии, которая может существенно повысить результативность помощи семье в кризисе. Партнерство дает возможность профессиональной поддержки, преодоления ригидности...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»