16+
Выходит с 1995 года
25 февраля 2024

Кто есть кто

Юрий Вячеславович Громыко

Юрий Вячеславович Громыко

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник общего образования РФ.

Директор Института опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л. Шифферса. Директор НИИ инновационных стратегий развития общего образования Департамента образования г. Москвы. Профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук. Профессор Высшей школы управления и инноваций МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета. Профессор Британской школы социально-экономических исследований. Visit-professor Тамканского университета (Тайвань). Guest-professor Манчестерского университета (Великобритания).

Академик РАЕН. Член Международного общества по социокультурным исследованиям теории деятельности (ISCAR).

Председатель Экспертного совета по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании Департамента образования г. Москвы. Эксперт-консультант по научно-методологическому обеспечению окружной экспериментальной программы развития образования. Участник рабочей группы при ОАО «Российские железные дороги» по проекту «Транс-Евразийский пояс развития». Член-учредитель Ассоциации инвесторов Дальнего Востока.

В 1981 г. окончил психологический факультет Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, затем аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

В 1985 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности», в 1993 г. – докторскую диссертацию на тему «Организационно-деятельные игры как средство развития образования».

В 1984-1986 гг. работал в исследовательской лаборатории ЦСКА.

В 1986-1992 гг. — старший научный сотрудник, заведующий лабораторией НИИ управления и экономики образования АПН СССР.

В 1992-1998 гг. — директор Центра региональной политики развития образования РАО.

С 1998 г. — директор Института инновационных стратегий развития образования.

С 2004 г. — директор Института опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л. Шифферса.

В 2017-2019 гг. — руководитель магистерской программы факультета технологического предпринимательства Московского политехнического университета.

Область профессиональных интересов: проблемы теории и истории психологии, возрастной и педагогической психологии, взаимосвязи психологии и педагогики, методологии развития, инновационной политики, экономики развития, глобальной безопасности, стратегии развития страны, модернизации институтов образования.

На основе идей научных школ Г.П. Щедровицкого, Е.Л. Шифферса, В.В. Давыдова развивает основные направления теории мышления, дидактики, содержания образования применительно к новым условиям общественно-исторической практики в России. Является разработчиком теории мыследеятельности и системомыследеятельностного подхода в образовании.

В 1990–1999 гг. под руководством Ю.В. Громыко осуществлялась разработка деятельностного содержания образования на экспериментальных площадках. Основной смысл разработки был связан с созданием образцов деятельностного и системомыследеятельностного содержания образования, а также построением новой организации содержания образования на основе метапредметов.

Разработчик новых подходов к развитию образования. В трудах Ю.В. Громыко показано, что создание новых типов содержания образования напрямую связано с изменением типа научности, а на основе системомыследеятельностного подхода возникают новые технологии школьного обучения, практических типов действия.

Основные публикации:

