21 марта 2023
вторник
Подписка на новости

Конференции и съезды

Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

Международный конгресс будет проходить в формате онлайн на базе Новосибирского государственного педагогического университета при поддержке Фонда «Университет детства». Он приурочен к двум знаменательным датам: 120-летию со дня рождения А.Р. Лурии и дню рождения Л.С. Выготского 17 ноября 1896 года, — и посвящен памяти Жанны Марковны Глозман.

Программный комитет:

Организационный комитет:

Международный конгресс проводится с целью развития культурно-исторической психологии, с учетом сложившихся современных социокультурных трендов и перспектив конструирования новых социальных практик; развития международного научного сотрудничества, укрепления и расширения международных связей; закрепления научных достижений в области гуманитарных направлений. Поиск решений специалистами и специалистами, способными объединиться в междисциплинарные проекты, является первостепенной задачей многих гуманитарных наук, в том числе, культурно-исторической психологии в новых условиях — условиях внедрения цифровых средств в жизнь человека.

Научная проблематика конгресса носит междисциплинарный характер и будет интересна специалистам гуманитарных, естественно-научных и точных наук. Цифровая трансформация — новый мировой тренд общественного развития — привел к смене границ, освоению новых средств деятельности человека и новых форм человеческих отношений. Культурно-историческая психология способна наметить пути решения вопросов, поставленных цифровой трансформацией.

Основные направления работы конгресса:

Направление 1. Методологические и теоретические проблемы цифровой трансформации в социальных практиках с позиций культурно-исторической психологии.

  1. Цифровая трансформация как культурно-исторический феномен, ее потенциал и границы
  2. Жизнь в «смешанном» мире: что может дать для ее понимания культурно-историческая психология?
  3. Когнитивный и культурно-исторический подходы к цифровой трансформации: точки расхождения и возможные зоны соразвития.
  4. Развитие личности в условиях цифровой трансформации в оптике культурно-исторической психологии.
  5. Проблемность новой ситуации развития в условиях цифровизации социальных практик.
  6. Влияние цифровизации на развитие высших психических функций.
  7. Императив свободы в цифровой трансформации.
  8. Цифровые средства как новые формы опосредования деятельности и «самоовладения»)
  9. «Язык цифры» как объект исследования культурно-исторической психолингвистики.
  10. Психофизиологические и нейропсихологические аспекты цифровой трансформации социальных практик.

Направление 2. Цифровизация в развивающих образовательных практиках: перспективы и ограничения.

  1. Дошкольник в цифровом мире: развивающие эффекты и риски.
  2. Цифровизация как инструмент развивающего школьного образования.
  3. Цифровые среды профессионального становления личности.
  4. Цифровизация как средство расширения или ограничения потенциала образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Проблемы цифровизации в практике психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности и таланта.
  6. Цифровизация – инструмент lifelong learning в зрелых возрастах.

Направление 3. Цифровая трансформация в профессиональных практиках и развитие личности

  1. Цифровая компетентность — «отзыв на вызов» или средство расширения границ профессионального мира?
  2. Развитие субъектности профессионала в цифровых средах.
  3. Цифровая трансформация как возможность для профессионального творчества.
  4. Дигитальная эргономика в различных сферах профессиональной деятельности как практиках самоизменения человека.
  5. Психологические риски «электронной бюрократии».

Направление 4. Практико-ориентированные антропологические исследования и опыт цифровизации с позиции культурно-исторической психологии.

  1. Мастер-классы дошкольного, школьного, высшего образования, направленные на раскрытие возможностей создания социальной ситуации развития в условиях цифровой трансформации.
  2. Коллаборация, направления на объединение разных специалистов в решении конкретных задач цифровой трансформации в образовании и других социальных практиках.
  3. Видеопрезентации технопарков, раскрывающие возможности дополнительной и виртуальной реальностей в оказании поддержки развития личности.
  4. Антропологические видеопрезентации — демонстрация кейсов цифровизации в социальных практиках.

Круглые столы:

  • «А.Р. Лурия: преодоление оппозиции «естественное – искусственное» в психологии»
  • «Посредническое действие в цифровой среде: смена аспекта»
  • «Субъект деятельности в развивающих цифровых средах»

Памятное заседание, посвященное 120-летию А.Р. Лурия «Вопросы нейропсихологии и нейролингвистики"

Лекции:

  • «Л.С. Выготский: религиозные искания и профессиональное самоопределение ученого»
  • «Наследие Л.С. Выготского в международном академическом сообществе: проблемы и перспективы»
  • «О А.Р. Лурии, нейропсихологе и человеке»

Секция: Культурно-исторический подход в Мексике. Международная академия культурно-исторических исследований.

