16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024
Особенности социализации одаренных подростков с различным типом интеллекта

Представляем вниманию читателей фрагмент книги заведующей лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) факультета социологии СПбГУ, преподавателя Института практической психологии «Иматон», кандидата психологических наук Людмилы Аполлоновны Ясюковой и психолога-консультанта Центра психологии развития Ольги Вячеславовны Белавиной «Социальный интеллект детей и подростков». С проектом «Социальный интеллект детей и подростков» (монография по итогам лонгитюдного 15-летнего исследования, выполненного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, гранты РГНФ № 07-06-00782а, № 10-06-00402а) Л.А. Ясюкова и О.В. Белавина были номинированы на Национальный психологический конкурс «Золотая Психея» по итогам 2017 года в номинации «Проект года».

Первые психологические исследования, посвященные социальной адаптации одаренных детей, появились еще в начале ХХ в., но ученых до сих пор интересует вопрос о том, какое влияние высокий интеллект оказывает на процесс адаптации ребенка в социуме. Действительно ли одаренные дети чаще сталкиваются с эмоционально-коммуникативными проблемами, чем их менее способные сверстники, или, напротив, высокие когнитивные способности помогают одаренному ребенку лучше понимать себя и других и, следовательно, легче адаптироваться в социальной среде и лучше справляться со стрессовыми ситуациями, чем это могут делать обычные дети?

С целью изучения взаимосвязей между успешностью протекания процесса социализации подростков и их интеллектуальными способностями на базе одной из гимназий г. Санкт-Петербурга весной 2008 г. нами было проведено психологическое обследование учащихся трех 10-х классов (всего 62 чел.). Для диагностики интеллектуальных способностей использовался тест структуры интеллекта Амтхауэра (в адаптации Ясюковой), особенности поведения в стрессовых ситуациях изучались с помощью фрустрационного теста Розенцвейга, социальный интеллект, коммуникативные установки, самооценка диагностировались с помощью теста социальной перцепции Фидлера — Ясюковой, а также в исследовании использовалась методика жизненных ценностей Ясюковой.

Исследование показало, что 65% 10-классников характеризуются доброжелательной установкой по отношению к людям (индекс MPCO теста Фидлера — Ясюковой ≥7), отмечают в первую очередь достоинства человека, уважают и ценят окружающих людей. Для остальных 35% учащихся характерна скептическая установка по отношению к окружающим (индекс MPCO меньше 7), недооценка хороших качеств людей, фиксация на недостатках человека. Распространено мнение, что такой недостаток доброжелательности, высокомерие по отношению к окружающим характерны именно для одаренных детей. Нами было проведено сравнение с помощью t-критерия Стьюдента этих двух групп подростков с различными коммуникативными установками: доброжелательной и скептичной, чтобы выяснить, как связано интеллектуальное развитие учащихся с их отношением к людям.

Достоверных различий между средними значениями общего балла по тесту Амтхауэра в группах не выявлено, т.е. по общему уровню интеллекта доброжелательные и скептичные подростки не различаются. Однако были обнаружены различия в сформированности отдельных интеллектуальных операций. Причем оказалось, что у доброжелательных учащихся достоверно выше развиты именно те интеллектуальные операции, которые более всего необходимы для успешного обучения в гимназии: понятийная категоризация (А4) и понятийное логическое мышление (А3).

Все обследованные 10-классники углубленно изучают два иностранных языка, поэтому для успешной учебы им необходимы хорошие структурно-лингвистические способности, за формирование которых отвечает понятийная категоризация. Понятийное логическое мышление характеризует общую способность к обучению, возможность понимать логику доказательств, выделять объективные закономерности, понимать смысл правил и формул. Если у скептичных учащихся эти два интеллектуальных показателя в среднем находятся в пределах возрастной нормы, то у доброжелательных учащихся и понятийное логическое мышление, и понятийная категоризация в среднем превышают возрастной норматив и соответствуют уровню, необходимому для освоения гимназических программ.

