
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства Московского педагогического государственного университета. Профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Преподаватель Международного института информатики, управления, экономики и права в г. Москве.
Член диссертационного совета при МГПУ.
Член Экспертного совета ИКП РАО по разработке примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с ТМНР, участвовала в ее разработке.
В 1978 г. окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1993 г. - дефектологический факультет Московского государственного открытого педагогического института по специальности «олигофренопедагог, логопед вспомогательной школы», в 1996 г. - отделение специальной психологии МГОПУ.
В 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии», в 2005 г. - докторскую диссертацию на тему «Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии».
Работала в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова - профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии.
Одна из ведущих российских специалистов по вопросам оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основатель научной школы «Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Область профессиональных интересов:
- психолого-педагогическое сопровождение семей лиц с нарушениями развития
- психолого-педагогическая помощь лицам с расстройствами аутистического спектра
- психолого-педагогическое сопровождение лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)
- психолого-педагогическая помощь лицам с умственной отсталостью
- профориентация и социализация лиц со сложными нарушениями развития
Гранты:
- 3.4.1/15024 «Организационные и методические основы организации обучения детей с множественными психофизическими нарушениями» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» на 2008 г.
- 3.1.1/5014 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»
- 3.1.1/10818 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)»
- Государственный контракт № 07.028.11.0002 от 26 марта 2014 г. «Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»
- Государственное задание по проекту №3305 «Разработка и научно-методическое обоснование системы профориентационной работы и моделей социализации (сопровождаемого проживания) для обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом»
Читает курсы:
- Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи
- Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
- Технологии проектирования коммуникативной среды для лиц с умственной отсталостью
- Психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей
- Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
- Психологическое сопровождение семей с детьми, имеющими особенности развития
- Обучение и воспитание лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Основные публикации:
- Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: Монография. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2004, 192 с.
- Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение современной семьи: Монография. М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008. 131 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебник / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2011. С. 227-240 (глава 5, параграф 5.4.). С. 277-311 (глава 7).
- Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А. Никольской. М.: Национальный книжный центр, 2013. С. 242-266 (параграф 4.4.). С. 266- 288 (параграф 4.5).
- Патопсихология: теория и практика: Учебник / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, Г.Х. Юсупова, Г.А. Бутко; под ред. И.Ю. Левченко. М.: Академия, 2013. С. 54-88. С. 141-159.
- Ткачева В.В., Труханова Ю.А. Технологии психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников: Учебно-методическое пособие. М.: Национальный книжный центр, 2013. 120 с.
- Ткачева В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ: Монография. М.: Спутник +, 2014. 215 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Учебник / под ред. В.В. Ткачевой. М.: Академия, 2014. 272 с.
- Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование: Учебно-методическое пособие. М.: Национальный книжный центр, 2014. 152 с.
- Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2017. 281 с.
- Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебно-методическое пособие / В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова; под ред. В.В.Ткачевой. М.: ИНФРА-М, 2017. 191 с.
- Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учебное пособие / В.В. Ткачёва, И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева; под ред. В.В. Ткачёвой. М. : ИНФРА-М, 2020, 2021. 198 с.
- Ткачева В.В. Работа с родителями обучающихся с ОВЗ: профориентация и социализация. М., 2020.
- Ткачева В.В. Пропедевтика ранней профориентации в работе психолога с обучающимися с умственной отсталостью. М., 2020.
- Ткачева В.В., Каткова И.А. Особенности психологического базиса чтения умственно отсталых школьников со сложными нарушениями развития: монография. М.: ИНФРА-М, 2021. 215 с.
- Ткачева В.В. Профориентационная психодиагностика лиц со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3.
- Ткачева В.В. Современные технологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья //Современные проблемы науки и образования. 2016. №4.
- Ткачева В.В. Бразгун Т.Н. Семья ребенка с синдромом Дауна сквозь призму изучения особенностей межличностных отношений //Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. №1. С. 28–39.
- Ткачева В.В., Воронкова В.В., Каткова И.А. К проблеме обучения чтению умственно отсталых младших школьников со сложными нарушениями развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. 2018. №4. С. 36-41.
- Ткачева В.В. Бразгун Т.Н. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2018. №3. С. 84-96.
- Ткачева В.В., Неклюкова М.Б. Особенности психологического выбора волонтеров, оказывающих помощь детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, детям с онкозаболеваниями и их семьям // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, №3. С. 85-100.
- Ткачева В.В., Кожевникова Н.А. Траектории формирования профессиональной мотивации и трудовых навыков у лиц с умственной отсталостью и комплексными нарушениями // Профессиональный дизайн взаимоотношений как основа реабилитации лиц с интеллектуальными и тяжелыми и множественными нарушениями: сборник научно-методических работ / Под ред. И.Н. Нурлыгаянова. – М. - Берлин: Директ-Медиа, 2020. С. 119-126.
Награды:
- Медаль «В память 850-летия МОСКВЫ» (1997)
- Медаль «80 ЛЕТ_ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР» (1997)
- Почетный знак Первого Всероссийского съезда дефектологов «За вклад в дефектологию» (2015)
- Диплом XX Московской международной книжной выставки-ярмарки «Дошкольник 2007. Инновационные тенденции в дошкольном образовании и коррекционной педагогике»
- Диплом I степени МГГУ им. М.А. Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» (2007)
- Диплом I степени МГГУ им. М.А. Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии» (2008, 2009)
- Лучший преподаватель МГГУ им. М.А. Шолохова по итогам 2012 г.
- Благодарность от ректора МГГУ им. М.А. Шолохова за большой вклад в работу факультета и педагогическое мастерство