16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024
Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»

Как формируется понятийное мышление? Какую роль в этом процессе играет школа? С какого возраста надо помогать ребёнку выстраивать картину мира? И почему важно приучать его к логике науки? На эти и другие вопросы ответила Людмила Аполлоновна Ясюкова в мастер-классе «Понятийное мышление как способ выживания в современном мире».

Людмила Аполлоновна Ясюкова – кандидат психологических наук, доцент, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости, ведущая цикла семинаров по психологическому сопровождению школьного обучения в Институте практической психологии «Иматон».

«Мы забываем, что живём в причинно-следственном мире, где действуют законы физики, химии, биологии, социологии. Нужно знать эти законы и закономерности, чтобы понимать, что происходит, из-за чего происходит, что будет дальше и как поступать, чтобы не вступать в противоречие с объективными изменениями. И как раз понятийное мышление способно отражать эти объективные законы окружающего мира.

Сейчас напирают на то, что мы должны сами строить мир, использовать креативность, творчество, но в первую очередь мы должны вписаться в закономерности развития окружающего мира. Нужно понимать, как развивается природа и как мы на неё влияем своей жизнедеятельностью. Если мы этого не будем понимать, то мы либо самоуничтожимся, либо приведём к катастрофам.

Если посмотреть, кто у нас начинает говорить про то, что делать и как выживать в современном меняющемся мире, то говорят об этом взрослые и пожилые. Мы жили ещё в то время, когда были не такие явные изменения, а сейчас видим, что жизнь быстрее меняется и нам тяжелее приспосабливаться. Молодежь об этом не думает. У них не возникает вопроса, меняющийся мир или нет. Но озабочено среднее поколение. 

Ко мне в 2015 году обратилось Всероссийское общество предпринимателей, оно было озабочено тем, что никто из молодых не может работать – ни инженеры, ни технологи, ни управленцы. Пожилые вымирают, а молодые работать не могут. В чем проблема?

Я им дала статистику по Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого, как изменилось понятийное мышление с 2008 по 2014 год. Я занималась тестированием много лет. Я использовала третий субтест Амтхауэра, по нему, чтобы быть готовым получить высшее образование, нужно набрать выше 11–12 баллов в среднем. Ведь обучение строится на том, что объясняют правила, закономерности, формулы, и, если логический компонент мышления развит, человек всё понимает и использует там, где надо. И среди студентов политехнического университета средний балл в 2008 году составил 12,8; в 2009 – 12,7; в 2010 – 11,1; в 2011 – 9,5; в 2012 – 9,3; в 2013 – 8,9; в 2014 – 8,3. Фактически это уровень техникума. Почему они сдают ЕГЭ? Не секрет, что раз в два-три года снижается уровень требований…

Инфантилизм у детей и молодежи не потому, что мы слишком сильно о них заботимся, а потому, что у них не сформировано понятийное мышление, они просто не могут понять суть проблемы, не понимают, почему что-то произошло и что надо делать. В быстро меняющемся мире нужно обладать мышлением, которое способно проанализировать ситуацию, в которой человек оказался…

Лев Семёнович Выготский говорил, что дети ходят в школу, чтобы научиться думать. Только тогда, когда дети в школе изучают науки, они обучаются думать и у них формируется понятийное мышление. Любая наука построена по понятийному принципу: в основе лежат понятия и аксиомы, в зависимости от общих законов формируются частные, формируется пирамида понятий. И если изучается биология, физика, история, география и так далее, то мышлением усваивается принцип организации научных знаний, формируется понятийная структура, которая потом может работать автономно.Понятийное мышление – это не одна операция, это структура.

Выготский первым начал критиковать систему образования, наглядность и образность. Он говорил, что, когда мы первые четыре года даём детям информацию наглядно и образно, то мы закрепляем это убогое, дефективное, дошкольное мышление ребёнка. И когда он переходит в пятый класс и сталкивается с науками, то он не может выделить суть, он продолжает заучивать и пересказывать, видит картинки и обучаться ему сложно.

До школы ребёнку не приходится мыслить ежедневно, он то гуляет, то играет. А в школе четыре урока в день, пять дней в неделю приходится как-то обобщать и систематизировать информацию, работать с материалом. И эти операции будут закрепляться в качестве операций мышления. 

Выготский говорил, что дети запоминают, а потом осмысливают, а мы, взрослые, реконструируем: у нас есть логические структуры, мы вспоминаем, у нас меняются местами мышление и память. Когда дети изучают природоведение, там сначала идёт информация на память, но там всё логично излагается, поэтому формируются зависимости. От того, по каким программам дети учатся, мы либо формируем понятийное мышление, либо не формируем.

Желательно развивать детей, начиная с детского сада. Говорят: «Рано», но если вы ребёнку ничего не рассказываете, то у него в голове ничего нет, если вы ему ничего не объясняете, то он ничего не понимает. Объяснять можно по-разному. Например, спрашивает ребёнок: «Почему вечер наступает?». Если вы скажете, что солнце за горизонт садится, а горизонт – это там, где земля кончается и с небом соединяется, то он это так и воспримет. А можно сказать, что Земля вокруг оси вращается и на глобусе показать. Я своим детям показывала на мячике и лампе, в два-три года дети в состоянии это понять…».

Мастер-класс Людмилы Аполлоновны Ясюковой «Понятийное мышление как способ выживания в современном мире» состоялся на Всероссийском фестивале практической психологии «Где дни облачны и кратки…».