Корреляционный анализ полученных данных позволил доказать, что развитие этих двух интеллектуальных операций связано не только с доброжелательной установкой, но и с адекватной самооценкой учащихся (индекс PO теста Фидлера — Ясюковой). Чем лучше у старшеклассника развиты понятийная категоризация и понятийное логическое мышление, тем ниже значения индекса PO, т.е. тем выше самокритичность. Причем хорошее развитие данных интеллектуальных характеристик помогает подростку объективнее оценивать как свои деловые, так и личные качества (Фидлер — Ясюкова, индексы PД и PЛ↓).

Таким образом, результаты исследования опровергают распространенное представление об одаренных учащихся как о детях с завышенной, неадекватной самооценкой, смотрящих на окружающих свысока. Напротив, полученные данные свидетельствуют о том, что хорошее развитие у подростка интеллектуальных операций, обеспечивающих возможность успешного обучения в школе, способствует формированию адекватной самооценки и доброжелательной установки по отношению к окружающим. А недостаточный уровень развития интеллектуальных операций, которые необходимы для освоения гимназических программ, часто сочетается с неадекватной самооценкой и несправедливым отношением подростка к людям.

Однако нами были обнаружены значительные различия в механизмах социальной перцепции 10-классников в зависимости от выбранного профиля обучения. При переходе в старшую школу подростки разделились на три класса: технический (углубленное изучение математики, информатики и физики), гуманитарный (литературы и истории) и универсальный (математики и литературы). Описанные выше зависимости самооценки и коммуникативных установок от интеллектуальных способностей учащихся наблюдаются только в техническом и универсальном классах, а в гуманитарном классе достоверных различий в интеллекте доброжелательных и скептичных учащихся не обнаружено.

Причем сильнее всего доброжелательность и самокритичность зависят от интеллектуального развития подростков в техническом классе. Если у «универсалов» выявлены взаимосвязи этих личностных характеристик только с понятийным логическим мышлением и понятийной категоризацией, то в техническом классе на формирование доброжелательной установки и адекватной самооценки также влияют общий балл по тесту Амтхауэра (АО), метаматематические навыки и оперативная логическая память учащихся, сформированность у них операций образного синтеза и пространственного анализа (А5, А7, А8 и А9). Наиболее самокритичны те «технари», у которых выше уровень интеллекта в целом (АО), лучше отработаны стандартные приемы решения математических задач (А5), выше способность к формированию целостных представлений на основе отрывочной, неполной, несистематизированной информации (А7). Доброжелательнее относятся к окружающим подростки с более высоким уровнем интеллекта (АО) и те, у кого лучше развито пространственное мышление и память (А8 и А9). Кроме того, «технари» с хорошо развитым пространственным мышлением наиболее уверены в себе (Фидлер — Ясюкова, индексы СОД↑и СОО↑), и чем выше у них оперативная логическая память, тем менее они категоричны и субъективны в оценках людей (Фидлер — Ясюкова, индекс ASOО↓).

