Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»
Международный конгресс будет проходить в формате онлайн на базе Новосибирского государственного педагогического университета при поддержке Фонда «Университет детства». Он приурочен к двум знаменательным датам: 120-летию со дня рождения А.Р. Лурии и дню рождения Л.С. Выготского 17 ноября 1896 года, — и посвящен памяти Жанны Марковны Глозман.
Программный комитет:
- Виталий Владимирович Рубцов (Россия) — председатель
- Катерина Плакитси (Греция) — заместитель председателя
- Жоаким Квинтино Айрес (Португалия) — заместитель председателя
- Карла Анауате (Бразилия) — заместитель председателя
- Александр Григорьевич Асмолов (Россия)
- Татьяна Васильевна Ахутина (Россия)
- Диана Борисовна Богоявленская (Россия)
- Наталья Яковлевна Большунова (Россия)
- Юрий Вячеславович Громыко (России)
- Александр Николаевич Веракса (Россия)
- Николай Николаевич Вересов (Австралия)
- С-М. Виджетти (Италия)
- Ж. Гил (Норвегия)
- И. Ивич (Сербия)
- Владимир Товиевич Кудрявцев (Россия)
- Геннадий Григорьевич Кравцов (Россия)
- Мухамед Каншобиевич Кабардов (Россия)
- М. Коул (США)
- Андрей Дмитриевич Майданский (Россия)
- Ю. Нишимото (Япония)
- Алексей Сергеевич Обухов (Россия)
- З. Престес (Бразилия)
- A. Раджала (Финляндия)
- Татьяна Эдуардовна Сизикова (Россия)
- С.А. Смирнов (Россия)
- Владимир Самуилович Собкин (Россия)
- Юлия Валерьевна Соловьева (Мексика)
- Александр Шамилевич Тхостов (Россия)
- С. Фидальго (Бразилия)
- М. Флир (Австралия)
- Алла Борисовна Холмогорова (Россия)
- Борис Даниилович Эльконин (Россия)
Организационный комитет:
- А.Д. Герасёв (Россия) — председатель
- Б.О. Майер, Р.О. Агавелян, Л.И. Адамян, Н.Я. Большунова, А.В. Конокотин, М.И. Кузнецов, Л.А. Новопашина, Н.А. Пель, Т.Э. Сизикова, Г.С. Чеснокова (Россия).
Международный конгресс проводится с целью развития культурно-исторической психологии, с учетом сложившихся современных социокультурных трендов и перспектив конструирования новых социальных практик; развития международного научного сотрудничества, укрепления и расширения международных связей; закрепления научных достижений в области гуманитарных направлений. Поиск решений специалистами и специалистами, способными объединиться в междисциплинарные проекты, является первостепенной задачей многих гуманитарных наук, в том числе, культурно-исторической психологии в новых условиях — условиях внедрения цифровых средств в жизнь человека.
Научная проблематика конгресса носит междисциплинарный характер и будет интересна специалистам гуманитарных, естественно-научных и точных наук. Цифровая трансформация — новый мировой тренд общественного развития — привел к смене границ, освоению новых средств деятельности человека и новых форм человеческих отношений. Культурно-историческая психология способна наметить пути решения вопросов, поставленных цифровой трансформацией.
Основные направления работы конгресса:
Направление 1. Методологические и теоретические проблемы цифровой трансформации в социальных практиках с позиций культурно-исторической психологии.
- Цифровая трансформация как культурно-исторический феномен, ее потенциал и границы
- Жизнь в «смешанном» мире: что может дать для ее понимания культурно-историческая психология?
- Когнитивный и культурно-исторический подходы к цифровой трансформации: точки расхождения и возможные зоны соразвития.
- Развитие личности в условиях цифровой трансформации в оптике культурно-исторической психологии.
- Проблемность новой ситуации развития в условиях цифровизации социальных практик.
- Влияние цифровизации на развитие высших психических функций.
- Императив свободы в цифровой трансформации.
- Цифровые средства как новые формы опосредования деятельности и «самоовладения»)
- «Язык цифры» как объект исследования культурно-исторической психолингвистики.
- Психофизиологические и нейропсихологические аспекты цифровой трансформации социальных практик.
Направление 2. Цифровизация в развивающих образовательных практиках: перспективы и ограничения.
- Дошкольник в цифровом мире: развивающие эффекты и риски.
- Цифровизация как инструмент развивающего школьного образования.
- Цифровые среды профессионального становления личности.
- Цифровизация как средство расширения или ограничения потенциала образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы цифровизации в практике психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности и таланта.
- Цифровизация – инструмент lifelong learning в зрелых возрастах.
Направление 3. Цифровая трансформация в профессиональных практиках и развитие личности
- Цифровая компетентность — «отзыв на вызов» или средство расширения границ профессионального мира?
- Развитие субъектности профессионала в цифровых средах.
- Цифровая трансформация как возможность для профессионального творчества.
- Дигитальная эргономика в различных сферах профессиональной деятельности как практиках самоизменения человека.
- Психологические риски «электронной бюрократии».
Направление 4. Практико-ориентированные антропологические исследования и опыт цифровизации с позиции культурно-исторической психологии.
- Мастер-классы дошкольного, школьного, высшего образования, направленные на раскрытие возможностей создания социальной ситуации развития в условиях цифровой трансформации.
- Коллаборация, направления на объединение разных специалистов в решении конкретных задач цифровой трансформации в образовании и других социальных практиках.
- Видеопрезентации технопарков, раскрывающие возможности дополнительной и виртуальной реальностей в оказании поддержки развития личности.
- Антропологические видеопрезентации — демонстрация кейсов цифровизации в социальных практиках.
Круглые столы:
- «А.Р. Лурия: преодоление оппозиции «естественное – искусственное» в психологии»
- «Посредническое действие в цифровой среде: смена аспекта»
- «Субъект деятельности в развивающих цифровых средах»
Памятное заседание, посвященное 120-летию А.Р. Лурия «Вопросы нейропсихологии и нейролингвистики"
Лекции:
- «Л.С. Выготский: религиозные искания и профессиональное самоопределение ученого»
- «Наследие Л.С. Выготского в международном академическом сообществе: проблемы и перспективы»
- «О А.Р. Лурии, нейропсихологе и человеке»
Секция: Культурно-исторический подход в Мексике. Международная академия культурно-исторических исследований.
Мемориальная встреча: Жанна Марковна Глозман: любим и помним.
Встреча: Дарлин Г. Немет (США, директор Центра нейропсихологии Луизианы (NCLA), презентация и обсуждение книги «Evaluation and Treatment of Neuropsychologically Compromised Children» (под редакцией Д. Г. Немет, Ж.М. Глозман).
Конгресс проводится в открытом доступе на Zoom платформе Фонда «Университет детства» и по ссылкам секций, мастер-классов.
Заявка на участие в качестве спикера / автора заполняется и высылается в организационный комитет до 1 июня 2022 года на e-mail: orgcom.vyg1@gmail.com. Форма заявки представлена в информационном письме — скачать в формате pdf.
Слушатели конгресса регистрируются на сайте Фонда «Университет детства».
Редакция журнала «Culture and Education» (Scopus, Web of Science) предоставляет возможность авторам докладов опубликоваться в спецвыпуске журнала, посвященного теме конгресса. Редакция оставляет за собой право отбора материалов.
Планируется издание сборника материалов Конгресса. Условия публикации и требования к материалам представлены в информационном письме — скачать в формате pdf.
Контактная информация:
- e-mail: orgcom.vyg1@gmail.com
- WhatsApp: +7 (913) 931 53 96 (Татьяна Эдуардовна Сизикова).