Мемориальная встреча: Жанна Марковна Глозман: любим и помним.

Встреча: Дарлин Г. Немет (США, директор Центра нейропсихологии Луизианы (NCLA), презентация и обсуждение книги «Evaluation and Treatment of Neuropsychologically Compromised Children» (под редакцией Д. Г. Немет, Ж.М. Глозман).

Конгресс проводится в открытом доступе на Zoom платформе Фонда «Университет детства» и по ссылкам секций, мастер-классов.

Заявка на участие в качестве спикера / автора заполняется и высылается в организационный комитет до 1 июня 2022 года на e-mail: orgcom.vyg1@gmail.com. Форма заявки представлена в информационном письме — скачать в формате pdf.

Слушатели конгресса регистрируются на сайте Фонда «Университет детства».

Редакция журнала «Culture and Education» (Scopus, Web of Science) предоставляет возможность авторам докладов опубликоваться в спецвыпуске журнала, посвященного теме конгресса. Редакция оставляет за собой право отбора материалов.

Планируется издание сборника материалов Конгресса. Условия публикации и требования к материалам представлены в информационном письме — скачать в формате pdf.

Контактная информация:

  • e-mail: orgcom.vyg1@gmail.com
  • WhatsApp: +7 (913) 931 53 96 (Татьяна Эдуардовна Сизикова).

Публикации

21.03.2023
Путь в психологию: о становлении экспериментальной психосемантики
«В последние годы акцент исследовательской работы в области психосемантики сдвинулся на физические аспекты проблемы категоризации, методологические сопоставления подходов психосемантики и квантовой физики…»
21.03.2023
Интервью с А.Н.Поддьяковым о будущем психологии
«Получается, что нетранзитивность пронизывает абсолютно все, начиная от очень операционального, понятного уровня типа комбинаторики чисел на трех кубиках и кончая мировоззренческими вещами — как мы можем сравнивать, допустим, идеологические системы…»
20.03.2023
Опубликована программа «Поляковских чтений»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)» состоится 23–24 марта в смешанном формате.
20.03.2023
Личностные черты и оценка семейной среды супругами с различным стажем брака
Различия в личностных чертах между мужьями и женами воспроизводят картину традиционных половых различий и гендерных характеристик. Так, жены более экстравертированы и эмоционально нестабильны в отличие от мужей...
20.03.2023
Ильин Евгений Павлович: чему нам стоит у него поучиться
Л.А. Регуш: «Он не относился к существующим психологическим теориям как к догме, а пытался их развивать, а если устарели — создавать новые, ориентируясь на новые результаты, в том числе полученные в своих исследованиях».
19.03.2023
1
Профилактика жестокого обращения с детьми в семье
Педагог-психолог делится опытом консультирования родителей, рассказывает об ошибках в наказании детей и о правилах общения с ребенком.
18.03.2023
2
Факторы образовательной среды, негативно влияющие на психологическую устойчивость подростков
В процессе проведения исследования было выявлено, что педагоги не рассматривают ситуацию публичного унижения и критики (в присутствии одноклассников) ребенка подросткового возраста как стрессовую.
18.03.2023
Т.Д. Карягина: «Понимание не может быть навязчивым»
Как понять, что чувствует другой человек, не будучи на его месте? Это врожденная способность или ее можно развить? Может ли эмпатия принести вред? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Т.Д.Карягина.
17.03.2023
Е.Ю. Уголева о нормативной динамике отношений в паре
«Мы способствуем тому, чтобы коммуникация супругов становилась принципиально другой, помогаем переходить на следующую стадию жизненного цикла… Друг с другом ли они останутся — мы не знаем. И это не задача семейного терапевта — склеить во что бы то ни стало».
17.03.2023
Работа с психологическими травмами в ситуации развода
Было проведено эмпирическое исследование особенностей когнитивных и эмоциональных процессов детей, переживших развод родителей.
16.03.2023
Е.В. Иоффе о сексуальности и виртуальной реальности
«Виртуализация, диджитализация сексуальных отношений может пониматься как угроза разрушения социальной системы, которая строится на эмпатических связях, на самовыражении. Потому что интимность возникает в результате самораскрытия, но взаимного самораскрытия…»
16.03.2023
1
Психолого-педагогическая поддержка учителей в условиях перехода на обновленные ФГОС
Основная трудность, с которой сталкиваются педагоги при проектировании деятельности на основе изменений, это инертность и психологическая неготовность к образовательным реформам. Для психолого-педагогического сопровождения учителей была создана программа…

«Золотая Психея»: победители

  • Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Почетный профессор МГУ. Профессор кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Руководитель секции истории психо

Cегодня родились

Календарь

Все мероприятия

Объявление

Обучение психологии

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»