Можно объяснить столь различную роль интеллекта в формировании самооценки и коммуникативных установок учащихся трех классов следующим образом. Наиболее серьезные требования к интеллектуальному развитию учащихся предъявляют программы технического класса, далее по сложности программ идет универсальный класс, а требования программ (и учителей) к интеллекту «гуманитариев» минимальны. Поэтому учащиеся гуманитарного класса, интеллект которых не соответствует уровню требований гимназических программ математического цикла, вполне успевают по гуманитарным (облегченным) программам своего класса, получают хорошие оценки и не чувствуют себя хуже других. Следовательно, они не нуждаются в психологической защите, которая характерна для «универсалов» и «технарей». Уровень интеллекта учащихся технического и универсального классов может быть не ниже, чем у гуманитариев, но оказывается недостаточен для успешной учебы по более сложным, нежели у гуманитариев, программам. В этом случае неуспешному ученику приходится признавать превосходство одноклассников в освоении более сложных программ, но при этом он убеждает себя, что его одноклассники, может быть, и умнее, но у них множество других недостатков. Подчеркивая эти недостатки, критикуя товарищей, подросток таким образом самоутверждается и чувствует себя лучше. Вместо самокритичности и доброжелательности формируется неадекватная завышенная самооценка и общее скептическое отношение к людям, установка на подчеркивание и преувеличение их недостатков, что усложняет общение и не способствует развитию социального интеллекта.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что особенности поведения в стрессовых ситуациях тоже связаны с интеллектуальным развитием подростков. Нами не было обнаружено взаимосвязей между стрессоустойчивостью и интеллектом учащихся. Однако, во-первых, была выявлена прямая зависимость между математической интуицией учащихся и их способностью к рациональному разрешению конфликтов: чем выше результаты 10-классников по V субтесту теста Амтхауэра, тем более выражена у них установка на позитивное преобразование стрессовых ситуаций (Розенцвейг, N-P↑). Кроме того, у старшеклассников с более высоким общим уровнем интеллекта (АО) не выражена тенденция к формированию психологической защиты по типу «философского отношения к жизни» (Розенцвейг, М↓). Доказано, что люди с высокими значениями показателя М не склонны обвинять окружающих в своих неприятностях, но и своей вины за происходящее тоже не ощущают. Они считают, что никто не идеален, поэтому бессмысленно кого-либо в чем-то обвинять, да и жизнь так устроена, что во многих случаях от человека ничего не зависит. С одной стороны, такая «философская» позиция позволяет человеку легче переносить неприятности, однако, с другой стороны, она обычно сочетается со скептическим отношением к окружающим и мешает человеку учиться на своих ошибках. Таким образом, данные исследования позволяют сделать вывод о том, что, хотя одаренные 10-классники переживают из-за неприятностей примерно так же, как и их менее способные ровесники, высокий интеллект позволяет им рациональнее подходить к разрешению конфликтных ситуаций. Интеллект помогает учащимся объективнее оценивать свои поступки и поведение других людей и избежать формирования психологической защиты: негативный опыт общения с некоторыми людьми у интеллектуально развитых подростков не приводит к разочарованию в людях в целом.

Нас также интересовал вопрос, какое влияние оказывает интеллект на формирование системы жизненных ценностей учащихся. Использованная в исследовании методика Ясюковой позволяет определить, какие ценности являются доминирующими:

  1. приватные базовые человеческие ценности (здоровье, семья, друзья, любовь и пр.);
  2. прагматические ценности (материально обеспеченная жизнь, общественное признание, карьера, жизненная практичность и пр.);
  3. гедонистически-эгоистические ценности (свобода, независимость, умение использовать случай, развлечения, приятное времяпровождение и пр.);
  4. духовно-интеллектуальные ценности (интеллект, познание, творчество, реализация способностей, самосовершенствование, духовность, общение с искусством, эстетическое развитие и пр.);
  5. социально-культурные ценности (образованность, общая высокая культура, воспитанность, общительность, альтруизм, забота о всеобщем благе и пр.);
  6. морально-волевые ценности (смелость, воля, целеустремленность, честность, принципиальность, чистая совесть, чувство долга, ответственность и пр.).

Для того чтобы выяснить, какие жизненные ценности наиболее важны для подростка, ему предлагается список, из которого он должен выбирать наиболее для него значимые и ставить в начало списка, присуждая порядковые номера 1, 2, 3 и т.д., при этом те, которые не имеют значения, не важны, окажутся в конце списка и будут иметь номера 20, 21, 22, 23 и т.д., т.е. подростку предлагается произвести ранжирование списка по степени предпочтения. При обработке происходит группировка ценностей по типам и подсчитываются суммарные ранговые баллы по каждому типу ценностей. Если характеристики какой-либо группы ценностей попадают в основном в начало списка как наиболее важные для подростка, то они и получают наименьший ранговый балл. Чем ниже суммарный ранговый балл, тем важнее для подростка соответствующий тип жизненных ценностей.

Оказалось, что чем выше у учащихся уровень интеллекта в целом (АО) и лучше развиты понятийное мышление, математическая интуиция и образный синтез (А2, А3, А4, А5, А7), тем важнее для них духовно-интеллектуальные и морально-волевые ценности. Приватные базовые, прагматические и эгоистические ценности предпочитают менее интеллектуально развитые 10-классники. Закономерности такого рода были обнаружены не только в техническом и универсальном, но и в гуманитарном классе.

