27 сентября 2022
вторник
Подписка на новости

Конференции и съезды

Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

Международный конгресс будет проходить в формате онлайн на базе Новосибирского государственного педагогического университета при поддержке Фонда «Университет детства». Он приурочен к двум знаменательным датам: 120-летию со дня рождения А.Р. Лурии и дню рождения Л.С. Выготского 17 ноября 1896 года, — и посвящен памяти Жанны Марковны Глозман.

Программный комитет:

Организационный комитет:

Международный конгресс проводится с целью развития культурно-исторической психологии, с учетом сложившихся современных социокультурных трендов и перспектив конструирования новых социальных практик; развития международного научного сотрудничества, укрепления и расширения международных связей; закрепления научных достижений в области гуманитарных направлений. Поиск решений специалистами и специалистами, способными объединиться в междисциплинарные проекты, является первостепенной задачей многих гуманитарных наук, в том числе, культурно-исторической психологии в новых условиях — условиях внедрения цифровых средств в жизнь человека.

Научная проблематика конгресса носит междисциплинарный характер и будет интересна специалистам гуманитарных, естественно-научных и точных наук. Цифровая трансформация — новый мировой тренд общественного развития — привел к смене границ, освоению новых средств деятельности человека и новых форм человеческих отношений. Культурно-историческая психология способна наметить пути решения вопросов, поставленных цифровой трансформацией.

Основные направления работы конгресса:

Направление 1. Методологические и теоретические проблемы цифровой трансформации в социальных практиках с позиций культурно-исторической психологии.

  1. Цифровая трансформация как культурно-исторический феномен, ее потенциал и границы
  2. Жизнь в «смешанном» мире: что может дать для ее понимания культурно-историческая психология?
  3. Когнитивный и культурно-исторический подходы к цифровой трансформации: точки расхождения и возможные зоны соразвития.
  4. Развитие личности в условиях цифровой трансформации в оптике культурно-исторической психологии.
  5. Проблемность новой ситуации развития в условиях цифровизации социальных практик.
  6. Влияние цифровизации на развитие высших психических функций.
  7. Императив свободы в цифровой трансформации.
  8. Цифровые средства как новые формы опосредования деятельности и «самоовладения»)
  9. «Язык цифры» как объект исследования культурно-исторической психолингвистики.
  10. Психофизиологические и нейропсихологические аспекты цифровой трансформации социальных практик.

Направление 2. Цифровизация в развивающих образовательных практиках: перспективы и ограничения.

  1. Дошкольник в цифровом мире: развивающие эффекты и риски.
  2. Цифровизация как инструмент развивающего школьного образования.
  3. Цифровые среды профессионального становления личности.
  4. Цифровизация как средство расширения или ограничения потенциала образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Проблемы цифровизации в практике психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности и таланта.
  6. Цифровизация – инструмент lifelong learning в зрелых возрастах.

Направление 3. Цифровая трансформация в профессиональных практиках и развитие личности

  1. Цифровая компетентность — «отзыв на вызов» или средство расширения границ профессионального мира?
  2. Развитие субъектности профессионала в цифровых средах.
  3. Цифровая трансформация как возможность для профессионального творчества.
  4. Дигитальная эргономика в различных сферах профессиональной деятельности как практиках самоизменения человека.
  5. Психологические риски «электронной бюрократии».

Направление 4. Практико-ориентированные антропологические исследования и опыт цифровизации с позиции культурно-исторической психологии.

  1. Мастер-классы дошкольного, школьного, высшего образования, направленные на раскрытие возможностей создания социальной ситуации развития в условиях цифровой трансформации.
  2. Коллаборация, направления на объединение разных специалистов в решении конкретных задач цифровой трансформации в образовании и других социальных практиках.
  3. Видеопрезентации технопарков, раскрывающие возможности дополнительной и виртуальной реальностей в оказании поддержки развития личности.
  4. Антропологические видеопрезентации — демонстрация кейсов цифровизации в социальных практиках.

Круглые столы:

  • «А.Р. Лурия: преодоление оппозиции «естественное – искусственное» в психологии»
  • «Посредническое действие в цифровой среде: смена аспекта»
  • «Субъект деятельности в развивающих цифровых средах»

Памятное заседание, посвященное 120-летию А.Р. Лурия «Вопросы нейропсихологии и нейролингвистики"

Лекции:

  • «Л.С. Выготский: религиозные искания и профессиональное самоопределение ученого»
  • «Наследие Л.С. Выготского в международном академическом сообществе: проблемы и перспективы»
  • «О А.Р. Лурии, нейропсихологе и человеке»

Секция: Культурно-исторический подход в Мексике. Международная академия культурно-исторических исследований.