  • Петровский А.В., Слободчиков В.И., Бим-Бад Б.М., Громыко Ю.В. Задачи и направления перестройки педагогической науки // Вопросы психологии 1988. № 2, с.14.
  • Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. М., 1992.
  • Громыко Ю.В. Стыки. Как перейти из одной системы общественных отношений в другую. М., 1993.
  • Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М., 1996.
  • Громыко Ю.В. Проектное сознание. М.: Институт учебника «Paideia», 1997.
  • Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика. М.: Институт учебника «Paideia», 1998.
  • Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». М.: Институт учебника «Paideia», 1998.
  • Громыко Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л. С. Выготского. М.: Институт учебника «Paideia».
  • Громыко Ю.В. Опыт мыследеятельностной педагогики. М.: Институт учебника «Paideia».
  • Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов: Учебное пособие для учащихся старших классов. М.: Пушкинский институт, 2001.
  • Громыко Ю.В. Стыки 2. Время вышло из пазов. Тюмень: ТОГИРРО, 2001.
  • Громыко Ю.В. Метод В.В. Давыдова: Учебная книга для управленцев и педагогов. М.: Пушкинский институт, 2001.
  • Громыко Ю.В. Педагогические диалоги. История разработки деятельностного образования: Пособие для учителя. М.: Пушкинский институт, 2001.
  • Громыко Ю.В. Подонки. М., 2004.
  • Громыко Ю.В. Сценарная паноплия. Сценарий для России: русский путь. Новая повестка дня для президента. М., 2004.
  • Громыко Ю.В. Политическая антропология транснациональной безопасности: можно ли предвидеть и исчислять террористические акты // Становление Евразийской безопасности. М.: Книга и бизнес, 2005.
  • Громыко Ю.В. Мыследеятельность: курс лекций. В 3-х книгах. М.: Пушкинский институт, 2005.
  • Громыко Ю.В. Антропология политической идентичности. Самоопределение «рашинз» в глобальном мире. Территориальное развитие, транснациональные русские корпорации и идентичность Russians. М.: Аркти, 2006.
  • Громыко Ю.В. ВЕК МЕТА: Современные деятельностные представления о социальной практике и общественном развитии. М., 2006.
  • Андрюшков А.А., Глазунова О.И., Громыко Ю.В., Олексеенко А.И. Антропологические матрицы XX века. Л.С. Выготский — П.А. Флоренский. Несостоявшийся диалог. — Приглашение к диалогу. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
  • Громыко Ю.В., Крупнов Ю.В. Транспортное цивилизационное продвижение — конкретный сценарий развития России. М.: Институт мирового развития, 2007.
  • Громыко Ю.В. Знак: логика и методология: Руководство для управленцев и педагогов. М.: Пушкинский институт, 2009.
  • Громыко Ю.В. Труд самоопределения в современном мире: Учебная книга для управленцев и педагогов. М.: Пушкинский институт, 2009.
  • Громыко Ю.В. Мыследеятельность, сознание и сверхличность. Реальность развития: Руководство для управленцев и педагогов. М.: Пушкинский институт, 2010.
  • Громыко Ю.В. Политическая антропология: Руководство для управленцев и педагогов. М.: Пушкинский институт, 2012.
  • Громыко Ю.В. Психология искусства в научной школе Л.С. Выготского: проблемы теории коммуникативных практик работы с сознанием // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. №3. С. 85-92.
  • Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. №1. C. 93-105.
  • Глазунова О.И., Громыко Ю.В. О двух подходах к диагностике взаимодействий в совместной работе: от оценки взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA к деятельностному анализу сотрудничества в проектных командах // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. №5. С. 58–70.
  • Громыко Ю.В. Сознание как архивариус. На пути к психоматике: дисциплине, которая обнаруживает новые интеллектуально-духовные функции // Вопросы философии. 2019. №4. С. 185-195.
  • Громыко Ю.В. Российская система образования сегодня. Решающий фактор развития или путь в бездну. Образование как политическая технология. М., 2019.
  • Громыко Ю.В. Давыдов — основатель деятельностной практики образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. №5. С. 5–18.
  • Акопова Э.С., Глазунова О.И., Громыко Ю.В. Диагностическая методика оценки способностей к проектированию деятельности в групповой работе «Периметр» // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 2. С. 5–18.
  • Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 57–67.
  • Громыко Ю.В. Реанимация российской системы образования. Проблемы и возможности: другая система координат и навигатор живого субъекта образования // Стратегия развития компьютерной реальности: Коллективная монография. М., 2020. С. 316-336.
  • Глазунова О.И., Громыко Ю.В. Освоение способов действия как интегральный показатель развития интеллектуальных способностей в обучении: к проблеме построения деятельностной диагностики способностей // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17. №3. С. 58–68.
  • Громыко Ю.В., Просекин М.Ю. Обучающая мыследеятельность нового поколения и базовые педагогические компетенции // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. №2. С. 100–128.
  • Громыко Ю.В., Устиловская А.А. О генезисе коллективной субъектности в деятельности технологического кружка (к программе исследований) // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15. №2. С. 155–174.
  • Громыко Ю.В. Культурно-историческая психология овладения деятельностью и альтернативы цифровизации // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19. №2. С. 27–40.

Награды:

  • лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2007)
  • первая премия всероссийского конкурса интеллектуальных проектов «Держава» (2009)
  • медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)
  • Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика. М.: Институт учебника «Paideia», 1998.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»