Согласно данным корреляционного анализа, сильнее всего интеллектуальное развитие учащихся влияет на значимость для них приватных базовых и духовно-интеллектуальных ценностей. Взаимосвязи между интеллектом и этими двумя комплексами ценностей показаны в корреляционной плеяде на рисунке 3.14. (При интерпретации следует учитывать, что чем ниже балл, тем более значимы соответствующие ценности, поскольку они в качестве приоритетных попадают в начало списков и в итоге имеют наименьший ранговый балл.) Отрицательная корреляция показывает, что приватные базовые и духовно-интеллектуальные ценности антагонистичны, не могут быть предпочитаемыми одновременно. Чем выше учащиеся ставят базовые личные ценности, тем менее важны для них ценности духовно-интеллектуального развития, и наоборот. Выбор между этими двумя группами ценностей зависит от общего уровня интеллекта учащихся (АО) и от того, насколько полноценно понятийное мышление старшеклассника (А2, А3, А4, т.е. интуитивный компонент понятийного мышления, логический компонент и понятийная категоризация). Только в том случае, если мышление полностью переходит на функционирование по понятийному принципу, у подростков возможно появление научных, духовных, творческих интересов, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Если же полноценное понятийное мышление к старшим классам не сформировано, то страдает не только успеваемость, но и внутренний мир подростков. Кругозор таких старшеклассников остается ограниченным, им не интересны ни наука, ни искусство, ни творчество, формируется классическая жизненная позиция обывателя. Кроме того, результаты исследования свидетельствуют о том, что абсолютное предпочтение базовых личных ценностей приводит не только к исключению духовно-интеллектуальных интересов, но и к пренебрежительному отношению к моральным нормам. Чем более значимы для подростка приватные базовые ценности, тем менее важны для него ценности морально-волевые: честность, чистая совесть, ответственность, чувство долга, самодисциплина.

Предпочтение прагматических ценностей также определяется сложившимся у старшеклассников типом интеллекта (см. рисунок 3.15)

Прагматические ценности предпочитают те учащиеся, у которых к 10-му классу сложилось не понятийное мышление, позволяющее осваивать науки, а только практический интеллект (A1 и A7), помогающий подросткам хорошо ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Такие учащиеся практичны, нацелены на карьеру и стремятся к материально обеспеченной жизни. К сожалению, согласно результатам корреляционного анализа, выбор прагматических ценностей тоже исключает ценности духовно-интеллектуальные и морально-волевые. Если же у подростка сформирована хотя бы одна операция понятийного мышления — интуитивный анализ (А2), то доминанты прагматических ценностей не образуется.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Уровень и тип интеллекта подростка определяют не только успешность обучения в школе, они также влияют на процесс социализации подростка в целом. Недостатки интеллектуального развития учащихся (несформированность понятийного мышления, недостаточно высокий уровень способностей, необходимых для обучения в специализированных классах) мешают установлению дружеских отношений со сверстниками и формированию адекватной самооценки, затрудняют выбор оптимальных стратегий поведения в стрессовых ситуациях и мешают учиться на своих ошибках. Интеллект во многом определяет и ценностные предпочтения старшеклассников. Только при гармоничном развитии интеллекта возможно появление у подростков духовно-интеллектуальных интересов. В противном случае либо доминирующей окажется позиция обывателя, либо при развитом практическом интеллекте верх возьмут прагматические ценности.

Таким образом, решающее значение для адаптации подростка в социуме имеет его интеллектуальное развитие. Оно влияет на такие показатели успешной социализации, как положительная адекватная самооценка, умение сотрудничать с окружающими людьми, рациональное поведение в конфликтных ситуациях, усвоение желательной с точки зрения социума системы жизненных ценностей. Согласно нашим данным, подростки, интеллект которых позволяет им без проблем осваивать школьную программу, сталкиваются с меньшими трудностями в процессе социальной адаптации.

Источник: Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. — С. 94–102.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»