Мемориальная встреча: Жанна Марковна Глозман: любим и помним.

Встреча: Дарлин Г. Немет (США, директор Центра нейропсихологии Луизианы (NCLA), презентация и обсуждение книги «Evaluation and Treatment of Neuropsychologically Compromised Children» (под редакцией Д. Г. Немет, Ж.М. Глозман).

Конгресс проводится в открытом доступе на Zoom платформе Фонда «Университет детства» и по ссылкам секций, мастер-классов.

Заявка на участие в качестве спикера / автора заполняется и высылается в организационный комитет до 1 июня 2022 года на e-mail: orgcom.vyg1@gmail.com. Форма заявки представлена в информационном письме — скачать в формате pdf.

Слушатели конгресса регистрируются на сайте Фонда «Университет детства».

Редакция журнала «Culture and Education» (Scopus, Web of Science) предоставляет возможность авторам докладов опубликоваться в спецвыпуске журнала, посвященного теме конгресса. Редакция оставляет за собой право отбора материалов.

Планируется издание сборника материалов Конгресса. Условия публикации и требования к материалам представлены в информационном письме — скачать в формате pdf.

Контактная информация:

  • e-mail: orgcom.vyg1@gmail.com
  • WhatsApp: +7 (913) 931 53 96 (Татьяна Эдуардовна Сизикова).

Публикации

27.09.2022
Веру Александровну Лабунскую поздравляют с юбилеем ученики и коллеги
27 сентября 2022 года — юбилей Веры Александровны Лабунской, доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.
27.09.2022
В.А. Лабунская об опыте развития региональной социально-психологической школы
«Мне думается, что в нашей профессии очень важно передавать любовь к самой психологии, к человеку в психологии, свою заинтересованность, свою энергетику, и делать это искренне, тогда вокруг складывается круг таких же людей».
26.09.2022
В Госдуме обсудили законопроект о психологической помощи
26 сентября состоялось заседание экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, посвященное подготовке законопроекта о психологической помощи.
26.09.2022
Психологический институт РАО приглашает к публикации в новом журнале
Журнал “New Ideas in Child and Educational Psychology” выходит полностью на английском языке с расширенными аннотациями на русском, английском, французском и испанском языках. Читателями журнала уже стали более 10.000 специалистов по всему миру.
26.09.2022
Методологические подходы к изучению межэтнических установок личности и межэтнических отношений в молодежной среде
Диагностика этнического самосознания у молодежи в условиях обострения этнополитической ситуации в мире позволяет выявить трансформации и интолерантные тенденции и провести определенные меры по их устранению.
26.09.2022
Возможность проектирования задач, определяющих зону ближайшего развития дошкольников
Построение развивающего образования дошкольников является сегодня общим требованием к условиям реализации каждой дошкольной образовательной программы.
25.09.2022
Критерии репликации психологического знания в контексте культурно-исторической эпистемологии
Знание, удовлетворяющее критерию его прироста, должно соответствовать части реальности, относительно которой оно строится, иметь собственное содержание, иметь завершенный вид, быть структурировано...
25.09.2022
Психолого-педагогические критерии и практика деятельности «полигона для испытания детских игр и игрушек»
Качество современных игр и игрушек для детей, соответствие культурным традициям и принятым в обществе ментальным ориентирам, способность решать базовые образовательные задачи нуждается в систематической профессиональной коррекции на основе экспертной оценки.
24.09.2022
Бизнес-игры как важный элемент развития детей
Игры способствуют повышению образовательного уровня ребёнка и его успешной учебной деятельности, помогают сформировать способность к нестандартному мышлению.
24.09.2022
О синтезе психотерапевтических методов и элементов восточных практик
Открытость современной консультативной психологии и психотерапии к восточным оздоровительным и духовным практикам создаёт благоприятную почву для разработки новых, комплексных методик работы с психологическими и психосоматическими проблемами.
23.09.2022
Пять простых шагов: идиосинкратическая техника снятия стресса
«Когда человек стоит на грани жизни и смерти, у него могут быть две реакции: замирание или ажитация. Но и тот, и другой тип не предполагает открытого социального контакта со специалистами. Подходящим инструментом для помощи может стать эта методика…»
23.09.2022
1
Сложности преподавания теории семейных систем Мюррея Боуэна
Cложности преподавания и усвоения подхода Мюррея Боуэна можно разбить на две группы. Первая группа — это сложности в понимании теории М. Боуэна, вторая группа — это незнание методик и техник психологической работы в этом подходе.

«Золотая Психея»: победители

  • Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор Казанского университета. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Заслуженный деятель науки Республики Татарстан. Профессор кафедры общей психологии Института психол

Cегодня родились

Календарь

Все мероприятия

Объявление

Обучение психологии

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»