Комментарии
  • Марина Яковлевна Володина
    04.08.2021 в 11:21:33

    Добрый день.


    Мне 40 лет, стаж работы 21 год.

    Крайне удивлена запросу Всероссийского общества. "Они просто не могут понять суть проблемы, не понимают, почему что-то произошло и что надо делать" - это я могу сказать практически о каждом предпринимателе, который был моим работодателем.

    Проблема в другом - граждане предприниматели не умеют подбирать работников. Даже если убрать все это кумовство, пристройку людей за какие-то долги и прочее, элементарный отсев резюме не могут провести. HRы - в свою очередь - ищут тех, кто "Впишется в корпоративную культуру" (Истинный смысл - будет удобен). И почему тогда предприниматели поднимают этот вопрос, если они изначально берут на работу не тех, кого следовало бы брать? Вот она, наглядная картина того, что "Они просто не могут понять суть проблемы, не понимают, почему что-то произошло и что надо делать". Даже в таком простом вопросе, не говоря о глобальных.

    Если кратко, то мое взаимодействие с работодателями выглядит очень печально все 21 год работы, несмотря на высочайший уровень образования, разносторонний опыт и ответственное отношение к работе с даты открытия трудовой книжки в 2000 году - работодателю я не интересна.

    На мой взгляд, проблема совсем не нова. А молодежь - ее много толковой, образованной и ответственной. Просто они повторят мой путь. И так будет до тех пор, пока сам бизнес, обратившийся к Вам, Людмила Аполлоновна, не изменится.

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    • К проблеме школьного образования: уроки пандемии
      16.03.2021
      К проблеме школьного образования: уроки пандемии
      О проблемах школьного образования, которые обострились в период пандемии из-за коронавирусной инфекции, рассказала Людмила Аполлоновна Ясюкова, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости…
    • Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
      16.09.2020
      Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
      Подростки поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом – такие результаты показывают тестирования школьников. Как на это влияет тип мышления и можно ли изменить ситуацию, рассказала Людмила Ясюкова...
    • Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
      23.08.2022
      Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
      Во всем мире именно развитию психологической службы уделяется большое внимание. Психологов, работающих в системе образования, все чаще рассматривают как важных провайдеров в сфере услуг охраны психического здоровья детей, подростков и молодежи.
    • Школьная готовность без специальной подготовки
      13.03.2021
      Школьная готовность без специальной подготовки
      «Наши исследования показывают, нет ничего вредоноснее для системы образования в целом, чем ранняя специальная школьная подготовка. Тогда у ребенка в начальной школе складывается впечатление, что все уже было», — отмечает Владимир Товиевич Кудрявцев…
    • Психологическое консультирование подростков и молодежи
      03.04.2020
      Психологическое консультирование подростков и молодежи
      «Целеполагание или предформулирование проблемы в цели особенно важно при работе с подростковым и молодёжным контингентом, если работа проходит в краткосрочном формате», – рассказал Андрей Грецов и объяснил, как помочь подросткам поставить цель…
    • Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?
      11.05.2017
      Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?
      Трагическая история псковских подростков, нашумевшие «группы смерти» в социальных сетях, опасная виртуальная игра «Синие киты», провоцирующая детские самоубийства, новые законодательные инициативы Госдумы об ответственности за пропаганду суицидов, призыв министра образования Ольги Васильевой «вернуть психологов в школы»...Цель данной встречи – поддержать школьных психологов, помочь им определиться с эффективной стратегией действий и границами своей компетентности...
    • Письмо учительнице (обычный случай из практики)
      01.09.2023
      Письмо учительнице (обычный случай из практики)
      «Ребенок, а зачастую и взрослый человек — это совокупность выборов и возможностей. …все зависит от того, что происходит вокруг, от тех, кто находится рядом, от содержания и глубины проработки опыта, от того, что внутри».
    • «Наука и практика — это образ жизни Л.А.Ясюковой»
      09.04.2022
      «Наука и практика — это образ жизни Л.А.Ясюковой»
      «Встреча с Людмилой Аполлоновной позволила мне упорядочить свою практическую работу, определиться с ее направлениями, использовать свой рабочий опыт, стать профессионально более чутким, внимательным и постоянно востребованным специалистом».
    • «Доброе, традиционное и вечное»: специалисты обсудили вызовы воспитания
      13.10.2021
      «Доброе, традиционное и вечное»: специалисты обсудили вызовы воспитания
      В дискуссии участвовали заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов; директор ФГБНУ «ИИДСВ РАО» Наталья Агре; декан факультета юридической психологии МГППУ Николай Дворянчиков; директор ГБОУДО ДТДиМ им. А.П. Гайдара Надежда Куранина.
    • Как избежать вооруженных нападений в учебных заведениях?
      21.09.2021
      Как избежать вооруженных нападений в учебных заведениях?
      «Предложения психологического сообщества по профилактике преступлений с использованием огнестрельного и другого оружия в учебных заведениях» обсуждены на 15-м Санкт-Петербургском Саммите психологов по инициативе канд. пед. наук Натальи Михайловны Кий...
    • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
      11.06.2021
      Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
      Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
    • Триада функций служебной системной дошкольной медиации
      22.04.2021
      Триада функций служебной системной дошкольной медиации
      В дошкольном учреждении при несовпадении интересов детей, их попечителей, воспитателей, администрации и персонала первая задача, которую решает медиатор, заключается в формировании массива надежных сведений о проблемной ситуации…
    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»